Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 00:04, контрольная работа
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства.
Система 1: Эксплуататорско- авторитарная.
Система 2: Благосклонно- авторитарная.
Система 3: Консультативно- демократическая.
Система 4 :Основанная на участии.
Определив,
что ориентированный на задачу стиль
руководства будет больше всего
соответствовать в наиболее или
в наименее благоприятных ситуаций
и что ориентированный на человека
стиль лучше всего проявит
себя в умеренно благоприятных ситуациях,
Фидлер заложил основу для будущего
ситуационного подхода к
Подход Митчела и Хауса «путь - цель».
Еще одна ситуационная модель лидерства «путь - цель» была разработана Теренсом Митчелом и Робертом Хаусом. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, «увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде». Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Позже профессор Хаус включил еще два стиля: стиль, поощряющий участие подчиненных в принятии решений и стиль, ориентированный на достижение. Большая часть исследований сосредоточена на инструментальном стиле и стиле поддержки.
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.
Поль
Херси и Кен Бланшар
Согласно Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой конкретной ситуации. Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями.
Имеются
четыре стиля лидерства, которые
соответствуют конкретному
Первый
стиль требует, чтобы руководитель
сочетал большую степень
Второй стиль - «продавать» - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости.
Таким образом, руководитель выбирает поведение, ориентированное на задачу, чтобы давать конкретные инструкции подчиненным относительно того, что и как надо делать. В то же время руководитель поддерживает их желание и энтузиазм выполнять задание под свою ответственность.
Третий
стиль характеризуется умеренно
высокой степенью зрелости. В этой
ситуации подчиненные могут, но не хотят
отвечать за выполнение задания. Для
руководителя, сочетающего низкую степень
ориентированности на задачу и высокую
степень - на человеческие отношения, самым
подходящим будет стиль, основанный
на участии подчиненных в принятии
решений, потому что подчиненные
знают, что и как надо выполнять,
и им не требуется конкретных указаний.
Однако они также должны хотеть и
сознавать свою причастность к выполнению
данной задачи. Руководители могут
повысить мотивацию и причастность
своих подчиненных, предоставляя им
возможность участвовать в
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара
Поль
Херси и Кен Бланшар
Имеются
четыре стиля лидерства, которые
соответствуют конкретному
· Давать указания.
· “Продавать”.
· Участвовать.
· Делегировать.
Первый
стиль требует, чтобы руководитель
сочетал большую степень
Второй
стиль - “продавать” - подразумевает,
что стиль руководителя в равной
и в высокой степени
Третий
стиль характеризуется умеренно
высокой степенью зрелости. В этой
ситуации подчиненные могут, но не хотят
отвечать за выполнение задания. Для
руководителя, сочетающего низкую степень
ориентированности на задачу и высокую
степень - на человеческие отношения, самым
подходящим будет стиль, основанный
на участии подчиненных в принятии
решений, потому что подчиненные
знают, что и как надо выполнять,
и им не требуется конкретных указаний.
Однако они также должны хотеть и
сознавать свою причастность к выполнению
данной задачи. Руководители могут
повысить мотивацию и причастность
своих подчиненных, предоставляя им
возможность участвовать в
Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуациях со зрелыми исполнителями, так как подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате руководитель позволяет подчиненным действовать самим: им не нужны ни поддержка, ни указания, так как они способны делать все это сами по отношению друг к другу.
Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.
Еще
одной ситуативной моделью
Чтобы
помочь руководителям оценить
Таблица 8 - Пять стилей руководства
АI. Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у вас на данный момент информацию. |
AII. Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, вы можете сказать или не сказать своим подчиненным в чем состоит проблема. Роль ваших подчиненных в принятии решений - представление необходимой информации, а не поиск и оценка альтернативных решений. |
CI. Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных. |
СII. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние ваших подчиненных. |
G2. Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь влиять на группу, чтобы она приняла «ваше» решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым. |
Значение качества решения. Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения. Степень структурированности проблемы. Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного выполнения решения. Определенная на основании прошлого опыта вероятность того, что автократическое решение руководителя получит поддержку у подчиненных. Степень мотивации подчиненных достигнуть целей организации, если они выполнят задачи, сформулированные при изложении проблемы. Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы. |
Рисунок 14 - Критерии оценки «подчиненные-лидеры»
Чтобы определить, который их этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений:
Таблица 9 - Дерево решений
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Имеются ли |
Располагаю ли я достаточной информацией, чтобы принять решение? |
Структури |
Является ли согласие подчиненных с выбранным решением существенным для его эффективного выполнения? |
Если бы вам нужно было
принять решение |
Согласны ли подчиненные с целями организации, достижению которых они будут способствовать, решив эту проблему? |
Не чревато |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ж |
Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете, подбирает соответствующий стиль руководства.