Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:05, курсовая работа
Цель этой работы – изучить философию менеджмента в японских компаниях.
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской модели управления?
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает и развивается философия менеджмента?
Введение………………………………………………………………….3
Глава I. Японская модель менеджмента
1.Сущность японской модели менеджмента………………………..6
2.Системы управления в Японии……………………………………10
Глава II. Менеджмент по-японски
1.История компании Sony……………………………………….…...17
Заключение………………………………………………………………28
Список литературы……………………………………………………
«Сони корпорейшн» первой запустила в массовое производство миниатюрные транзисторные радиоприемники и телевизоры (самый первый такой телевизор создали разработчики Sony), домашний видеомагнитофон, портативный кассетник с наушниками.
Совместно с концерном «Филипс» разработана и внедрена новая лазерная технология звукозаписи. А также портативный стереопроигрыватель «Уокмен», плоский телевизор «Уочмен» в виде наручных часов, «Дискмен» - проигрыватель на компакт-дисках, система «Тринитрон», новый метод проецирования цветного изображения на кинескопы телевизоров, переносные видеокамеры и домашние видеомагнитофоны.
Далеко не все удавалось воплотить в жизнь. Руководители Sony признаются, что потеряли деньги на цветных телевизорах «Хроматрон», потерпели неудачу с эл-кассетами, аудиокассетами большого размера с широкой лентой. Отказ от производства калькуляторов затормозил работы по созданию собственной вычислительной техники.
Sony называли и менее почтительно - «морской свинкой» электронной промышленности. Ее продукция всегда имела потрясающий эффект. Она прокладывала дорогу своим конкурентам, которые вовсю пользовались этим. Промежуток времени - между созданием оригинала и его копированием - постоянно сокращался. Сначала это был год, потом полгода, а теперь чуть больше нескольких месяцев.
В таких условиях для Sony остается лишь один путь - наступательная стратегия. Они открывают новые рынки и захватывают на них максимальную долю.
Добившись лидирующего положения у себя на родине, Sony приступает к освоению зарубежных рынков. Сделать это было весьма непросто. Репутация товаров с маркой «Сделано в Японии», которые поставлялись за границу до войны, была низкой. Морита признается: сперва они старались делать эти слова как можно мельче - в надежде, что покупатель не обратит на них внимания. Однажды переусердствовали. Американская таможня возмутилась, заставив фирму использовать буквы нормальных размеров.
В конце пятидесятых годов Sony занимает лидирующее положение по производству магнитофонов. Более того, «Сони» стала одной из немногих изготовителей транзисторных приемников, потеснив при этом многочисленных конкурентов на Западе.
Став могущественной корпорацией, можно позволить себе крупномасштабные захваты. С 1987 года Sony усиливает влияние в Европе и в Америке. 1988 год - за два миллиарда долларов скуплена «Си-би-эс рекорд», а год спустя - «Коламбия пикчерз».
При налаживании деловых контактов сказывались различия в подходе к решению многих проблем. Продавая первую партию транзисторных приемников, администрация Sony потребовала от своего американского контрагента повысить стоимость одного изделия, если заказ превысит десять тысяч штук. Хотя в мировой практике все наоборот. Чем больше заказ, тем соответственно ниже стоимость.
Руководители компании установили для себя еще одно правило. Они решили никогда, ни при каких условиях не ставить на своей технике название других компаний. Это имело огромное значение. Sony работала только для раскрутки своего имени, упрочения своих позиций.
В конце шестидесятых - начале семидесятых Sony становится одной из первых среди производителей бытовой электроники в размерах всего капиталистического мира.
Сильной стороной японских товаров всегда были миниатюризация и компактность. Это связано с культурой Страны восходящего солнца. Старая традиция используется Sony. Создавая маленький радиоприемник, разработчики стремились к тому, чтобы он мог поместиться в кармане. Коммивояжер должен был продемонстрировать готовый приемник и опустить его в карман. К сожалению, требуемых размеров тогда никак не удавалось достичь. Фирма заказала рубашки с несколько увеличенными карманами, чтобы приемник мог там поместиться.
