Факторы внутренней среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

Работа содержит 1 файл

Стратегичский менеджмент часть1.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Исследователь выполняет разнообразные и сложные  задачи, и  они  могут  вовсе не повторяться ни разу в течение  дня,  недели  или  года.  Для  того  чтобы выполнить некоторые из задач, исследователю требуется  несколько  часов  или даже дней. В общем можно сказать,  что  управленческая  работа  носит  менее монотонный, повторяющийся характер и время выполнения  каждого  вида  работы увеличивается по мере переходя управленческой работы  от  низшего  уровня  к высшему.

      Изменения в характере и содержании задач  тесно  связано  с  эволюцией

специализации.  Как  показал  в  своем  знаменитом  примере  о  производстве булавок    Адам    Смит,    специалист    может    существенно     увеличить производительность  труда.  В  нашем  веке  технологические  нововведения  и системное сочетание техники  и  специализации  труда  сделали  специализацию задач углубленной и сложной до такой степени, о  которой  и  думать  не  мог Смит.

    4. Технология

    Технология  как фактор внутренней среды имеет гораздо  большее  значение чем многие думают. Большинство людей  рассматривают  технологию  как  нечто, связанное  с  изобретениями  и  машинами,  например  с  полупроводниками   и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал о влиянии технологии на организацию и  общество,  описывает  технологию  как  средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические  материалы  – в искомые продукты и услуги.

    Технология  подразумевает  стандартизацию  и  механизацию.    То   есть

использование  стандартных  деталей  может  существенно  облегчить   процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров,  процесс производства которых не стандартизован.

    В  начале века появилось такое  понятие как сборочные конвейерные  линии. Сейчас этот принцип используется почти повсеместно, и очень сильно  повышает производительность предприятий.

    Технология,   как   фактор,   сильно   влияющий   на    организационную

эффективность  требует  тщательного  изучения  и классификации.  Существует несколько способов классификации, я опишу классификацию  по  Томпсону  и  по Вудворд.

    Классификация   технологии  по  Джоан  Вудворд   пользуется   наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий Единичное,   мелкосерийное   или   индивидуальное   производство,   где одновременно изготавливается только одно изделие.

    Массовое  или крупносерийное производство  применяется  при  изготовлении  большого количества изделий,  которые идентичны друг другу  или  очень похожи.

    Непрерывное  производство  использует  автоматизированное  оборудование, которое  работает  круглые  сутки  для   непрерывного   изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.

    Социолог  и теоретик организации Джеймс  Томпсон  предлагает  другие  три категории технологий не противоречащие трем предыдущим:

     1. Многозвенные технологии, характеризуемые  серией независимых  задач, которые должны  выполняться  последовательно.  Типичный  образец  – сборочные линии массового производства.

 2. Посреднические технологии характеризуются встречами групп людей,

  таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются  или

  хотят быть взаимозависимыми.

 3.  Интенсивная  технология  характеризуется  применением  специальных

 приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести  определенные

  изменения в конкретном материале, поступающем в производство.

Эти две  категории  не  так  уж  расходятся  друг  с  другом.  Например

многозвенные технологии эквивалентны технологиям массового  производства,  а посреднические    технологии    занимают   промежуточное    место     между индивидуальными  технологиями   и   технологиями   массового   производства.

Различия в этих классификациях в первую очередь  вызваны  разными  областями специализации авторов. То есть Вудворд в  основном  занималась  технологиями промышленных предприятий, а Томпсон же обхватывал все виды организаций.

    Нельзя назвать  какой-то один тип  технологии  лучше  другого.  В  одном

случае  может быть более  приемлем  один  тип  а  в  другом  более  подойдет

противоположный.   Люди   определяют   окончательную   пригодность    данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри  организации люди  являются  важным  решающим  фактором  при  определении  относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным  технологиям.

Никакая технология не может  быть полезной и никакая  задача  не  может  быть выполнена  без  сотрудничества  людей,  которые  являются  пятой  внутренней переменной.

    5. Люди

    Люди являются  основой любой организации.  Без  людей  нет  организации.

Люди в организации  создают ее продукт, они формируют  культуру  организации,

ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

    В силу такого  положения люди для менеджера   являются  «предметом  номер один». Менеджер  формирует  кадры,  устанавливает  систему  отношений  между ними, включает их в созидательный процесс  совместной  работы,  способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

      Люди, работающие  в организации, очень сильно  отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст,  образование,  национальность,  семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать  серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного  работника,  так и на действия  и  поведение  других  членов  организации.  В  связи  с  этим менеджмент должен  строить  свою  работу  с  кадрами  таким  образом,  чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения  и  деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные  последствия его действий. В  отличие  от  машины  человек  имеет  желания,  и  для  него характерно наличие отношения к своим действиям  и  действиям  окружающих.  А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи  менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в  большой  степени зависит успех функционирования организации.

 Внутренняя жизнь организации  состоит из большого  количества  различных

действий, подпроцессов и  процессов. В зависимости от  типа  организации,  ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут  занимать  в ней  ведущее  место,  некоторые   же,   широко   осуществляемые   в   других организациях процессы,  могут  либо  отсутствовать,  либо  осуществляться  в очень небольшом размере. Однако несмотря на огромное  разнообразие  действий и процессов, можно выделить пять  групп  функциональных  процессов,  которые охватывают  деятельность  любой  организации  и  которые  являются  объектом управления  со  стороны  менеджмента.   Данными   функциональными   группами процессов являются следующие:

    . производство;

    . маркетинг;

    . финансы;

    . работа с кадрами;

    . эккаунтинг (учет  и анализ хозяйственной деятельности).

