Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 16:31, дипломная работа
Потребность общества в хорошей питьевой воде возрастает по мере того, как происходит уменьшение доступных ресурсов питьевой воды на душу населения. Эта тенденция будет сохраняться, пока живет наша цивилизация.
Актуальным представляется изучение опыта работы в современных непростых экономических условий успешных предприятий по производству безусловно хорошей питьевой воды. На российском рынке в течение двух и более лет выпускают воду высшей категории качества не более двух десятков предприятий, имеющих безупречную репутацию в отношении качества воды. В Сибирском регионе такое предприятие пока одно – "Компания Чистая Вода". Оно и было выбрано для изучения данного направления производственной и экономической деятельности.
В последние годы, в связи с
углубленным изучением
В любом случае, многолетние исследования физиологического действия воды, например, глубоко обессоленной обратным осмосом, а затем обогащенной необходимыми элементами в процессе прецизионного дозирования, показали, что она – лучший на настоящий момент заменитель самых полезных природных составов и пригодна даже для питания детей с первого дня жизни. Не надо забывать, что запасы полноценной природной питьевой воды на Земле сокращаются, а численность населения растет, следовательно, бутилированная вода высшей категории становится универсальным пищевым стандартом на любой обозримый период истории в будущем. Доступность воды такого качества буквально для каждого становится едва ли не основным показателем способности к выживанию соответствующей части общества в долгосрочном периоде.
Табл. I
Показатель |
Единица измерения |
Нормативы качества воды, не более (или пределы) |
Основной способ (технология) эффективной очистки | |
Вода в городском водопроводе |
Бутил. вода высшей категории | |||
Мутность |
мг/ дм3 |
1,5 |
0,5 |
Г, ОДМ, УФ |
Цветность |
град. |
20 |
5 |
ОДМ, УФ |
Привкус |
балл |
2 |
0 |
ОДМ, УФ |
pH |
единицы |
6 – 9 |
6,5 – 8,5 |
ОО + дозатор |
Сухой остаток |
мг/ дм3 |
1000 |
200 – 500 |
ОО |
Железо |
мг/ дм3 |
0,3* |
0,3 |
ОДМ |
Общая жесткость |
мг экв./ дм3 |
7* |
1,5 - 7 |
ОО |
Окисляемость перм. |
мг/ дм3 |
5* |
2 |
ОДМ, УФ |
Марганец |
мг/ дм3 |
0,1 |
0,05 |
ОДМ, ОО |
Сульфаты |
мг/ дм3 |
500 |
150 |
ОО |
Хлориды Сl- |
мг/ дм3 |
300 |
150 |
ОО |
Алюминий |
мг/ дм3 |
0,5 |
0,1 |
УФ, ОО |
Натрий |
мг/ дм3 |
200 |
20 |
ОО |
Цинк |
мг/ дм3 |
5 |
3 |
ОО |
Хром Cr6+ |
мг/ дм3 |
0,05 |
0,03 |
УФ, ОО |
Никель |
мг/ дм3 |
0,1 |
0,02 |
ОО |
Хлор (свободный) |
мг/ дм3 |
0,3 – 0,5 |
0,05 |
ОДМ, УФ |
Мышьяк |
мг/ дм3 |
0,05 |
0,006 |
ОО |
Аммиак |
мг/ дм3 |
2 |
0,05 |
ОДМ, ОО |
Нитриты |
мг/ дм3 |
3 |
0,05 |
ОО |
Нитраты по NO3- |
мг/ дм3 |
45 |
5 |
ОО |
Свинец |
мг/ дм3 |
0,03 |
0,005 |
ОО |
Фтор |
мг/ дм3 |
1,5 |
0,6 – 1,2 |
ОО + дозатор |
Нефтепродукты |
мг/ дм3 |
0,1 |
0,01 |
ОДМ, УФ |
Анионные ПАВ |
мг/ дм3 |
0,5 |
0,05 |
УФ, ОО |
* Возможен сезонный рост.
Сокращения: Г – фильтр-грязевик; ОДМ – фильтр с каталитической загрузкой; УФ – блок ультрафильтрации; ОО – блок обратного осмоса.
В таблице I один приведены основные данные о нормировании состава водопроводной воды (минимальные требования, обеспечивающие безвредность воды при её постоянном употреблении) и бутилированной воды высшей категории, которая призвана восполнить физиологически полезные элементы в питании человека и кроме того, требует более жесткого соблюдения диапазона концентраций остальных элементов в соответствии с современными данными науки о наиболее качественной воде. Указаны также основные современные технологические приемы, позволяющие добиться необходимых концентраций состава. Очевидно, что современные системы автоматического прецизионного дозирования различных компонентов являются необходимой составной частью систем подготовки воды высшей категории.
