Факторы, определяющие формирование и развитие японской модели менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 13:45, сочинение

Описание работы

Итак, целью данной работы является определение факторов, определяющих формирование японской модели менеджмента.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
– на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала исследовать характерные черты и принципы японской системы управления;
– проследить историю и предпосылки становления современной модели японского менеджмента:
– определить факторы, послужившие основой эффективности японской системы.

Работа содержит 1 файл

История менеджмента.docx

— 40.48 Кб (Скачать)

     Федеральное государственное  автономное

     образовательное учреждение

     высшего профессионального образования

     «СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     Институт  экономики, управления и природопользования

     Кафедра корпоративного развития и менеджмента  организации 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Эссе

     Факторы, определяющие формирование и развитие японской модели менеджмента 
 
 
 
 
 

     Подготовил  студент направления 

     «Общий  и стратегический менеджмент»:

     Василенко Екатерина,

     Проверил:

     кандидат экономических наук, доцент

     Шилина  Ольга Николаевна 
 
 
 

     Красноярск 2010

     Введение

     В современной теории менеджмента  традиционно сложились национальные школы управления, каждой из которых  присущи свои уникальные принципы управления, учитывающие определенные национальные особенности, особенности национальной психологии, менталитета. Одной из таких  школ является японская модель менеджмента, призванная наиболее эффективной во всем мире, при этом главной причиной успеха считается умение работать с  людьми.

     Японская  система управления развивалась  частично под влиянием местных традиций, частично – вследствие американской оккупации после второй мировой  войны, частично – как реакция  на необходимость борьбы с бедностью  и разрухой после войны.

     В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам  управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило  ей занять лидирующее положение в  мире. В связи с этим особый интерес  представляют факторы и предпосылки  развития японской школы управления. В данной работе мы исследуем историю  становления и развития модели управления, сформировавшейся в Европе, и выделим  основные факторы, определяющие успех  данной национальной школы.

     Итак, целью данной работы является определение факторов, определяющих формирование японской модели менеджмента.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

     – на основе изучения теоретических источников, а также фактического материала  исследовать характерные черты  и принципы японской системы управления;

     – проследить историю и предпосылки  становления современной модели японского менеджмента:

     – определить факторы, послужившие основой  эффективности японской системы.

     Объектом  исследования является японская модель управления.

     Предмет исследования – предпосылки формирования японской системы менеджмента.

 

      Часть 1. Анализ существующих материалов из печатных и электронных  источников информации по заданной теме

     После Второй Мировой войны, из которой Япония вышла в качестве проигравшей стороны, страна по уровню своего экономического развития уступала многим мировым державам. В течение 20 послевоенных лет на мировом рынке господствовали Соединённые штаты Америки, где наблюдался стабильный рост производительности труда. Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности труда изменилась. К концу 60-х началу 70-х годов Мировой рынок заполнили товары, произведённые в Японии, которые по большинству показателей были более качественными, и в тоже время дешевле своих аналогов произведённых в других странах, в частности в США.

     На  мировую арену стремительно поднялась новая высокоразвитая в экономическом смысле страна – Япония. Данное явление в исследовательской литературе принято называть «японское экономическое чудо». Действительно, столь стремительное развитие экономики в период с 1960-го по 1972 год, заслуживает названия «чудо». Успех японской экономики привлёк к себе внимание исследователей-экономистов всего мира, особый интерес представляли механизмы, с помощью которых Япония за достаточно короткий промежуток времени смогла превратиться в высокоразвитую индустриальную державу. Среди основных причин «японского экономического чуда» исследователи выделяют несколько. Во-первых, огромную роль сыграл внешний фактор, в послевоенный период Япония находилась под оккупационным режимом со стороны США, и испытывала сильное давление, как со стороны правительства США, так и со стороны американской промышленности; в период с конца 60-х по конец 70-х годов Япония получила от США огромные займы, таким образом, американское правительство старалось использовать Японию как важный стратегический и военно-сырьевой фактор в войне против Вьетнама. Во-вторых, – это человеческий фактор, Япония располагала большим количеством квалифицированной и дешёвой рабочей силой. В-третьих, высокая производительность труда, с 1970-1975 годы она возросла в 7,2 раза (в США только в 2 раза). В-четвёртых, огромную роль сыграло государственное регулирование и планирование экономики. В-пятых, развитие научно технического потенциала и внедрение новых технологий в производство. Однако среди этих причин исследователи выделили ещё один фактор, сыгравший далеко не последнюю роль в развитии Японии – это японская система управления, согласно которой в центр управленческой концепции помещен человек с его слабостями и возможностями. Еще в 30 – годах К. Мацусита, глава компании «Мацуситадэнки» осознал необходимость глубокого, всестороннего изучения всех тонкостей обращения с человеком как с ключевым элементом экономического механизма, но элементом хрупким, относительно ненадежным, требующим безупречно отлаженного управленческого контроля. Благодаря его идеям в японской системе управления сложилась строго иерархическая триада приоритетов – человек, финансы, технология [4, с. 10].

     Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских  и американских. Это не значит, что  японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения [6, с. 23].

     Исследователи японской экономики, в том числе  и один из известных специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали  следствием оформления и функционирования специфической японской системы  управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента  оказалось, что японская система  управления является своеобразным синтезом американских идей и самобытных культурных традиций.

     Обозначим основные принципы японского управления для дальнейшего изучения предпосылок  их формирования. Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий – повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями [8, с. 123].

     Для того чтобы определить факторы, определяющие формирование японской модели, необходимо рассмотреть основные принципы управления в Японии через призму традиционной культуры этой страны, поскольку в  используемых в Японии методах организации  управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса тесно  переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации  труда. По мнению японского специалиста  по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков  японского управления.

  1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма.
  2. Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
  3. Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
  4. Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота – получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю качества и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.
  5. Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем, по мере их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.
  6. Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

     В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения  между рабочими и управляющими [1, с. 32].

     Чтобы понять особенности утвердившихся  здесь форм совместной деятельности необходимо обратиться не только к  общим принципам управления, к  закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы  организационной управленческой деятельности.

     В этой связи, многие авторы, в том  числе один из крупнейших исследователей в области японского менеджмента  У. Оучи, обращают внимание на то, что  японцы представляют собой крупную  этническую однородность, выражающуюся в общности языка, литературы, истории, традиций, системы ценностных ориентаций, верований. В основе трудовой деятельности японцев сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей. Именно эти черты, согласно исследованиям, стали истоками важнейших элементов управления: система японского патернализма, системы пожизненного найма, системы коллективного принятия решений [4, с. 183].

     Предпочтение  групповых интересов перед индивидуальными являются составной частью традиций большой семьи (иэ) и клана (ба). В Японии большая семья является особым социальным инструментом, некоторые ученые характеризуют как домохозяйство, составляющее наименьшую экономическую единицу. В основе отношений внутри большой семьи лежат традиционные конфуцианские догмы. На практике можно увидеть прямое воплощение конфуцианских традиций в управлении предприятием: это корпоративисткое сознание, идея «фирма – одна семья», совпадение должностных и возрастных иерархий, дифференциация заработной платы в зависимости от возраста и стажа [4, с. 201].

 

      Часть 2. Исследование

     В данной части хочется отметить ключевые, на мой взгляд, факторы формирования уникальной системы управления, а  также описать возможности использования  японской системы менеджмента на российских предприятиях.

     Итак, бесспорно, причина возникновения  «японского экономического чуда» –  синтез экономических, политических, социо-культурных особенностей государства. Кроме того, система менеджмента в Японии – некое переложение американских принципов управления на японскую почву. Однако, на мой взгляд, именно Японская культура, включающая в себя религию, менталитет, традиции государства, явились  основополагающими факторами становления  японского менеджмента. Мы можем  проследить основные предпосылки возникновения  управленческих принципов на примере  религии, менталитета и традиций Японского государства.

  1. Влияние религии на становление японской модели менеджмента. Итак, основная религия Японии – буддизм, при этом особое развитие получило Конфуцианство и дзэн-буддизм. Согласно конфуцианству, при управлении трудовыми ресурсами необходимо использовать в определённых пропорциях гуманизм и авторитаризм и строить принципы управления по образу идеальной конфуцианской семьи, следующей пяти принципам: почтительность детей к родным, верность, повиновение, доброта, преданность своему хозяину. Конфуций выступал за бережное сохранение старины и ее традиций. Зло, по его мнению, состояло в уклонении от прежних законов. И, как показывает практика, японцы глубоко уважают свои традиции. Конфуций также утверждал: «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки». На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Причем они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте. Конфуцианство строго определило рамки политической и экономической деятельности, требуя неукоснительного выполнения определённых правил, регламентирующих сферу общественной жизни и поведения людей. Основой взаимоотношения людей являлось понятие «жень» (гуманность) и «сяо» (сыновья почтительность)[5, с. 201]. «Жень» и «Сяо» требовали соблюдения определённых морально-этических норм: беспрекословного подчинения старшим по возрасту и положению, почитание предков, строгого соблюдения семейных и прочих традиций. Чётко регламентированные правила определяли все взаимоотношения в жизни. Утверждают, что когда японцы заимствовали конфуцианство из Китая, они изменили порядок принципов, преданность хозяину встало на первое место. Отсюда исследователи делают вывод о том, что этот принцип лежит в основе и пожизненного найма, и стремлении трудиться с полной отдачей сил [4, с. 12].

Информация о работе Факторы, определяющие формирование и развитие японской модели менеджмента