Двухфакторная теория Герцберга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование теории потребностей Герцберга как одной из теорий мотивации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. определить место указанной теории в современных теориях мотивации;
2. ознакомиться с основными положениями теории;
3. определить достоинства и недостатки теории.

Содержание

Введение 4
1. Характеристика процесса мотивации 5
1.1. Сущность и основные категории мотивации 5
1.2. Стадии процесса мотивации 7
1.3. Современные теории мотивации 8
2. Характеристика теории потребностей Герцберга 11
2.1. Результаты исследований Герцберга 11
2.2. Гигиенические и мотивирующие факторы 12
2.3. Основные положения теории 15
3. Значение теории Герцберга 16
3.1. Практическая направленность теории 16
3.2. Пример применения теории Герцберга на практике 18
3.3. Критические замечания к теории Герцберга 21
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Двухфакторная теория Герцберга.DOC

— 177.00 Кб (Скачать)

      Мотивирующие  же факторы могут лишь частично и ненадолго компенсировать недостаток гигиенических факторов (см.табл.1).

3.2. Пример применения  теории Герцберга  на практике

     Примером  применения теории Герцберга на практике является проведение голландским туристическим комплексом аудита внутреннего маркетинга [6] на основе изучения выделенных Герцбергом факторов с помощью анализа «важность-исполнение», позволяющего эти факторы количественно оценить (см.табл.2).

     Внутренний маркетинг определяют как привлечение, обучение, мотивирование и удержание квалифицированного персонала посредством создания таких рабочих условий, которые удовлетворяли бы нужды персонала [6]. По мнению автора контрольной работы, всё перечисленное относится к сфере деятельности менеджера по персоналу.

     Таблица 2

Результаты  аудита внутреннего маркетинга туристического комплекса

Номер п/п Описание  фактора

(М–мотивирующий фактор)

Средний балл по категориям Положение на карте
Важность Исполнение
1 2 3 4 5
1 Быть лидером  в своей группе (М) 3,60 3,78 Низкий приоритет
2 Делать стоящую, интерес-ную и качественную работу (М) 4,54 3,69 Сосредоточиться
3 Иметь больше свободы  на работе 3,75 3,75 Низкий приоритет
4 Достигать личных целей, относящихся к работе (М) 4,06 3,57 Сосредоточиться
5 Иметь хорошие  отношения с руководителем и  сослуживцами 4,60 4,18 Успешный результат
6 Иметь возможность  для профессионального роста 4,03 3,30 Сосредоточиться
 

Продолжение табл.2

1 2 3 4 5
7 Получать новые  навыки и знания (М) 4,45 3,45 Сосредоточиться
8 Иметь хорошие  рабочие условия 4,57 3,69 Сосредоточиться
9 Получать хорошую  зарплату 4,09 3,12 Сосредоточиться
10 Быть по достоинству  оценённым своим руководителем (М) 4,42 3,54 Сосредоточиться
11 Помогать своей  фирме достичь целей 4,48 3,51 Сосредоточиться
12 Иметь продвижение  по службе 3,12 3,05 Низкий приоритет
13 Быть частью своей рабочей группы 4,12 3,87 Сосредоточиться
14 Иметь стабильную и надежную работу 4,27 3,48 Сосредоточиться
15 Быть информированным  о результатах своей работы 4,39 3,06 Сосредоточиться
16 Участвовать в  принятии решений(М) 4,09 3,03 Сосредоточиться
 

     Один из крупных туристических комплексов, расположенных на севере Нидерландов, решил измерить уровень удовлетворённости персонала фирмы своей работой. Исследователь встретился с руководством фирмы, объяснил метод и получил согласие на проведение исследования. На первом этапе исследования в специально разработанной анкете и через сопроводительное письмо персонал фирмы просили оценить по пятибалльной шкале Лайкерта каждый из шестнадцати факторов Ф. Герцберга (в контексте их важности для персонала и в контексте удовлетворённости ими). Анкеты были розданы 65 работникам фирмы. Из 65 анкет 56 (86,1%) были полностью заполнены и пригодны для анализа. Результаты были определены путем подсчета 32 средних баллов по каждому из 16 факторов (16 по важности и 16 по исполнению). После проведения опроса средний балл по категориям «важность» и «исполнение» определялся по каждому из факторов. На следующем этапе факторы в виде знаков наносились на карту «важность-исполнение» для анализа.

