Добровольная сертификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:31, реферат

Описание работы

Сертификация продукции в Российской Федерации, а до этого в СССР, начала развиваться в 1979 году, после вступления в силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», и начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей”, который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления. Законы определили права субъекта сертификации -- посредника между производителем и покупателем продукции - письменно удостоверять соответствие продукции установленным требованиям стандартов.ации

Содержание

Введение 3
1. Понятие и цели добровольной сертификации 4
2. Принципы подтверждения соответствия 9
3. Проведение добровольной сертификации 11
4. Тенденции развития добровольной сертификации в РФ 13
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

реферат по смс.docx

— 53.70 Кб (Скачать)

Проведение  необходимых проверок осуществляется экспертами органа по сертификации и  специалистами испытательных лабораторий, взаимодействующих с органом  по сертификации на основе договоров.

По результатам  проведенных проверок орган по сертификации принимает решение о возможности (невозможности) выдачи сертификата  и лицензии на применение знака соответствия государственным стандартам. /7/

Основанием  отказа в выдаче лицензии на применение знака соответствия государственным  стандартам является несоответствие какой-либо характеристики продукции требованиям  стандарта и (или) несоответствие условий, обеспечивающих соответствие продукции (работ, услуг) требованиям, установленным в государственных стандартах.

При положительном  решении орган по сертификации оформляет  сертификат и лицензию на применение знака соответствия государственным  стандартам.

За сертифицированной  продукцией (работой, услугой) предусмотрен инспекционный контроль в виде плановых и внеплановых проверок (при поступлении  рекламаций от потребителя на качество сертифицированной продукции или  внесения изменений и дополнений в государственный стандарт, по которому проводилась сертификация, при реорганизации, изменении наименования юридического лица, а также при внесении изменений  в конструкцию (состав) продукции  или технологию ее производства, которые  могут повлиять на соответствие продукции  требованиям государственных стандартов), осуществляемый органами по сертификации, проводившими сертификацию продукции.

Объем работ  в ходе инспекционного контроля определяется в зависимости от целей проверки и схемы сертификации, по которой  была сертифицирована продукция (работа, услуга). /5/

По результатам  инспекционного контроля могут быть приняты следующие решения: считать  сертификат и лицензию на применение знака соответствия требованиям  государственных стандартов подтвержденными; приостановить действие лицензии на применение знака соответствия государственным  стандартам; аннулировать действие лицензии на применение знака соответствия государственным  стандартам. /6/

Добровольная  сертификация продукции (работ, услуг) на соответствие требованиям государственных  стандартов регулируется договорами между  участниками добровольной сертификации.

 

 

4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Добровольная  сертификация рассматривается как  основной инструмент рыночного регулирования  качества и конкурентоспособности  продукции, услуг, работ и других объектов.

В новой концепции  технического регулирования, направленной на ликвидацию излишних административных барьеров для производителей и поставщиков  и одновременно на надлежащее обеспечение  права граждан России на безопасность продукции, значительное место отведено усилению роли одного из механизмов подтверждения  соответствия - добровольной сертификации. Добровольная сертификация рассматривается  как основной инструмент рыночного  регулирования качества и конкурентоспособности  продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного  опыта (добровольная сертификация в  международном сообществе рассматривается  как основная форма применения подтверждения  соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации. /10/

В табл. 1 представлены основные особенности добровольной сертификации в рамках действовавшего до 1 июля 2003 г. Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и  услуг".

Таблица 1.

Согласно  Закону Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» государственную  регистрацию систем добровольной сертификации осуществлял Госстандарт России. Предлагаемый анализ систем добровольной сертификации основан на информации Государственного реестра. /7/

Увеличение  числа систем добровольной сертификации в последнее время можно объяснить, во-первых, сокращением сферы обязательной сертификации, исключением из нее  некоторых видов продукции, услуг  и работ. Кроме того, ограничение  видов лицензируемой деятельности в связи с вступлением в  силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" стимулировало использование механизма  добровольной сертификации в целях  обеспечения уверенности потребителей в надлежащем качестве товаров, работ  и услуг.

