Диверсифицированные методы исследования систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить диверсификационные известные более как диверсифицированные методы исследования систем управления.
Задачи курсовой работы рассмотреть сущность и процессы диверсификации, ознакомиться с основными диверсифицированными методами исследования систем управления.

Содержание

Введение
1 Диверсификация исследования
Процессы диверсификации исследования
1.2 Состав и система диверсифицированных методов исследования
2 Диверсифицированные методы исследования систем управления
2.1 Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
2.2 Метод "мозгового штурма”
2.3 Метод синектики в исследовании управления
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая.rtf

— 320.86 Кб (Скачать)

     Идея синектики по замыслу ее автора и основателя этого метода американского ученого Уильяма Гордона заключается в формировании "группового мышления", в специально созданной "группе синекторов". Он считал, что каждая организация должна иметь такие группы, чтобы непрерывно исследовать проблемы развития, постоянно вести поиск нового.

     Главным отличием синектики от метода "мозгового штурма" является подход к исследованию и решению проблем не с позиций выдвижения идей в их законченном виде и индивидуальном авторстве, а представление незавершенных идей и мыслей, которые "подпитывают" процесс коллективного мышления. Они даются в виде нерациональной информации, метафор, образов, смутных ощущений, действующих не столько на мышление человека, сколько на его чувства, отношения в группе, активизацию интуиции. Группа влияет на творческую активность индивида, обусловливается отказ от стандартных подходов. Это определяется не только двумя факторами: подбором группы и организацией ее работы.

     В отборе группы главным критерием является эмоциональный строй человека, способность "включить" эмоции в процессы интеллектуальной совместной деятельности. На это способен не каждый человек. Необходимо использовать специальные тесты для формирования группы. Конечно, не исключаются наличие разнообразных знаний, определенный уровень образования и практический опыт исследовательской деятельности. В состав группы часто включают эксперта, который является специалистом в той области знаний, к которой относится проблема или которая отражает наиболее существенные черты проблемы. Роль эксперта в исследовательской деятельности группы может быть различной. В зависимости от ситуации он выполняет или роль "энциклопедии", корректируя понятия и давая справки об их специфике, или роль "адвоката дьявола", внося возмущение в идеи, понятия, образы и т.д.

     В организации работы группы главным фактором является достижение определенных психологических ее состояний, которые должны меняться, внося импульсы творческой активности, эмоционального единства, социально-психологического взаимодействия. Это состояние, во-первых, отрешенности - вовлеченности, во-вторых, откладывания - осторожности, в-третьих, размышления - раскованности, в-четвертых, достижения - удовлетворенности. Первое состояние характеризуется отчуждением, дистанцированием от проблемы и постепенным вхождением в ее суть, содержание, особенности. Второе - проявление осторожности в суждениях, отказ от категорических и окончательных выводов, сдержанность в оценках. Третье- ощущение раскованности в размышлениях, обыгрывание различных ситуаций и подходов к решению. Четвертое - ощущение близости рационального решения, удовлетворения совместной деятельностью и ее результатом. Эти состояния не обязательно чередуются в представленной последовательности, однако всегда существуют в работе синектической группы. В синектической группе, как правило, нет (и может быть, лучше, если нет) явного лидера. Роль лидера выполняют все члены группы поочередно. Главная задача временного лидера настроить группу на творческое восприятие проблемы, отключить стереотипы мышления, социально-психологически активизировать деятельность.

     Главное в синектике - добиться превращения некоторых бессознательных механизмов в сознательно используемые тогда, когда в этом возникает необходимость. Этому можно научиться и научить.

     В синектике результаты исследования рациональны, но процесс их достижения нерационален. Группа должна влиять на творческую активность индивида таким образом, чтобы каждый в нее входящий стремился отказаться от стандартных подходов, был готов к риску в высказывании идей, боролся за психологический престиж. Операторы синектики - это конкретные психологические факторы, стимулирующие и поддерживающие творческий процесс синектической группы. Их следует отличать от психологических состояний - эмпатия, аффект, вовлеченность, игра и пр., которые являются следствием этих факторов. Операторы предназначены для пробуждения и мотивации этих состояний.

     Технология синектики предполагает три этапа ее осуществления: превращение неизвестного в якобы известное; превращение известного в якобы неизвестное; превращение неизвестного в известное.

     Когда возникает проблема, то первым подходом к ее решению всегда является стремление ее понять, осмыслить, т. е. свести к чему-то уже известному. Но это сведение всегда является условным, ограниченным, ибо в противном случае не было бы ни проблемы, ни необходимости ее решения. Вот почему мы это рассматриваем как сведение неизвестного к якобы известному. Всегда первый шаг, первая реакция на проблему проявляются как попытка ее объяснения в рамках привычных моделей, известных знаний.