Именно идеологам Sony принадлежит смелая идея «временного сдвига». С момента своего появления, телевидение стало «властителем дум» людей. Однако мало кто задумывался о главном недостатке электронного чуда.
Купив книгу, вы можете сами выбрать время для чтения. Любимая передача, напротив, заставляет «подстраиваться под себя». Распорядок жизни миллионов людей попал в зависимость ТВ-программки. Домашние видеомагнитофоны позволили человеку вновь стать хозяином - если не своей судьбы, то хотя бы режима дня.
Существует и другое отличие от книги. Читать можно, как захочется - хоть с середины. Вы пропускаете то, что кажется скучным, или, от любопытства, сразу же заглядываете на последнюю страничку. А просмотр телевизора - пассивное занятие. Зрителю дозволено лишь переключать каналы да приглушать звук. Видео позволило осваивать информацию активно.
Каждый человек самостоятельно просматривает представленный материал. Он выбирает, что интересно лично ему, нередко отметая даже концепцию автора. Уничтожались основополагающие принципы старого телевещания. Появление домашних видеомагнитофонов значительно подорвало возможности цензурного контроля.
Большинство нововведений Sony являются портативными версиями уже существующих предметов. Аналитики изучают состояние рынка. Если нет в наличии какого-нибудь товара, то возникает вопрос, отчего бы его не сделать? Оппоненты должны представить убедительные доводы, почему требуемый товар не будет иметь спроса. Задача лидера изучить представленные аргументы скептиков и опровергнуть их.
Существует даже понятие «философия новизны». Транзисторный приемник можно использовать в любых условиях. Магнитофон с наушниками позволяет слушать музыку, не мешая окружающим, в любое время суток в любом месте. Видеомагнитофоны положили конец диктатуре телекомпаний.
После всестороннего обсуждения, инженеры принимаются за коллективную работу. При разработке видеомагнитофона около десяти параллельных исследовательских групп проводили свои независимые изыскания.
Невозможно представить сегодняшний мир без портативного плеера. Создание «Уокмена» служит яркой иллюстрацией, как работает изобретательская мысль Sony. Масару Ибука очень любил слушать музыку. Однако нельзя сидеть весь день на одном месте. Ему приходилось таскать с собой тяжелый магнитофон и наушники. Подобная физзарядка вовсе не радовала японского меломана.
Так возникла идея создать маленький кассетник. Его название, «Уокмен», многие сочли неудачным. В нем нарушались правила грамматики. Да и сама концепция казалось сомнительной. Кому нужен магнитофон без записывающего устройства?
Не
обошлось без проб и ошибок. Сначала
инженеры намеревались создать устройство,
которое могли слушать одновременно несколько
человек. Но оказалось, что потребители
не хотят ни с кем делиться. Они собирались
использовать «Уокмен» только для себя.
Создание
игровых приставок стало
В 1991 году была начата работа над системой, название которой сейчас всем хорошо известно - PlayStation. Две компании вновь пытаются наладить совместные разработки в области видеоприставок. Nintendo собиралась использовать CD-ROM в Super Nintendo Entertainment System (Super NES) и прибегла к помощи специалистов Sony. Однако и на этот раз взаимопонимание не было достигнуто. Руководители Nintendo решили использовать технологию CD-I, от Philips.
Спустя год, предпринята третья попытка работать вместе. И вновь безуспешно. Sony смотрела шире, полагая, что PlayStation должна оставаться автономной, не зависимой от Super NES приставкой.
В 1994 г. новая консоль появилась на прилавках. Она сразу стала необыкновенно популярной не только в Японии, но во всем мире. Тому есть несколько причин - огромные рекламные возможности концерна Sony, использование CD вместо традиционного картриджа. Но самое главное, видимо, - это хорошо продуманные и интересные игры.