     Карта представляет собой две пересечённые оси координат «важность» и «исполнение», которые делят пространство на четыре квадрата: «успешный результат», «возможная переоценка», «низкий приоритет» и «сосредоточиться на этом». Квадрат «успешный результат» указывает на те факторы, которые важны для участников и которыми они удовлетворены. Задача менеджера заключается в сохранении этого состояния дел. Квадрат «возможная переоценка» указывает на возможное перерасходование ресурсов фирмы на те факторы, которые являются маловажными. Квадрат «низкий приоритет» указывает на маловажные факторы, которым фирма уделяет мало внимания и ресурсов. На эти факторы не рекомендуется тратить дополнительные средства. Наконец, квадрат «сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные факторы. Эти факторы являются чрезвычайно важными и существенно влияют на мотивацию, но фирма не уделяет им достаточного внимания и ресурсов.

     16 факторов были нанесены на карту «важность-исполнение» для анализа. Из шестнадцати факторов один («иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами») оказался в квадрате «успешный результат». Три фактора («быть лидером в своей группе», «иметь больше свободы на работе» и «иметь продвижение по службе») оказались в квадрате «низкий приоритет». Двенадцать факторов оказались в квадрате «сосредоточиться на этом», и ни одного фактора – в квадрате «возможная переоценка».

     Результаты  анализа факторов Герцберга методом «важность-исполнение» наглядно показали уровень удовлетворённости персонала своей работой. Лишь по одному фактору внутренний маркетинг в фирме может характеризоваться как положительный. Иметь хорошие отношения с руководителем и сослуживцами оказалось очень важным для персонала, и фирма занимает достаточно прочную позицию в этом направлении. Также видно, что руководство фирмы мало внимания уделяет таким аспектам работы, как свобода на работе, продвижение по службе и лидерство в рабочих коллективах. Рейтинг выполнения оказался достаточно низок для этих факторов. Но руководству рекомендовалось не уделять большого внимания этим факторам, поскольку рейтинг их важности для персонала оказался также низок.

     Руководству фирмы было рекомендовано обратить внимание на факторы, попавшие в квадрат «сосредоточиться на этом», и особенно на факторы с большими разрывами в рейтингах важности и исполнения. Стало очевидным ненормальное положение дел в фирме с такими важными аспектами работы, как информированность о результатах своей работы, участие в принятии решений, рабочие условия и получение новых навыков. Невнимание к этим факторам может выразиться в апатичности персонала, невнимательности к внешним потребителям или бойкоте стандартов качества оказываемых услуг. Более того, лучшие из персонала могут быть соблазнены более совершенным положением дел с такими факторами в фирме-конкуренте и перейти на работу туда. Именно поэтому концепция внутреннего маркетинга призывает не только к привлечению, но и к удержанию квалифицированного персонала в фирме. Исследование показало перспективность адаптации и применения анализа «важность-исполнение» и факторов Ф. Герцберга в контексте инструментов аудита внутреннего маркетинга. Данный метод способен указать на проблемные аспекты рабочей деятельности и обеспечить руководство фирмы стратегической информацией для принятия решений в контексте внутреннего маркетинга. Более того, результаты такого анализа предоставляют руководству фирмы уникальную информацию выработки индивидуального подхода к персоналу с разными предпочтениями.