Для решения проблемы снижения негативного воздействия на здоровье населения от употребления питьевой воды низкого качества на территории нашей области действует областная целевая программа "Обеспечение населения Новосибирской области питьевой водой на 2008-2012 годы". Обеспечение населения качественной питьевой водой становится одной из приоритетных задач на государственном уровне. Внедряется система снабжения качественной питьевой водой социальных объектов, прежде всего, за счет обеспечения детских дошкольных образовательных учреждений, школ, летних загородных учреждений, больниц бутилированной питьевой водой.
1.3 Существующие сегменты рынка
По сути, в России к началу 90-х годов ниша рынка "просто чистой воды" была практически пуста, иными словами такого рынка не существовало вовсе. Российский потребитель был готов платить или за выраженный "лечебный эффект" минеральных вод, или за модные Pepsi и Cola. Остальное можно было прокипятить, чтобы выпустить на свободу хлор и умертвить то, что он не успел нейтрализовать, дать остынуть и отстояться. Это наблюдение подтолкнуло в 1991году американского бизнесмена Джона Кинга, путешествующего по Волге и при изобилии текущей вокруг воды не нашедшего, как быстро утолить жажду, создать предприятие по выпуску ключевой воды. Тогда же на корабле путешествовал архиепископ Костромской и Галичский Александр, с которым Кинг обсудил возможность создания предприятия "Святой Источник" в окрестностях Костромы. В 1994г. было налажено производство, а начинание это благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй.
Очевидно, что убедить российского потребителя пить "просто хорошую воду" можно было, лишь показав какие-то необычные возможности продукта. А потому маркетинговый ход американского бизнесмена по созданию бренда "освященной воды" оказался блестящей находкой. Идея обеспечила к 2002г. 13% рынка бутилированных вод России, восьмикратный рост продаж за 10 лет, а также удачную продажу в июле 2002 года группы компаний "Святой Источник" мировому лидеру рынка питьевой воды Nestle Waters (подразделение швейцарской Nestle, производящей кофе, кондитерские изделия и прочее). Это первая крупная сделка в истории рынка воды в России. До настоящего момента иностранные инвестиции в этой индустрии осуществлялись компаниями PepsiCo и Coca-Cola в рамках развития дополнительных направлений собственного бизнеса, а также французской компанией Freres Costel в рамках проекта ЗАО "Клинские напитки" (марка "Кристаллин"). Некоторую долю иностранного влияния получил рынок минеральной воды. Так, инвестиционный фонд ING Barings является миноритарным акционером компании Georgian Glass & Mineral Water, выпускающей "Боржоми". Есть подтверждения присутствию иностранного капитала в развитии марки "Нарзан".
Интересна в связи с фактом покупки
"Святого Источника" реакция
большинства игроков рынка
Кулерная вода – относительно новый сегмент для отечественного питьевого рынка. Он связан с известной закономерностью – в связи с продвижением основного товара в большинстве случаев возникает и пропорционально развивается рынок сопутствующих товаров и услуг, которые предоставляют компании-поставщики своим клиентам. Темпы роста рынка услуг, в данном случае поставок кулерной воды, в среднем составляет порядка 20% ежегодно и на будущее прогнозируется устойчивый стабильный рост.
Сегодня потребителями бутилированной воды в России являются не только богатые люди, но и пенсионеры и средний класс, а среднедушевое потребление питьевой и минеральной воды в нашей стране ежегодно увеличивается. Пищевые предприятия так же являются потенциальными клиентами, но на данном этапе развития рынка ни одна из компаний не способна обеспечить их требуемыми объемами питьевой воды. Так, Новосибирск в среднем потребляет порядка 45 литров в год на человека, а большая доля потребления питьевой воды приходится на заказы от корпоративных клиентов, около 70%.
Анализ сегментов рынка
Бутилированная вода по разным оценкам покрывает около половины всех продаж безалкогольных напитков в России и при этом показывает наилучшую динамику среди основных сегментов рынка. Так, по данным Nielsen категория "бутилированная вода" в 2007 году выросла на 21 % в стоимостном выражении. Для сравнения в том же 2007 году продажи соков выросли на 14%, а газированных напитков на 18% в стоимостном выражении.
Потреблениие бутилированной воды в России все еще далеко от среднеевропейского. По самым оптимистичным оценкам оно не превышает 25 литров на человека, тогда как в Западной Европе в среднем на человека приходится более 100 литров, а например, в соседней Украине оно составляет около 40 литров.
На всем рынке безалкогольных напитков отмечается долгосрочная тенденция повышения культуры потребления, связанная, прежде всего, с заботой граждан о своем здоровье. Ведущую роль при этом играет политика СМИ, все публикующих статьи и передачи, преподносящие вопрос потребления качественной природной воды, как необходимое условие для долгой и здоровой жизни. Если раньше бутилированную воду покупали в основном в целях утоления внезапной жажды, то в настоящее время ее все чаще выбирают в качестве основного напитка дома, на работе, при занятиях спортом, используют для приготовления пищи дома и на загородных участках.
