Диагностика систем управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Диагностика систем управления предприятием – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Содержание

Общее понятие о диагностике систем управления предприятием 3
Стратегическая диагностика 5
Оперативная диагностика 7
Понятие анализа финансово-хозяйственного состояния предприятия и организационная диагностика 8
Свойства диагностики 12
Список использованной литературы 14

Работа содержит 1 файл

мрясова.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

Альметьевский филиал

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Университет  управления «ТИСБИ» 

                  Факультет Экономический

Специальность  «Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу: Исследование систем управления 

Тема: Диагностика  системы управления предприятием 
 
 
 

Ф.И.О. Мрясова Я. М.
Курс     4
Группа  ЗЭАл-081М
Преподаватель к.э.н., доцент

Фазлыева Е.П.

Дата  25.10.2011г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2011

Содержание:

Общее понятие о диагностике систем управления предприятием               3

Стратегическая  диагностика                                                                            5

Оперативная диагностика                                                                               7

Понятие анализа  финансово-хозяйственного состояния  предприятия и организационная диагностика                                                                          8

Свойства диагностики                                                                                       12

Список использованной литературы                                                               14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Общее понятие о диагностике  систем управления предприятием.

     Диагностика систем управления предприятием – это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

     Основная  цель любого коммерческого предприятия – получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть иными, - например, завоевание завоевание доли рынка, устранение конкурентов, - тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же – получение прибыли.

     Основная  цель диагностики – ориентация управленческого  процесса на достижение всех целей, стоящих  перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:

  • координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  • информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
  • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  • обеспечение рациональности управленческого процесса.

     Необходимость совершенствования диагностики  в настоящее время объясняется  следующими причинами:

1. повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:

    а) смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

    б) увеличение скорости реакции на изменения внешней среды;

     в) повышение гибкости системы управления;

    г) необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации;

    д) необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избежанию кризисных ситуаций.

    2. усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления;

    3. Информационный бум при недостатке существенной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

    4. общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

     Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы: оперативные и стратегические. Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую и оперативную диагностику. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Стратегическая  диагностика

     Стратегическая  диагностика несет ответственность  за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.

     Цели  стратегической диагностики:

     1.обеспечение  выживаемости системы;

     2.проведение  антикризисной политики;

     3.поддержание  потенциала успеха.

     Главные задачи стратегической диагностики:

     1.участие  в установлении количественных и качественных целей системы;

     2.ответственность  за стратегическое планирование;

     3.разработка  альтернативных стратегий; 

     4.определение  критических внешних и внутренних  условий, лежащих в основе стратегических  планов;

     5.определение  узких и поиск слабых мест;

     6.определение  основных подконтрольных показателей  в соответствии с установленными  стратегическими целями;

     7.сравнение  нормативных и фактических значений  подконтрольных показателей с  целью выявления причин, виновников  и последствий данных отклонений;

     8.анализ  экономической эффективности (особенно  инноваций и инвестиций).

     Основные  направления стратегической диагностики:

     Анализ  внешней среды включает анализ рынка  капитала, анализ рынка сырья и  материалов; анализ возможностей конкурентов; анализ экономико-политической сферы; анализ рынка технологий; анализ рынка труда; изучение экологических проблем; изучение социально-политической сферы.

     Анализ  внутренней среды включает анализ маркетинга; анализ людских ресурсов; анализ технических  и технологических ресурсов; анализ выпускаемой продукции; анализ существующей организационной системы; анализ финансового состояния организации; оценка территориального расположения.

     Установление  стратегических целей начинают с  анализа информации о внешних  и внутренних условиях работы предприятия. на этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, представленные выше.

     Прежде  чем осуществить контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, на сколько обоснованно она выбрана и насколько реально её достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Оперативная диагностика

     Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы. Целью оперативной диагностики является обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия.

     Главные задачи оперативной диагностики:

  • руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  • определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  • определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  • анализ влияния отклонения на выполнение текущих планов.

     Основными подконтрольными показателями оперативной диагностики являются рентабельность капитала, производительность и степень ликвидности.

     Систему оперативной диагностики используют для поддержания оперативных  решений по недопущению кризисного состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие анализа финансово-хозяиственного анализа предприятия и организационной диагностики

     Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже  свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а также оперативное отслеживание текущих событий. В зависимости от объекта диагностику подразделяют на диагностику финансово-хозяйственного состояния организации и организационную диагностику.

     Диагностика финансово-хозяйственного состояния  организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела , не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться повышения доходов над расходами.

     Основные  цели диагностики финансово-хозяйственного состояния организации:

  1. объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;
  2. постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;
  3. прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.

     Исходя  из этого можно сказать, что главной  целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы.

     Основные  задачи, решаемые при проведении диагностики  финансово-хозяйственного состояния  предприятия:

  • проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки);
  • объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности);
  • комплексная оценка хозяйственной деятельности;
  • анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
  • анализ зависимости «затраты – объем производства – прибыль»;
  • оценка эффективности функционирования производственных подразделений;
  • обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;
  • анализ труда и заработной платы;
  • анализ эффективности использования материальных ресурсов;
  • анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования;
  • анализ себестоимости продукции;
  • анализ прибыли и рентабельности;
  • анализ финансового состояния;
  • выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
  • испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Информация о работе Диагностика систем управления предприятием