    Управление  производством состоит в осуществлении  управления  процессом переработки сырья, материалов  и  полуфабрикатов,  поступающих  на  входе  в организацию, в продукт, который организация предлагает  внешней  среде.  Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление  разработкой  и проектированием  продукта;  выбор  технологического  процесса,   расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат  на  изготовление  и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой  сырья,  материалов и  полуфабрикатов;  управление  запасами  на  складах,  включающее  в   себя

управление  хранением  закупленных  товаров,   полуфабрикатов   собственного изготовления для внутреннего  пользования  и  конечной  продукции;  контроль качества.

    Управление  маркетингом призвано посредством  маркетинговой  деятельности по  реализации   созданного   организацией   продукта   увязать  в   единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации  и достижение целей организации. Для  этого  осуществляется  управление  такими процессами и действиями,  как:  изучение  рынка;  реклама;  ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

    Управление  финансами  состоит  в   том,  что  менеджмент   осуществляет

управление  процессом движения финансовых средств  в  организации.  Для  этого осуществляется:  составление  бюджета  и  финансового  плана;   формирование денежных  ресурсов;  распределение   денег   между   различными   сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

    Управление  персоналом связано с обеспечением  производственной и  других сфер   людскими   ресурсами(найм,   подготовка   и    переподготовка).Также предполагает  выполнение  всех   управленческих   действий,   связанных   с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

    Управление  эккаунтингом предполагает управление процессом  обработки  и анализа  финансовой  информации  о  работе  организации  с  целью  сравнения фактической  деятельности  организации  с  ее  возможностями,  а   также   с деятельностью  других  организаций.  Это   позволяет   организации   вскрыть проблемы, на которые она должна обратить  пристальное  внимание,  и  выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

II. Сущность  и необходимость горизонтального и вертикального разделения

труда

Перед любой  организацией стоит задача формирования и развития структуры управления как средства целенаправленной координации усилий всех  элементов, образующих  эту  организацию.  Структура  управления  должна   устанавливать четкую  взаимосвязь  различных  видов   деятельности   внутри   организации, подчинив   их   достижению   определенных   целей.   Конечным    результатом организационной  системы  является  повышение  эффективности   производства.

Простая сумма машин, сырья  и людей - это  ещё  не  организация.  Предприятие может   увеличить   свою   производительность,    лишь    улучшая    способы комбинирования этих ресурсов. Каждая  система  должна  быть  структурирована для эффективного функционирования. Чтобы эффективно обеспечивать  достижение установленных целей, необходимо понять структуру каждой выполняемой  работы, всех  подразделений  и  организации  в   целом.   Структура.   Перед   любой организацией стоит задача формирования и развития структуры  управления  как средства целенаправленной координации усилий всех элементов, образующих  эту организацию. Структура управления должна  устанавливать  четкую  взаимосвязь различных видов деятельности  внутри  организации,  подчинив  их достижению определенных целей. Конечным результатом организационной  системы  является повышение эффективности производства. Простая сумма машин, сырья и  людей  - это   ещё    не    организация.    Предприятие    может    увеличить    свою производительность,  лишь  улучшая  способы  комбинирования  этих  ресурсов.

Каждая   система    должна    быть    структурирована    для    эффективного

функционирования. Чтобы  эффективно  обеспечивать  достижение  установленных целей,  необходимо  понять  структуру  каждой   выполняемой   работы,   всех подразделений и организации в целом.

    В большинстве  организаций структура оформлена таким образом, что каждое подразделение  и,  в  свою  очередь,  каждый  работник  специализируется  на определенных областях деятельности.

    Рациональное  разделение  труда  зависит   как  от  абсолютного   объема

выполняемых работ, так и  от необходимого уровня знаний отдельных  работников в  разных   областях   деятельности,   их   квалификации.   При   разработке организационной структуры одним из главных является вопрос о  том,  в  какой степени следует осуществлять разделение  труда,  имея  в виду  преимущества специализации.

    Внутри организации  выделяют горизонтальное  и   вертикальное  разделение труда.   Горизонтальное   разделение   труда    производится    с    помощью дифференциации функций в организации.

    Разделение всей  работы на  составляющие  компоненты  обычно  называется горизонтальным разделением труда. Например, профессор читает курс лекций,  а ассистент ведет практические занятия. В данном случае он мог  бы  сам  вести практические занятия, но, учитывая разницу  в  квалификации,  целесообразнее эти функции передать ассистенту.

Вертикальное  разделение  труда  предполагает   управление   и   координацию определенных групп людей для достижения поставленной цели. В  нашем  примере ассистент  не  может  взять  на  себя  функции  профессора,  так   как   ему подчиняется. Следовательно, профессор берет на себя функции менеджера.

    Причем политика  формирования горизонтального разделения  труда  сводится к: определение  работы,  т.е.  сведение  отдельных  задач   в   конкретные однородные виды работ и установление связей между ними.  При этом  каждая работа  может  исполняться  одним   или   различными   лицами,   занимающими определенные должности в организации;

    охват  управления,  т.е.  определяется   число   подчиненных,   которые

отчитываются перед соответствующими руководителями;

    функционализация  организации, т.е.  установление  набора  разнообразных

задач, которые должны быть выполнены для достижения целей  организации;

    разделение организации  на структурные части - отделы,  сектора,  бюро,

Информация о работе Факторы внутренней среды