     Но далее возникает сомнение в том, что этого достаточно для решения проблемы и исследователь стремится превратить известное в якобы неизвестное, т. е. переосмыслить известное с позиций новой проблемы, усомниться в универсальности существующих знаний. Здесь тоже существует некоторая условность, потому что осмысление существующих знаний осуществляется с позиций новой, еще не решенной проблемы. В этой работе всегда есть перенос знаний из одного поля проблем в другое. Это перенос делается сначала с сохранением существующих трактовок, потом с их трансформацией или модификацией. В этом процессе и происходит возникновение нового знания.

     Может показаться, что знание само дает новое знание, достаточно только сформулировать и поставить проблему и реализовать технологию синектического поиска решений. Но в действительности это не так. При переносе знаний и их трансформации, при поиске решений проблем большую роль играет информация о практике возникновения, проявления и существования проблемы. Трансформация знаний и происходит на основе практической или экспериментальной их проверки по признакам и факторам новой проблемы.

     Информационная база творческой работы предполагает использование не только багажа знаний, но и оперативной информации, в том числе специально запрашиваемой и инициируемой. Эта информация играет важную роль в стимулировании творчества. Для того чтобы превратить известное и якобы неизвестное, необходимо, быть может, даже искусственно, исказить существующее представление, перевернуть привычный взгляд на вещи и явления действительности. В творческой деятельности всегда необходимо уметь взглянуть на известное как на неизвестное, усомниться в истинности существующих знаний. Здоровый скептицизм - основа творчества. Существует пять операторов превращения известного в якобы неизвестное: субъективная аналогия; прямая аналогия; символическая аналогия; образная аналогия; фантастическая аналогия.

     Синектическая группа - это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем.

     Синектика не облегчает процесс творческой деятельности, наоборот она его активизирует, повышает его напряженность, увеличивает вероятность решения проблем, мотивирует удовлетворенность исследовательской работой. Синектика обогащает исследователя и повышает его творческий потенциал. Но эти ее качества возможны в своем проявлении при условии определенных правил или принципов деятельности синектических групп.

     Существует принцип трехэтапного формирования группы. Группа должна формироваться в три этапа: отбор по потенциалу знаний, образования и опыта - это первый этап; второй - отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей); третий - отбор по потенциалу коммуникативности.

     Для каждого этапа должны существовать определенные критерии отбора и тесты реализации этих критериев в оценках кандидатов.

     Для первого этапа наиболее важными являются критерии уровня и характера образования. Группа должна содержать специалистов из разных отраслей знаний, в том числе и той отрасли, в которой находится проблема или объект исследования. Уровень образования, конечно, должен соответствовать сложности решаемой проблемы. Каждому человеку присущ определенный энергетический потенциал. Он должен быть высоким для участника синергического процесса, потому что, как было уже отмечено, эти процессы характеризуются напряженной работой, да и характер работы требует большой отдачи интеллекта и души. Энергетический потенциал - это не просто склонность к активному поведению, это способность включения всех средств интеллектуальной деятельности, рационального их использования, это выдержка, воля, мобилизация сил. Существуют и возрастные требования. В синектическую группу должны входить люди разных возрастных категорий, но в пределах определенного диапазона возрастных значений. Чаще всего это от 25 лет до 50. Важным фактором является также потенциал профессионализма. Он проявляется в опыте профессиональной деятельности, глубоком практическом знании управления. Это накопленный, успешный опыт разработки и принятия типовых, текущих, оперативных, нормативных решений. Можно сказать, что потенциал профессионализма - это обладание знаниями, лично проверенными практической деятельностью. Здесь также можно указать и на фактор психологической основы творческой деятельности индивида. Есть люди, которые склонны к творческой деятельности и желают работать в группе. Но их психологическими особенностями является ярко выраженная интровертируемость поведения. Она проявляется в повышенной критичности к чужим мыслям, в стремлении к самоутверждению через противопоставление себя группе, амбициозности, болезненном самолюбии, зависти и пр. Такое поведение может нарушать гармоничность совместной интеллектуальной деятельности, рождать атмосферу неуверенности у других участников. Ему группа нужна не для поиска истины, а для самоутверждения, наслаждения лидерством, чаще всего мнимым. Это факторы отбора членов группы, которые действуют на первом этапе.

