type="DISC">
Метод снятия
напряжения — позволяет установить тесный
контакт с собеседником.
Метод «зацепки»
— позволяет кратко изложить ситуацию
или проблему, увязав ее с содержанием
беседы, и использовать эту «зацепку»
как исходную точку для проведения запланированной
беседы.
Метод стимулирования
игры воображения — предполагает постановку
в начале беседы множества вопросов по
ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.
Метод прямого
подхода — означает непосредственный
переход к делу, без выступления.
Правильное
начало беседы предполагает:
- точное описание
целей беседы;
- взаимное
представление собеседников;
- название
темы;
- представление
лица, ведущего беседу;
- объявление
последовательности рассмотрения вопросов.
На что
нужно обратить внимание при налаживании
личного контакта с собеседником:
а) ясные,
сжатые и содержательные вступительные
фразы и объяснения;
б) обращение
к собеседникам по имени и отчеству;
в) соответствующий
внешний вид (одежда, подтянутость,
выражение лица);
г) проявление
уважения к личности собеседника, внимание
к его мнениям и интересам;
е) обращение
за ответом и т.п.
Фаза
II. Передача информации
Цель
этой части беседы заключается в
решение следующих задач:
сбор
специальной информации по проблемам,
запросам и пожеланиям собеседника;
- выявление
мотивов и целей собеседника;
- передача
запланированной информации;
- анализ и
проверка позиции собеседника.
5 основных
групп вопросов:
1. Закрытые
вопросы — это вопросы, на
которые ожидается ответ «да» или «нет».
Какова цель вопросов такого типа? Получить
от собеседника обоснованные аргументы
для ожидаемого от него же ответа.
2. Открытые
вопросы — это вопросы, на
которые нельзя ответить «да»
или «нет», они требуют какого-то
объяснения («Каково Ваше мнение по данному
вопросу?», «Почему Вы считаете принятые
меры недостаточными?»).
3. Риторические
вопросы — на эти вопросы
не дается прямого ответа, т.к.
их цель — вызвать новые
вопросы и указать на нерешенные
проблемы и обеспечить поддержку
нашей позиции со стороны участников беседы
путем молчаливого одобрения («Мы ведь
придерживаемся единого мнения по данному
вопросу?»).
4. Переломные
вопросы — удерживают беседу
в строго установленном направлении
или поднимают целый комплекс
новых проблем. («Как Вы представляете
себе структуру и распределение...?»).
5. Вопросы
для обдумывания — вынуждают
собеседника размышлять, тщательно
обдумывать и комментировать
то, что было сказано («Правильно
ли я понял Ваше сообщение
о том, что...?, «Считаете ли Вы,
что...?).
Фаза III.
Аргументация
Мелочи,
имеющие иногда решающее значение:
1. Оперировать
простыми, ясными, точными и убедительными
понятиями.
2. Способ
и темп аргументации должны
соответствовать особенностям темперамента
собеседника.
3. Вести
аргументацию корректно по отношению
к собеседнику, т.к. это, особенно при длительных
контактах, окажется для вас же намного
выгоднее:
всегда
открыто признавать правоту собеседника,
когда он прав, даже если это может
иметь для вас неблагоприятные
последствия;
продолжать
оперировать можно только теми аргументами,
которые приняты собеседниками;
избегать
пустых фраз.
4. Приспособить
аргументы к личности вашего
собеседника:
направлять
аргументацию на цели и мотивы собеседника;
избегать
простого перечисления фактов;
употреблять
терминологию, понятную вашему собеседнику.
5. Избегать
неделовых выражений и формулировок,
затрудняющих аргументирование
и понимание.
6. Попытаться
как можно нагляднее изложить
собеседнику свои доказательства,
идеи и соображения.
Дня
построения аргументации в нашем арсенале
имеются 12 риторических методов аргументирования:
Фундаментальный
метод. Представляет собой прямое обращение
к собеседнику.
- Метод противоречия.
Основан на выявлении противоречий в аргументации
против.
- Метод «извлечение
выводов». Основывается на точной аргументации,
которая постепенно, посредством частых
выводов приведет вас к желаемому выводу.
- Метод сравнения.
- Метод «да...,
но».
- Метод «кусков».
Состоит в расчленении выступления таким
образом, чтобы были ясно различимы отдельные
части: «это точно», «об этом существуют
различные точки зрения».
- Метод «бумеранга».
- Метод игнорирования.
- Метод потенцирования.
Собеседник в соответствии со своими интересами
смещает акцент, выдвигает на первый план
то, что его устраивает.
- Метод «выведения».
Основывается на постепенном субъективном
изменении существа дела.
- Метод опроса.
Основан на том, что вопросы задаются заранее.
- Метод видимой
поддержки.
