Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.
Система 1: Эксплуататорско- авторитарная.
Система 2: Благосклонно- авторитарная.
Система 3: Консультативно- демократическая.
Система 4 :Основанная на участии.
Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.
Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, или то, что Арджирис назвал стилем, ориентированным на реальность.
Лидерство,
как и управление, является до некоторой
степени искусством. Возможно, это
и есть причина того, почему исследователям
не удалось разработать или
В некоторых
ситуациях руководители могут добиться
эффективности своей работы, структурируя
задачи, планируя и организуя задачи
и роли, проявляя заботу и оказывая
поддержку. В других ситуациях руководитель
может посчитать более
Модель принятия решений руководителем Врума—Йеттона
Еще одной ситуативной моделью руководства стала модель, разработанная Виктором Врумом и Филиппом Йеттоном. МОДЕЛЬ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕМ ВРУМА—ЙЕТТОНА концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений. Эти стили приведены в табл. 17.2. Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (AI и АН), затем идет консультативный (CI и СИ), и, наконец, завершается полным участием (Gil). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуация или проблемы. Чтобы помочь руководителям оценить ситуацию, Врум и Йеттон разработали семь критериев, по которым оценивается ситуация «подчиненные — руководитель», а также модель дерева решений. Эти критерии даны в табл. 17.3. Каждый критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части 17.8. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре — к факторам, ограничивающим согласие подчиненных. Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений ( 17.8.). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства. Хотя модель Врумз-Йетгона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус — на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода ВЛИЯНИЙ на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся.переменных ситуации принятия решений. Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума—Йеттона получила полную меру как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение J. Обсуждая вклад этого подхода, Хэмптон, Саммер и Узбер отмечают, что он содержит: «четкое изложение того, что ожидается от руководства: 1) качественные решения, выраженные в категориях производительности и результатов деятельности организации; и 2) отношение к этим задачам тех подчиненных, которые должны выполнять вышеназванные решения. Хотя можно заметить некоторое сходство между этими двумя критериями и ранее упомянутыми стилями поведения, ориентированными ка задачу и человеческие отношения, две последние цели несут в себе совершенно другое содержание. На самом деле вся модель направлена на объяснение того, как принимать и исполнять решение, а не на то, как достигнуть эффективности я удовлетворенности подчиненных. |
Модель принятия решений руководителем Врума — Йеттона
Автор: admin | 17.08.2009 | 7:19 | В рубриках: Основы менеджмента
Еще
одной ситуативной моделью
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решений (AI и А1Г), затем идет консультативный (CI и CII) и, наконец, завершается полным участием (G1T). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы
помочь руководителям оценить
таблица 17.2. Стили принятия решений по Вруму—Йеттону
AI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
All.
Вы получаете необходимую
CI.
Вы излагаете проблему
CII.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных, и весь
GII.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных. Все вместе
вы находите и оцениваете
Источник; Victor H Vroom, "A New Look at Managerial Decwon Making", Ofgamsyitumal Dynamics, vol. 1, no 4 (Spring 1973), p. 67.
критерий превращается в вопрос, который руководитель задает себе при оценке ситуации. Эти вопросы приведены в верхней части рис. 17.8. Первые три вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре — к факторам, ограничивающим согласие подчиненных.
Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис. 17.8). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит таким образом критерий проблемы и в конечном счете подбирает соответствующий стиль руководства.
ТАБЛИЦА 17.3. Критерии проблемы по модели Врума—Йеттона
1.Значение качества решения
2.Наличие
достаточной информации или
3.Степень структурированности проблемы.
4.Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения.
5.Определенная
на основании прошлого опыта
вероятность, что
6.Степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы.
7.Степень
вероятности конфликта между
подчиненными при выборе
Источник: Victor H Vroom, "A New Look at Managerial Decision Making", Olymsptmiuil Dynamics, vol. 1, no 4 (Spring 1973), p. 67.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Имеются ли требования, предъявляемые к качеству решения и позволяющие определить степень предпочтительности одного решения по сравнению с другим? |
Располагаю ЛИЯ достаточной информацией, чтобы принять качественное решение? |
Структурирована ли проблема? |
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? |
Если бы вам нужно было принимать решение самостоятельно, есть ли у вас достаточная уверенность в том, что оно будет поддержано вашими подчиненными? |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? |
Не чревато ли выбранное решение конфликтом между подчиненными? |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
Хотя модель Врума—Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус — на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума—Йеттона получила полную меру как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение39.
Обсуждая вклад этого подхода, Хэмптон, Саммер и Уэбер отмечают, что он содержит
"четкое
изложение того, что ожидается
от руководства: 1) качественные решения,
выраженные в категориях