3.3. Критические замечания к теории Герцберга

      Хотя  теория Ф. Герцберга эффективно использовалась в ряде организаций, в её адрес раздавались и критические замечания. В основном они были связаны с методами исследований. Действительно, если людей просят описать ситуации, когда им бывало хорошо или плохо после выполнения работы, то они инстинктивно связывают благоприятные ситуации с ролью своей личности и объектов, которые они контролируют, а неблагоприятные – с ролью других людей и вещей, которые объективно от опрашиваемых не зависят. Таким образом, результаты, получаемые Ф. Герцбергом, были, по крайней мере частично, обусловлены тем, как он задавал вопросы.

      Спорен  вывод Герцберга о том, что  заработная плата не является мотивирующим фактором. Это не соответствует условиям большинства российских предприятий  и уровню жизни населения России. Да и экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации. И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут служить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.

     Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие  сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Этот человек может считать житейские разговоры с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оставаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.

     Критические замечания в адрес теории Ф. Герцберга  ясно показывают, что мотивацию надо воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать никакого воздействия на него в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Таким образом, хотя Ф. Герцберг и сделал важный вклад в понимание мотивации, его теория не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией.

 

Заключение

 
 

     В заключение можно отметить, что цель работы достигнута, поставленные задачи выполнены.

     Выяснено, что теория Герцберга относится  к содержательным теориям мотивации, основывающимся на выявлении внутренних потребностей работников. Согласно теории Герцберга на трудовую деятельность людей оказывают влияние 2 вида потребностей (факторов):

     1) гигиенические факторы (лишь не дающие развиться неудовлетворению работой): условия труда, зарплата, социальные отношения, стиль руководства и т.п.;

     2) мотивирующие факторы (приводящие к удовлетворению работой и оказывающие мотивирующее воздействие): признание, возможность роста и т.п.

     Герцберг  внес существенный вклад в изучение трудовой мотивации. Он расширил концепцию  иерархии потребностей Маслоу и сделал её более применимой к трудовой мотивации. Герцберг также обратил внимание на значение некоторых факторов, относящихся к работе, для мотивации трудовой деятельности, которыми ранее несправедливо пренебрегали, а зачастую и вовсе игнорировали. В целом Герцберг много сделал для лучшего понимания факторов, вызывающих удовлетворённость работой, но, как и его предшественники, не достиг цели в разработке всеобъемлющей теории трудовой мотивации. Его модель охватывает лишь некоторую часть мотивации к труду; она не даёт адекватного описания этого сложного процесса.

     Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга успешно  эмпирически подтверждалась и так  же успешно опровергалась. Тем не менее теория была признана многими учеными и повлияла на развитие многих других теорий.

     Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты личности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.

 

Список литературы

 
 
      
  1. Агапцов С.А, Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская  Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. http://www.smartcat.ru/catalog/con_88_4.shtml
  2. Брюханова A.В., Кушелев Ю.Ф., Перемолотов В.В., Рачкова С.Б. Развитие агентской сети страховой компании. Методическое пособие. Книга 1.– М.: Издательский дом «Регламент», 2006.
  3. Двухфакторная теория мотивации Герцберга. http://www.azps.ru/articles/personal.html
  4. Журавлев П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. http://www.i-u.ru/biblio/archive/juravlev_kulapov_world_hiting/4.aspx
  5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2002. – С.71-79.
  6. Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. − 2000. − №1. http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=343.
  7. Основы менеджмента: Учебник для вузов / Под ред.Д.Д,Вачугова. – М.:Высш. школа, 2001. – С.240-249.
  8. О'Шонесси Д.. Принципы организации управления фирмой. http://management.com.ua/bp/bp023-6.html
  9. Теория мотивации Фредерика Герцберга. http://koshechkin.narod.ru/finlect/11.htm
  10. Фредерик Герцберг и трудовая мотивация. http://www.socioego.ru/teoriya/teor_manag/teor_motiv/gern.html
  11. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.255-280.

Информация о работе Двухфакторная теория Герцберга