Исследование в области гейм-технологий - вид деятельности, который ныне поставлен в концерне на широкую ногу. По словам Окамото, главы технического офиса Sony Computer Entertainment, PlayStation 6 или 7 могут быть основаны на биотехнологиях.
За долгий срок своего развития администрация «Сони» разработала хорошо продуманную систему управления. Она основывается на неукоснительном соблюдении древних традиций, норм культуры, взаимоотношений между людьми и быстром освоении всего нового, что несет с собой технический прогресс.
Сигеру Кобаяси, один из идеологов Sony, утверждал следующее. Успех компании, во многом, объясняется строгим следованием принципу дзен-буддизма - «Му» («неопредметливание», «неовеществление»). Необходимо сознательно отказаться от жестких планов, в данном случае, в бизнесе.
Руководителю следует исходить из ситуации, а не «ломить» носорогом через кусты. Если затея, казавшаяся выгодной, оборачивается сплошными проблемами - надо сразу же выбросить ее из головы. Человек, который психологически «открыт» перед лицом изменений, всегда найдет новые пути к успеху. А тот, кто зациклен на одном плане, просто не сможет увидеть эти возможности, так как даже не ищет их.
Администрация Sony старается поощрять творческое отношение к работе. Во многом, это идет вразрез со взглядами, традиционными для японского общества. Морита обосновывал право младшего по должности не соглашаться со старшими.
Принципы управления в Японии тоже имеют свою специфику. Считается, что бесполезно бранить подчиненных, искать «козлов отпущения». Необходимо найти решение, которое устроит и руководителя, и его подчиненных. Начальник должен воспитывать в себе такие качества, как терпение и чуткость. Он не может вести себя эгоистично и нечестно. Следует хорошо разобраться во всем, прежде чем принимать решение, а потом нести за него полную ответственность.
Эти правила отличаются от стран западного мира. Там, чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем больше отрывается от нужд и проблем «простых людей». В Японии же высокопоставленные чиновники должны вести себя скромно, даже незаметно. Каждый из них - всего лишь смиренный служитель общего целого.
В Стране восходящего солнца иное отношение к труду, нежели в странах Запада. Когда в начале ХХ века, в Америке и Европе, рабочие боролись за свои права, они объединялись в профсоюзы. Подобная организация была единственным способом, позволявшим противостоять богатству промышленника. Оборотной стороной этого стала узкая специализация. Совершенно иначе обстоят дела в Японии. Здесь человек готов к постоянной учебе, освоению новой профессии.
Это делает экономическую систему более гибкой. Решается проблема устаревших рабочих мест. В наш век специальности быстро устаревают, но западный человек не способен сразу же научиться новой. Следовательно, государство должно тратить деньги на то, чтобы сохранить ему работу или выплачивать пособие. Складывается ситуация, бессмысленная с точки зрения японца. Здоровый, готовый трудиться индивид предается безделью, а другие еще и платят ему за это. Подобная практика называется «социальной защитой», но стоит ли говорить, насколько это невыгодно для общества в целом.
Необходимо
учитывать психологические
Человек думает не о себе лично, как принято на Западе, но о благе всей компании. Эта система не смогла бы работать, не существуй обратной связи.
Ключевую роль в идеологии «Сони» играет патернализм. Сотрудники фирмы должны ощущать, что все они - члены одной большой семьи. Это значительно облегчает контакты между «этажами» иерархической пирамиды, какую представляет из себя современная гигантская корпорация. В фирме практикуется система пожизненного найма. Очень многие служащие, уйдя на пенсию, продолжают работать на менее престижной должности. Никого это не удивляет. Опыт и мастерство делают их ценными работниками.
В компании существует внутренняя биржа труда. Тот, кто считает, что его таланты не находят применения, может перейти на другую должность. Это происходит «через голову» непосредственного начальника. Одобрение или даже просто рекомендация последнего не нужна. Более того, администратор узнает о переводе своего сотрудника в последний момент.