Выход на новый уровень потребления,
соответствующий европейским
В настоящее время объем
1.4 Конкуренция производителей
Высокая конкурентность в сфере производства бутилированной воды - следствие относительно низких затрат организации бизнеса, существующая до сих пор недостаточная документированность требований к производству и продукту и при этом высокие темпы роста рынка. Это обычные характеристики для рынка алкогольной продукции, но они справедливы и для современного рынка питьевых вод. Ряд экспертов сравнивают этот рынок с рынком бензина: розничная цена литра топлива для машин практически эквивалента средней цене бутылки питьевой воды (по цене от 10 руб. и выше сейчас продаются даже пол-литровые ПЭТ-бутылки). При этом потребность в питьевой воде растет в России очень быстро. Немаловажно также и то, что вода - это практически неисчерпаемый природный ресурс, т.к. ее запасы восполняются природными процессами постоянно. Эксперты указывают при этом на неоспоримое преимущество бизнеса розлива воды: затраты на организацию производства здесь несоизмеримо ниже, чем в топливно-энергетическом секторе.
Таким образом, этот рынок обладает высокой степенью привлекательности для развития бизнеса. И при этом оборот рынка питьевой воды в РФ примерно в 9-10 раз меньше бензинового. С одной стороны, это дает надежды для бизнеса, так как означает, что рынок практически не освоен, и здесь есть место новым игрокам и даже сверхприбылям. С другой стороны, открывает перспективы для сверх-конкуренции, так как порог вхождения (затраты на организацию бизнеса) на этот рынок не слишком высок.
В Сибирском регионе пик
В настоящий момент конкуренция
в регионе приняла
По оценкам аналитиков, основным конкурентом "Чистой воды", занимающим более или менее значительную долю рынка (от 10 до 20 %, по оценкам различных экспертов), по- прежнему является компания "Росинка", также базирующаяся в Академгородке. При этом цена стандартной 19-литровой бутыли в компании "Чистая вода" на 20 % выше, чем стоимость аналогичного продукта марки "Росинка". Уровень цен на оборудование (кулеры и помпы) в обеих компаниях примерно одинаковый. Обе организации, помимо основного продукта, предлагают доставку сопутствующих товаров: чая, кофе, сахара и пластиковых стаканчиков.6
1.5 Технологические основы производства
1.5.1 Общий подход к технологии
Общее технологическое решение по получению питьевой воды высшего качества, исходя из нормативных требований к ней (см. п. 1.2) может быть только одним: максимально удалить все посторонние соединения из артезианской воды, затем провести кондиционирование полученной обессоленной воды, близкой по химическому составу к дистилляту, до соответствия требуемым физиологическим показателям воды высшей категории качества.
Такой подход диктует следующее: в голове процесса стоит фильтр грубой очистки, т.е. задерживающий возможные механические включения фильтр, затем эффективная система удаления солей и органических примесей, затем система прецизионного дозирования физиологически необходимых примесей. На различных этапах вода должна проходить дезинфицирующую обработку, для того, чтобы исключить попадание микроорганизмов и вирусов в аппараты линии водоподготовки и их гарантированное отсутствие в конечном продукте.
Рост антропогенной нагрузки на природные источники воды неуклонно снижает её качество, что приводит к тому, что традиционные схемы подготовки питьевой воды, включающие реагентную обработку, отстаивание, фильтрование на скорых фильтрах и обеззараживание хлорированием уже не могут обеспечить необходимое качество очистки.
1.5.2 Предварительная водоподготовка
Предподготовка является традиционным этапом схемы подготовки воды и предназначена для удаления грубых механических загрязнений, содержащихся в источнике или случайно попадающих в основной поток. Предподготовка обеспечивает бесперебойную работу последующих стадий технологической цепочки.
Удаление крупных взвешенных частиц производится при так называемом предварительном фильтровании (макрофильтрование или "грубая" очистка). Для этого на магистральную трубу устанавливают фильтры предварительной грубой очистки. Процесс фильтрования может осуществляться либо на поверхности, либо в глубине фильтрующего материала. Исходя из этого, данные фильтры имеют различное конструктивное исполнение. Например, в сетчатых фильтрах в качестве фильтрующего элемента используются металлические сетки с различными размерами ячеек и фильтрование осуществляется на поверхности сетки. В дисковых или картриджных фильтрах используется принцип глубинного (объемного) фильтрования. В большинстве случаев дисковые фильтры имеют неоспоримое преимущество перед сетчатыми вследствие их более высокой "грязеёмкости" (при этом, размер удаляемых частиц составляет не менее 25 мкм). Основным достоинством дисковых фильтров является сочетание поверхностной и объемной фильтрации, а так же возможность 100% отмывки пакета дисков.