Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

области менеджмента, как-то отметил: «Когда ничего не хочется делать, собрания - незаменимая вещь» Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Работа содержит 1 файл

Деловое общение.doc

— 75.50 Кб (Скачать)
 

                          Деловое общение.                                                                                                                                            Дж. К. Гэлбрейт, ученый в области менеджмента, как-то отметил: «Когда ничего не хочется делать, собрания - незаменимая вещь» Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.                                                                                  Как уже говорилось в предыдущей главе, общение имеет три стороны проявления: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.                                                                                 Словесное общение руководителя включает: инструктаж подчиненных, выступление на собрании, проведение совещания, постановку задачи, дружескую, воспитательную или деловую беседу, анализ ошибок подчиненных.                                             Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Это одна из самых распространенных форм взаимодействия на работе.

Правила ведения бесед и совещаний.                                                                                                                                                                                   Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Ученые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в

следующем убывающем  порядке:

индивидуальная беседа;

групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи;

слушание радиопередачи;

чтение типографского и машинописного текста;

чтение рукописного текста.

Как видно, на первом месте стоит индивидуальная беседа.

Деловые индивидуальные беседы иначе называют профессиональными контактами или личными деловыми контактами. Существуют специально разработанные методики и техники проведения разнообразных деловых бесед. Руководители тратят много времени на разъяснение заданий, корректировку и контроль  работы подчиненных, просто беседуют с ними, выясняя положение дел, взаимоотношение в коллективе. Часто и подчиненные обращаются за советом, информируют о трудностях, согласовывают личные вопросы. Отдельно можно выделить деловые беседы с клиентами или посетителями. От умелого ведения таких бесед часто зависит коммерческий успех предприятия. Деловая индивидуальная беседа всегда должна иметь конкретные цели, которых собеседники стремятся достичь с минимальными усилиями и затратами времени.

         Правила построения деловой беседы. Деловые индивидуальные беседы делятся на две группы:

беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информации, проходящие без специальной подготовки (с учетом или без учета времени);

беседы, специально подготовленные и строго регламентированы. 

Любая деловая  индивидуальная беседа состоит из трех этапов.

Первый этап – подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы исходя из ее задач – главный раздел этого этапа. Здесь необходимо проанализировать свою занятость, определить время беседы и ее продолжительность, а также продумать, удобно ли выбранное время для собеседника. Нужно изначально иметь и проявлять доброжелательный интерес к собеседнику. На этом, подготовительном, этапе следует самого себя проверить по следующим пунктам:

тщательная продуманность хода беседы;

свобода от стереотипов, готовность воспринимать людей такими, какие они есть, гибко реагировать на происходящие в них изменения;

полная готовность выслушать собеседника и правильно ответить на возможные вопросы;

наличие точного, ясного и корректного плана беседы;

способность составленного плана беседы вызвать вопросы, уводящие обсуждения в сторону;

наличие естественных и убедительных формулировок;

выражение всех мыслей точно и ясно;

правильный выбор тона проведения беседы;

попытка представить себя на месте собеседника и понять его.

    Второй  этап – ознакомительный. В  течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия.

    Тон  беседы с незнакомым человеком  должен быть дружелюбно- деловым.  Такой тон быстро создает атмосферу  взаимного доверия.

       Неизменным условием является  пунктуальность. Она укрепляет атмосферу.  Но пунктуальность должна проявляться с обеих сторон. Плохой тон – это когда потенциального собеседника заставляют ждать более 15 – 20 минут в приемной. Если время приема просрочено, то необходимо постараться предупредить ожидающего о непредвиденной задержке и попросить его подождать, указав время с небольшим запасом 5 -10 минут. Нужно всегда помнить высказывание теоретика Н. Буало: «Я точен потому, что заметил: те, кто ждет, не думают ни о чем другом, как о недостатках людей, заставляющих ждать».

                               Подготовка к беседе.                                                                                                                                                                             

Если на беседу вы пришли впервые, то необходимо, войдя, назвать себя. Если посетитель пришел к вам и представился, сразу запомните его имя и отчество. Фамилия запоминается легче. Всматриваясь в лицо своего будущего собеседника, нужно постараться прочесть его взгляд и без слов установить взаимное понимание. Ученые выяснили, что, впервые встречая человека, мы сначала обращаем внимание на его внешний вид, нас интересует его экспрессия. («По одежке встречают, по уму провожают».)

    Встретив  посетителя, нужно встать из –  за стола и пригласить собеседника  сесть напротив. Хорошо выйти ему навстречу: этот жест дает понять собеседнику, что вы уважаете его и готовы к разговору на равных.

     В  случае, когда вы встречаетесь  для беседы со своими сослуживцами  или просто со знакомым вам  человеком, приветствуя его и  называя его по имени и отчеству, вполне достаточно встать из – за стола, но переходить на другое место необязательно. При частных беседах с одними и теми же лицами особых любезностей не требуется, хотя их значение неоспоримо. История утверждает, что впервые в России общаться на «Вы» к своим приближенным стал Петр 1.

      Перед началом беседы с незнакомым  человеком рекомендуется предупреждать  собеседника о времени, которым  вы располагаете для беседы.

     В  каждой деловой индивидуальной  беседе сложившуюся ситуацию рассматривают с разных точек зрения два человека, причем каждый из них часто считает, что его точка зрения единственно правильная.

                                        Беседа.