Двенадцать
спекулятивных методов аргументации:
- Техника преувеличения.
- Техника анекдота.
- Техника использования
авторитета.
- Техника дискредитации
собеседника. Основывается на правиле:
если я не смогу опровергнуть существо
вопроса, тогда по меньшей мере нужно поставить
под сомнение личность собеседника.
- Техника изоляции
основана на «выдергивании» отдельных
фраз из выступления, их изоляции и преподнесении
в урезанном виде с тем, чтобы они имели
значение, противоположное первоначальному.
- Техника изменения
направления заключается в том, что собеседник
не атакует ваши аргументы, а переходит
к другому вопросу, который по существу
не имеет отношения к предмету дискуссии.
- Техника вытеснения
— собеседник в действительности не переходит
к какой-то одной, точно определенной проблеме,
преувеличивает второстепенные проблемы,
взятые из вашего выступления.
- Техника введения
в заблуждение, основывается на сообщении
путаной информации, слов, которыми вас
забрасывает собеседник.
- Техника отсрочки.
Ее целью является создание препятствий
для ведения дискуссии или ее затягивание.
- Техника
апелляции. Представляет собой особо опасную
форму «вытеснения» процесса рассуждений
(собеседник взывает к сочувствию).
- Техника
искажения.
- Техника
вопросов-капканов. Включает 4 группы:
- повторение;
- вымогательство;
- альтернатива;
- контрвопросы.
Фаза IV.
Опровержение доводов собеседника
(нейтрализация замечаний собеседника)
Цели:
- убедительность
изложения;
- надежность
изложения;
- развеивание
сомнений;
- мотивы сопротивления
и точка зрения.
Почему
возникают замечания?
- защитная
реакция;
- разыгрывание
роли;
- другой подход;
- несогласие;
- тактические
раздумья.
Какова
логическая структура опровержения
замечаний?
- анализ замечаний;
- обнаружение
настоящей причины;
- выбор тактики;
- выбор метода;
- оперативное
опровержение замечаний.
Какие
приемы применяются для нейтрализации
(опровержения)?
- ссылки, цитаты;
- «бумеранг»;
- одобрение
+ уточнение;
- переформулировка;
- целевое согласие;
- «эластичная
оборона»;
- метод опроса;
- «да..., но...?»
- предупреждение;
- доказательство
бессмысленности;
- отсрочка.
Как обращаться
с замечаниями при нейтрализации?
- локализация;
- тон ответа;
- открытое
противоречие;
- уважение;
- признание
правоты;
- воздержанность
в личных оценках;
- краткость
ответа;
- недопущение
превосходства.
Фаза V.
Принятие решения
Цели:
- подытоживание
аргументов, призванных и одобренных вашим
собеседником;
- нейтрализация
негативных моментов в заключении;
- закрепление
и подтверждение того, что достигнуто;
- наведение
мостов для следующей беседы.
Несколько
общих советов в связи с
окончанием беседы:
- Свободно
обращайтесь к собеседнику с вопросом,
согласен ли он с вашей целью.
- Не проявляйте
неуверенности в фазе принятия решения.
Если вы колеблетесь в момент принятия
решения, то не удивляйтесь, если начнет
колебаться и собеседник.
- Всегда оставляйте
в запасе один сильный аргумент, подтверждающий
ваш тезис, на тот случай, если собеседник
в момент принятия решения начнет колебаться.
- Пользуйтесь
достоверными аргументами, так как лучше,
если собеседник примет решение сейчас,
чем потом.
- Не отступайте,
пока собеседник несколько раз отчетливо
не повторит «нет».
- Не сдавайтесь
на милость собеседника до тех пор, пока
не попробуете все известные методы форсирования.
- Следите за
поведением собеседника, чтобы вовремя
понять, что беседа подходит к концу. Закончите
беседу в нужный момент.
- Достигнув
цели, прощайтесь с собеседником. Как только
будет принято решение, поблагодарите
собеседника, поздравьте его с разумным
решением.
6. Заключение
Таким образом, деловая беседа
может быть рассмотрена как
особый вид
межличностного
взаимодействия в организованной
среде. Четкое осознание участниками
беседы целей, которые они преследуют,
понимание функциональных особенностей
каждого из её этапов, владение
психологическими и речевыми приёмами
ведения деловой беседы
являются необходимым составляющим
эффективной деловой коммуникации.
Список
используемых источников:
1.
Львов М.Р. Основы теории речи
– М.: Изд. центр «Академия». –
2000.
2.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова
М.А. Современный русский язык.
– 4-е изд. – М.: Айрис-пресс. – 2002.
3.
Интернет (Элитариум: Центр дистанционного
обучения > Навыки » Навыки поведения
> Деловая беседа: подготовка, планирование
и структура)