     Второй этап построен на оценке способностей человека к творческой деятельности. Главными факторами оценки здесь являются следующие. 1. Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению. Эти способности легко можно выявить специальным тестированием, в процессе собеседования, при решении специальных кроссвордов. 2. Эмоциональная зрелость, которая проявляется в способности удивляться, восхищаться, эмоционально реагировать на проблему или ситуацию, но при этом проявлять способность к конструктивному действию Более того, эмоции должны "работать" на конструктивизм, восхищение переходить в интеллектуальный подъем, творческую активность 3. Способность к риску также характеризует одно из важных качеств кандидата в синектическуго группу. В любой деятельности есть риск, но каждый человек по-разному относится к риску. Один стремится его обойти, переждать, другой считает его естественным фактором всякой работы. В творческой, исследовательской работе отношение к риску проявляется через отношение к парадоксам, оценкам "бредовых" идеи со стороны других участников работы, опасение вызвать негодование и пр. 4. Большое значение имеет также способность кандидата к обобщению, тип мышления, позволяющий видеть целое, составлять из разрозненных фактов целостную картину, обобщать факты или мысли, выделять главное и отсеивать второстепенное относительно целей исследования. Эти способности также можно проверить и установить. Существуют специальные тесты. Человеку даются три-четыре факта, по которым надо сделать обобщающее заключение. Эти задачи могут быть разной степени сложности. Возможны компьютерные варианты таких тестов.

     На третьем этапе проверяются коммуникационные данные кандидата. От степени их развитости и вида зависит эффективность его работы в синектической группе. Здесь предметом оценки являются следующие характеристики: 1. Кинестатические позиции, или реакция на координационные действия. Она может быть замедленной, неуклюжей, инертной. Это не всегда свидетельствует о низком творческом потенциале, однако для успешной работы в группе может оказаться отрицательным фактором. Иногда некоординируемость действии может быть следствием внутренней неуверенности, скованности. 2. Очень важным качеством является ответственность. Может ли человек отождествить свою деятельность с общими результатами работы, ощутить их как собственные удачу или неудачу, объективно оценить свою деятельность и роль в группе, признать порицание или одобрение. Ответственность проявляется в обязательности. 3. Кандидату должна быть присуща также мотивация поддержки. В работе группы он не может занимать наблюдательную или выжидательную позицию, он должен поддерживать огонь мысли, искать и находить свою роль, функцию, место в общем процессе творческой деятельности, проявлять активность. И это должно быть органической склонностью в его поведении, в его отношении к группе. Не отрицать и сомневаться, критиковать и самоутверждаться, а поддерживать и дополнять, развивать и воодушевлять своим отношением других. Это способ интеграции в группу, достижения авторитета растворения и собственной самобытности. Не акцентировать несогласие, но искать рациональное и полезное, отрицать при острой необходимости через утверждение, альтернативность, инновационное обогащение идеи. 4. Важную роль в формировании синектической группы играет и статус разнообразия, который может быть присущ кандидату в совместной работе. Синектический эффект в значительной степени зависит от типологического разнообразия поведенческих характеристик членов группы.

     Сформировать группу еще недостаточно для того, чтобы она могла продуктивно работать. Ее надо ввести в работу и обучить некоторым приемам совместной деятельности. Это очень важный этап синектики, он способствует как корректировке состава группы, так и созданию инновационной среды, освоению методологии и организации творческой работы.

     Продолжительность обучения может быть различной, от нескольких недель до нескольких месяцев. Главное - сформировать понимание метода и уверенность в его продуктивности, коллективизм в решении проблем исследовательского типа, освоение роли каждого в синектической группе. Главными методами обучения здесь могут быть кейсы, но не исключаются и установочные проблемные лекции. Их цель систематизация имеющихся знаний, мотивирование интересов. Тематика лекций весьма разнообразна по областям знаний.

     Наконец, заключительный этап представляет собой организацию продуктивной деятельности синектической группы, освоение проблемы и проведение исследовательской работы.

 

     Заключение

 

     По итогам курсовой работы можно сделать вывод, что система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельности, методы фантастического преображения проблемы, методы синектика, методы интуитивного поиска и др.

     В курсовой работе мы рассмотрели основные диверсификационные методы исследования, из чего можно сделать вывод:

     Исследование - это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наилучшего, это не просто разрешение наваливающихся проблем, а поиск проблем, решение которых ведет к совершенству. Этот поиск может быть организован различным образом и предполагает использование разных методов. Можно выделить методы случайного, интуитивного поиска, методы систематического поиска и методы логического поиска. Методы случайного, интуитивного поиска заключаются в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью. Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

Информация о работе Диверсифицированные методы исследования систем управления