 

     Менеджер  должен поныть, как его собеседник  оценивает ситуацию и почему именно так, а не иначе. Необходимо постараться представить полную картину события или обстановки, ориентируясь только на слова собеседника. Нужно уметь слушать и правильно задавать уточняющие и наводящие вопросы, которые могут помочь раскрыть мысли собеседника и как итог – правильно определить его точку зрения.

    Непременным  должно быть правило: первое  слово за вашим собеседником, знаком он вам или незнаком. Внимательно слушая его, можно понять, что он хочет или, наоборот, не хочет или не может сказать без вашей помощи, свою или чужую точку зрения излагает. Все уточняющие вопросы, которые задаются в процессе беседы, должны быть предельно конкретны и тактичны, не содержать двойного смысла и быть обоснованными.

     Беседа  может иметь сценарий, то есть строиться по заранее подготовленным вопросам. Первый вопрос должен быть простым и интересным, но не дискуссионным. Есть правило: чем больше человек хочет убедить, тем меньше он должен утверждать. Это позволит снизить количество контрутверждений уже в начале беседы. Личные вопросы и оговорки обычно приберегают к концу беседы, когда с собеседником установлен определенный контакт.

    После  соблюдения указанных требований  можно убедительно и подробно  высказать свою точку зрения. Но делать это надо так, чтобы  собеседник увидел событие или обстановку как бы с другой стороны и критически пересмотрел свои взгляды исходя из более полного знания обстановки. Это поможет обоим собеседникам принять правильное решение.

    Беседа  не всегда может проходить  гладко. Причину неудачи следует искать только в себе, в своем выражении лица, тоне, внимании, а не в собеседнике.

     Нужно  находить точное слово, которое  должно быть веским, но добрым. Именно такое слово доходит  до собеседника и переубеждает  его гораздо быстрее, чем «начальнический металл» в голосе и безудержная категоричность суждений.

    Не следует бояться выказывать эмоции, реагируя на слова собеседника.

    Если  после нескольких уточняющих  вопросов с вашей стороны сыплются  встречные вопросы – контрутверждения, это может привести к спору и ненужной напряженности в разговоре. Причиной контрутверждений часто оказывается умение быстро оценить ситуацию и направить разговор в нужное русло, убежденность собеседника во всеобъемлющей правоте личного суждения либо прикрытие беззащитности и отсутствие уверенности в себе.

       Пагубной для беседы оказывается  безудержная категоричность суждений, которая может уничтожить доброжелательность  собеседника. Обладая одинаковым  знанием, люди часто не могут  договориться, так как у каждого из них своя точка зрения, через которую они «пропускают» окружающий мир.

      В процессе беседы надо последовательно  проводить основную мысль. Нужно  научиться: слушать подтекст; не поддаваться на мысль, что именно собеседник заблуждается; выбирать правильные моменты для замечаний и делать их в тактичной форме; ненавязчиво аргументировать свои установки; проявлять самокритичность при обоснованных встречных замечаниях; терпеливо выслушивать возражения собеседника, даже необдуманные и резкие. Надо помнить, что возбужденный человек пытается сразу сделать три дела: подсчитать ущерб, нанесенный его идее; найти каверзный вопрос и задать его собеседнику; получить удовлетворение от неловкости собеседника, когда тот не может ответить на такой вопрос.

      В случае если приходится отвечать на возражения:

  дайте собеседнику  самому ответить на собственные  возражения и опровергнуть их. Для этого не надо противоречить  открыто; выслушав замечание,  надо попытаться отвергнуть их  косвенно; условно согласиться с тем или иным возражением; стараться выслушать несколько возражений, чтобы уловить главное, и сразу ответить; резкие возражения следует повторить спокойным тоном, смягчая формулировку, а затем ответить на них;

 свою реакцию на слово собеседника выразите кивком головы, «ожидающим взглядом», короткими периодическими ободряющими замечаниями, повторением последних слов, сказанных собеседником, показывая, что мысль понята;

заставьте себя забыть личные предубеждения и расположение;

не торопитесь с заключением и строго проводите  различие между фактом и мнением.

     Бывают  случаи, когда собеседник имеет  ярко выраженное самомнение и  склонность к спорам. В этом  случае нужно дать ему выговориться, затем вернуться к этому вопросу  или ждать, пока собеседник крепко «оседлает» свою ошибочную идею и сам зайдет в тупик.

     Нужно  обращать внимание на темп  беседы и паузы. Это имеет  большое значение, так как помогает  выделить главное, подчеркнуть  последующее или предыдущее. Речь собеседников должна быть отчетлива и предельно ясна. Не следует говорить слишком громко или слишком тихо. Первое – бестактно, второе – может заставить вашего собеседника многократно задавать один и тот же вопрос.

Решение всегда должно следовать за обсуждением, так  как в ином случае собеседник вместо изложения своих идей начнет критиковать вас или будет безучастно со всем соглашаться.

      Как только точка зрения собеседника  становится ясной и свою вы  также высказали, можно беседу  завершать. Все вопросы согласованы,  решения сформулированы, регламент беседы выполнен. Можно прощаться.

                                           Совещание.

      Во время совещания между подчиненными и руководителем происходит обмен информацией, принимаются управленческие решения. Совещания помогают связать то, чем занимается отдельный сотрудник, с работой других работников предприятия. Процесс управления при этом отношении сводится к трем основным стадиям: сбор и переработка информации;

Информация о работе Деловое общение