Деловое общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 10:54, доклад

Описание работы

Целью написания реферата являлся анализ общих характеристик этики применяемых в бизнесе, а также оценка их применения в России.
Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.
Непосредственная связь этики с жизненной практикой хорошо прослеживается в сфере, так называемой профессиональной этики, которая представляет собой систему моральных требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Работа содержит 1 файл

деловое общение.docx

— 36.24 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Целью написания реферата являлся анализ общих характеристик этики применяемых  в бизнесе, а также оценка их применения в России.

Слово «этика» (греческое ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) обычно употребляется в двух смыслах. С одной стороны этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.

Непосредственная  связь этики с жизненной практикой  хорошо прослеживается в сфере, так  называемой профессиональной этики, которая  представляет собой систему моральных  требований к профессиональной деятельности человека. Одним из видов профессиональной этики является этика деловых  отношений. Она возникла сравнительно поздно на основе общей трудовой морали. В свою очередь, основное место в  этике деловых отношений занимает этика бизнеса (предпринимательства). Она включает в себя этику менеджмента (управленческую этику), этику делового общения, этику поведения и др.

Бизнес – инициативная хозяйственная деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и заемных средств на свой риск и под свою ответственность, целью которой является становление и развитие собственного дела для получения прибыли и решения социальных проблем предпринимателя, трудового коллектива, общества в целом.

Этика бизнеса – деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.

Существует  две основные точки  зрения на соотношение  общечеловеческих этических  принципов и этики  бизнеса:

1)  правила обычной морали к бизнесу не относятся или относятся в меньшей степени. Эта точка зрения соответствует концепции так называемого этического         

 релятивизма, согласно которой для каждой референтной             

 группы (т.е. группы людей, на мнение которых о своем     

 поведении  ориентируется данный субъект)  характерны свои 

особые  этические нормы;                                                                                                

2)       этика бизнеса основана на всеобщих универсальных этических нормах (быть честным, не причинять вреда, держать слово и т.п.), которые конкретизируются с учетом специфической социальной роли бизнеса в обществе.

Теоретически  более правильной считается вторая точка зрения.

Система норм и правил, принятая в настоящее  время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического  периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и  обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут  свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы  торговли, в том числе – (что  особенно важно для ситуации в  отечественном бизнесе) представление  о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи  между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как  отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.

Проблемы  этики бизнеса имеют столь  же давнюю историю, как и предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели  в наше время, когда рынок сильно изменился, из жестокой стала жесточайшей конкуренция. Сейчас во всем мире вопросы этики деловых отношений широко исследуются, служат предметом научных дискуссий и форумов, изучаются во многих высших и средних учебных заведений, обеспечивающих подготовку кадров для рынка труда. 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭТИКА

В России в последнее время проблемы этики  бизнеса также вышли на передний план. Учебные курсы по данной проблематике являются составной частью учебных  планов вузов, других учебных заведений, поскольку стало очевидным, что  в цивилизованный рынок нашему отечеству  не войти без серьезной этической  основы, прежде всего – в предпринимательстве.

Г. Форд считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой. Суть фордовской экономической этики в том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" - теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе.

Этико-экономические  установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это – адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека.

Это - этика  ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов  конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой  этикет, который формируется под  влиянием традиций и определенных сложившихся  исторических условий конкретной страны.

Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс. Условиями ее формирования  являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при  Торговой палате США впервые в  истории разработал национальный этический  кодекс

«Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит  доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым  моральное оправдание получает любой  бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.

Следующим переломным моментом стал кризис 1929–1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых  принципов организации хозяйственной  деятельности. К 50-м годам в США  сформировался ряд социально-философских  доктрин, которым можно дать общее  название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя  являются следующие  принципы:

-           он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;

-           исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют

работать;

-   верит в бизнес, расценивает его как привлекательное      творчество;

-   признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

-           уважает любую собственность, общественные движения;

-           уважает профессионализм, компетентность и законы;

-           ценит образование, науку и технику. 

 Эти  основные принципы этики делового  человека могут быть конкретизированы  применительно к различным сферам  его профессиональной деятельности.

Развитие  этических норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется  спецификой исторического пути, пройденного  нашим государством.

Рассматривая  историю европейской цивилизации, П.Я.Чаадаев отмечал, что «помимо  общего всем обличья, каждый из народов  этих имеет свои особые черты, но все  это коренится в истории и  в традициях и составляет наследственное состояние этих народов». Особенность  России состояла в том, что тот  общий путь развития, который для  других стран облегчался интенсивным  обменом традиций, она часто проходила  в одиночку.

Основы  российских норм экономического поведения  складываются в период становления  Московского царства (XV – начало XVI вв.), когда русские князья реально  осознали роль предприми-

мательства для развития государства.  

Возвышению  Москвы в определенной степени способствовала политика привлечения рабочего населения: всем желающим было разрешено селиться на берегах Москвы-реки, мастеровые надолго освобождались от уплаты всяких налогов. Развитие ремесел явилось  основой экономического усиления Московского  царства, предпосылкой к расширению внутренней и внешней торговли, к  возникновению нового слоя предпринимателей–купцов. При этом сильная централизация  власти и усиление отчужденности  от Запада способствовали формированию в поведении московитов, в том  числе московских купцов, подозрительности к иностранцам; привычку действовать  «всем миром», склонности строить  на обмане торговые отношения с чужими, слабого уважения к «букве закона».

С середины XVII в. начинается быстрое расширение торговых связей Москвы. По мере включения  в мировую торговлю происходит постепенное  усвоение общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления  государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Значительно изменилось правовое положение купцов при Екатерине II. Они вышли из разряда податных сословий с освобождением  от внесения податей в подушный оклад, который был заменен обложением их капиталов 1%-м сбором, причем размеры  капиталов объявлялись самими купцами  «по совести», чем последние очень  гордились. Очень оживило торговлю с другими странами снятие с нее  и промышленности различных ограничений, в связи с открытием Екатериной первых кредитных учреждений, развитием  торгового мореплавания, учреждением  заграничных консульств и заключением  торговых конвенций.

Россия XIX – начала XX вв. характеризуется  уже набором традиций, позволяющих  ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность  получили имена 

Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в  России существовал механизм, позволяющий  «отсекать» от предпринимательства  тех, кто не стремился соблюдать  принятые во всем мире морально-этические  нормы. В каждом городе действовало  купеческое общество, имевшее право  рекомендовать или не рекомендовать  предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить  добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.                                             

- 6 - 

Информация о работе Деловое общение