Как следует  из данных Государственного реестра, наиболее заинтересованы в создании систем добровольной сертификации представители бизнес-сообщества (около 25% систем зарегистрировано от лица коммерческих предприятий, 15% - от лица ассоциаций и союзов предпринимателей). Это можно объяснить стремлением  российских производителей и поставщиков  обеспечить конкурентоспособность  на отечественном рынке товаров, работ, услуг. /4/

Более 10% систем добровольной сертификации создано  федеральными органами исполнительной власти; в этом случае велика вероятность  возникновения "ведомственной" сертификации, носящей принудительный характер. Следует  отметить, что в рамках нового механизма  технического регулирования подобная ситуация становится невозможной, так  как статьей 19 ФЗ "О техническом регулировании" установлена "недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации". /1/

Анализ информации о зарегистрированных системах добровольной сертификации позволяет выделить 5 обобщенных видов объектов сертификации в этих системах: продукция; услуги и работы; системы качества (системы менеджмента качества), производства; персонал. /3/

При этом по количеству объектов все зарегистрированные системы можно разделить на "монообъектные" (в которых сертифицируется только один вид объектов) и "полиобъектные" (в область деятельности которых  включены два или больше видов  объектов сертификации). Большинство  зарегистрированных систем добровольной сертификации (74%) можно отнести к "монообъектным" системам. Из них  около половины распространяются на сертификацию услуг (работ).

Учитывая  тенденции к сокращению области  применения обязательной сертификации, создание систем добровольной сертификации, особенно образованных объединениями  производителей, становится наиболее перспективным направлением обеспечения  необходимого уровня качества потребительских  товаров и услуг. Разработка нормативных  документов, содержащих требования именно к качеству выпускаемой продукции, в том числе для новых ее видов, и подтверждение соответствия этим требованиям при добровольной сертификации может обеспечить повышение  конкурентоспособности товаров  и услуг, предоставляемых на потребительский  рынок Российской Федерации. /9/

Вступивший  в силу 1 июля 2003 г. Федеральный закон "О техническом регулировании" регулирует правовые отношения, возникающие  в том числе в области подтверждения  соответствия.

Федеральным законом "О техническом регулировании" предусмотрено обязательное и добровольное подтверждение соответствия. Понятие "добровольное подтверждение соответствия" впервые появляется в статье  
19 ФЗ. Среди целей подтверждения соответствия (статья 18 ФЗ) отдельно сформулирована цель, направленная на осуществление добровольного подтверждения соответствия, а именно: повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках.

Таким образом, в рамках нового законодательства добровольная сертификация рассматривается как основной инструмент рыночного регулирования качества и конкурентоспособности продукции, услуг, работ и других объектов. Расширение сферы применения добровольной сертификации основано не только на использовании зарубежного опыта (добровольная сертификация в международном сообществе рассматривается как основная форма применения подтверждения соответствия третьей стороной), но и на отечественном опыте деятельности систем добровольной сертификации. /1/

Добровольному подтверждению соответствия посвящена 21-я статья ФЗ, которая содержит прямые нормы, устанавливающие требования к созданию систем добровольной сертификации и участникам добровольного подтверждения  соответствия.

В отличие  от утратившего силу Закона Российской Федерации "О сертификации продукции  и услуг", в новом Федеральном  законе "О техническом регулировании" сформулированы не только цели, но и  принципы подтверждения соответствия. Два из них непосредственно относятся  к добровольному подтверждению  соответствия:

- недопустимо  принуждать к осуществлению добровольного  подтверждения соответствия, в том  числе в определенной системе  добровольной сертификации;

- недопустимо  подменять обязательное подтверждение  соответствия добровольной сертификацией.  /8/

Основные  нормы, установленные в новом  законодательстве применительно к  добровольной сертификации, приведены  в табл. 2.

В качестве нормативной базы подтверждения  соответствия могут использоваться национальные стандарты, стандарты  организаций, а также требования, установленные в документах системы  добровольной сертификации, и условия  договоров. /1/

Таблица 2.

