Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление факторов, влияющих на процесс принятия решений.
2. Условия среды принятия решения: риск, определенность и неопределенность.
Принятие управленческих решений - это сложный психический и организационный процесс, который находится под влиянием большого числа факторов, обусловленных как психологическими особенностями личности руководителя, так и конкретной ситуацией принятия решения. Поэтому для достижения успеха руководитель организации должен не только хотеть, но и уметь принимать решения, т.е. делать выбор альтернативы осознанно с учетом знаний о себе и знаний о ситуации, в которой он находится.
При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Понятие "риск" используется здесь не в смысле опасности. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. В ходе оценки альтернатив и принятия решений руководитель должен прогнозировать возможные результаты в разных обстоятельствах или состояниях природы. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности риска или неопределенности.
ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Примером определенного решения может быть вложение избыточной наличности в 10% - е депозитные сертификаты. Руководитель знает, что за исключением возникновения крайне маловероятных чрезвычайных обстоятельств, вследствие чего федеральное правительство не сможет выполнить свои обязательства, организация получит ровно 10% на вложенные средства. Подобным образом руководитель может, по меньшей мере на ближайшую перспективу, точно установить какими будут затраты на производство определенного изделия, поскольку арендная плата, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой точностью.
Сравнительно
немногие организационные или
РИСК. К решениям, принимаемых в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна 1. В условиях определенности существует только одна альтернатива.
Наиболее
желательный способ определения
вероятности - объективность. Вероятность
объективна, когда ее можно определить
математическими методами или путем
статистического анализа
Руководство должно учитывать уровень риска в качестве важнейшего фактора.
Неопределенность – одно из центральных понятий в современной теории и практике управления. Важность этого понятия обусловлена тем, что на деятельность любой организации влияют неопределенные факторы.
К
ним относятся такие факторы
внешней и внутренней среды, значения
которых неизвестны или известны
не полностью. Несмотря на дефицит информации,
возможное влияние
В общем случае неопределенность в моделях принятии решений следует понимать как наличие нескольких возможных исходов каждой альтернативы. Действительно, в обыденном понимании неопределенность обычно связывается с такими характеристиками, как непредсказуемость, случайность, неоднозначность, нечеткость. Если факторы, влияющие на принятие решения, обладают этими свойствами, то нельзя говорить о каком-либо определенном исходе альтернативы. В этих условиях необходимо рассматривать все возможные исходы или хотя бы наиболее вероятные из них. Например, управленческое решение о производстве новой продукции или открытии нового вида деятельности принимается в условиях неопределенности, поскольку его последствия не определены в силу влияния таких факторов, как потребительский спрос, действия конкурентов, изменения в законодательстве и других. Следовательно, при анализе данного решения необходимо рассматривать несколько возможных исходов, т.е. значений показателей эффективности (ожидаемой прибыли, объема продаж, доли рынка и т.д.), которые используются для принятия решения.
Неопределенность
выступает необходимым и
Как отмечается в этимологическом словаре Фасмера, термины «риск», «рисковать» происходят от греческого rysicon – утес, скала; отсюда рисковать – значит взбираться на скалу или лавировать между скалами.
В
настоящее время существует много
определений понятия «риск». В
частности, под риском понимают действие,
направленное на привлекательную цель,
достижение которой сопряжено с
элементом опасности, угрозой потери
или неуспеха. В словаре русского
языка риск определяется, во-первых,
как возможная опасность чего-
Итак,
сначала дадим определение
Если
информацию получить по приемлемой цене
непросто, но такая возможность скоро
появится, самое правильное для руководителя
— отложить принятие решения. Здесь,
правда, сделано допущение, что время
не является критическим фактором и
потери от задержки будут более чем
перекрыты выгодой от более качественного
решения на основе дополнительной информации.
Выгода издержки по большей части
субъективно оцениваются
Большое
место среди перечисленных
Поведенческие ограничения.
Многие из факторов,
затрудняющих межличностные и
Руководители могут быть настолько перегружены информацией и текущей работой, что будут не в состоянии воспринять открывающиеся возможности. Послужной список каждого может показать, как они воспринимают проблемы и реагируют на них. Согласно одному исследованию, руководители дают разное определение одной и той же проблемы в зависимости от отделов, которые возглавляют.
Руководитель может чувствовать, что вышестоящий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реальной или потенциальной проблеме.
Как указано выше, от способа обмена руководителя с подчиненными информацией в значительной мере зависит поведение последних. Подобным образом может иметь место точка зрения, по которой «проблемы — это плохо», ибо гораздо важнее «хорошо выглядеть». Люди могут усваивать такую позицию от своих коллег.
Руководитель может отвергнуть тот или иной курс действий в силу личных пристрастий или лояльности по отношению к кому-то. Он может решить не прекращать сомнительные инвестиции или проект, поскольку поддерживал их на протяжении долгого времени. В результате ему будет трудно объективно оценить текущее состояние освоения капиталовложений или проекта. Подобным образом менеджер может решить поддержать или не поддержать определенный проект, поскольку руководитель этого проекта ранее не поддержал выдвинутый менеджером проект.
Установлено,
что многочисленные психологические
факторы и личностные особенности
сказываются на процессе принятия решений.
Принятие управленческих решений во
многих отношениях является искусством
нахождения эффективного компромисса.
Выигрыш в одном почти всегда
достигается в ущерб другому.
Решение в пользу продукции более
высокого качества влечет за собой
рост издержек; некоторые потребители
будут довольны, другие перейдут на
менее дорогостоящий аналог. Установка
автоматической производственной линии
может снизить общие издержки,
но одновременно привести к увольнению
лояльных рабочих. Упрощение технологии
может позволить фирме
Проблема
процесса принятия решений состоит
в сопоставлении минусов с
плюсами целях получения
Часто
руководителю приходил выносить субъективное
суждение о том, какие негативные
побочные эффект допустимы при условии
достижения желаемого конечного
результата. Однако, некоторые негативные
последствия никоим образом не могут
быть приемлемым для руководителей
организации. Пример: нарушение закона
или этических норм. В подобных
случаях, когда выбираются критерии
для принятия решения, негативные последствия
следует трактовать как ограничения.
Заключение
Важная
особенность процессов принятия
управленческих решений заключается
в необходимости учитывать
Личностные оценки содержат субъективное ранжирование важности, качества или блага. В отношении принятия решений оценки выступают в качестве компаса, указывающего человеку желательное направление, когда приходится выбирать между альтернативами действий. Важно подчеркнуть, что все управленческие решения построены на фундаменты чьей –то системы ценностей.
Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, один из сотрудников может считать неправильным поддерживать информацию, с помощью которой коллега мог бы улучшить проект, над которым он трудится. Несмотря даже на то, что это работник может быть его главным конкурентом на пути должностного продвижения. Ценность, которую первый работник придает лояльности и открытости, заставляет его принять решение о передаче информации коллеге
Информация о работе Факторы, влияющие на процесс принятия решения