Таким образом, не только перечень объектов, но и перечень подтверждаемых при добровольном подтверждении  соответствия требований в новом  законодательстве значительно расширен. Это позволит более широко использовать добровольную сертификацию как действенный  инструмент повышения конкурентоспособности  и достижения преимущества на рынке.

В рамках нового законодательства систему добровольной сертификации может создать как  юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), так и несколько  юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Объекты добровольной сертификации, требования, подтверждаемые при сертификации, участников системы, правила выполнения работ и порядок  их оплаты устанавливают создатели  системы добровольной сертификации.

Добровольное  подтверждение соответствия является одной из неотъемлемых составляющих механизма оценки соответствия, установленного новым Федеральным законом "О  техническом регулировании". Учитывая, что в технических регламентах, предусмотренных этим законом, могут  устанавливаться только минимальные необходимые требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации, возрастает роль добровольной сферы подтверждения соответствия в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции, работ, услуг. Именно добровольное подтверждение соответствия, а точнее, добровольная сертификация становится основным механизмом обеспечения их надлежащего качества и способом достижения соответствующего места на рынке. /1/

ФЗ содержит не только нормы в части создания систем добровольной сертификации и  функций их участников, но и предусматривает  возможность регистрации этих систем федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. В целях предупреждения возникновения  неоправданных административных барьеров законодатель предусмотрел утверждение  порядка регистрации систем добровольной сертификации Правительством Российской Федерации. При этом порядок регистрации  приобретает новый, более высокий  статус и становится документом прямого  действия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добровольное  подтверждение соответствия является одной из неотъемлемых составляющих механизма оценки соответствия, установленного новым Федеральным законом "О  техническом регулировании". Учитывая, что в технических регламентах, предусмотренных этим законом, могут  устанавливаться только минимальные  необходимые требования по безопасности продукции, процессов ее производства, эксплуатации, перевозки, реализации и  утилизации, возрастает роль добровольной сферы подтверждения соответствия в обеспечении конкурентоспособности  отечественной продукции, работ, услуг. Именно добровольное подтверждение  соответствия, а точнее, добровольная сертификация становится основным механизмом обеспечения их надлежащего качества и способом достижения соответствующего места на рынке. /1/

ФЗ содержит не только нормы в части создания систем добровольной сертификации и  функций их участников, но и предусматривает  возможность регистрации этих систем федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Добровольная  сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц  на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается  проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания  при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем.

Решение о  добровольной сертификации обычно связано  с проблемами конкурентоспособности  товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся  в своем выборе на сертифицированные  изделия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 (с изменениями и дополнениями от 28.09.2010 № 243-ФЗ). – М.: Кодекс, 2011.

2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»: разъяснения. Вып. 1. М.: ИНФРА-М, 2011.

3. ГОСТ  Р 40.002-96 «Система. сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения». - М.: Госстандарт, 2010.

4. Асташенков А.И., Маликова Х.О. Пора вносить изменения в Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» // Законодательная и прикладная метрология. 2008. № 2.

5. Брюханов В.А. О действующих государственных стандартах на методы контроля и испытаний // Стандарты и качество. 2009. № 11. С. 18—20.

6. Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 2008. № 1. С. 38—39.

7. Версан  В. Эффективные сертификация и надзор. // Стандарты и качество. – 2010. - № 12. – 112 с.

8. Воробьева Г.Н. О стандартизации услуг // Стандарты и качество. 2011.№ 1.

9. Воронин Г.П. Госстандарт России сегодня: некоторые итоги, проблемы, задачи // Стандарты и качество. 2010. № 12.

10. Добровольная сертификация // Стандарты и качество.2011. №11.

11. Исаев Л. К., Малинский В. Д. Метрология и стандартизация в сертификации. М.: ИПК Издательство стандартов,2010.

12. Крайер Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000: Руководство по подготовке, проведению и последующей сертификации. – Германия, 2008.

13. Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011.

14. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. Учебник. – М.: Юрайт-издат., 2009.

15. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством. – М.: Высш. шк., 2012. 16. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии и сертификации // М.: Юрайт, 2011.

Информация о работе Добровольная сертификация