Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Введение………………………………………………………………………………3
Теория человеческого капитала…………………………………………………...5
Оценка целесообразности инвестиций в образование……………………………14
Практические аспекты теории человеческого капитала для управления трудовыми ресурсами………………..………………………………………………………21
Обучение на рабочем месте. Качество рабочей силы и профессиональное обучение……..................................................................................................................26
Индекс развития человеческого потенциала……………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………40
Таблица 3.1: Соотношение материального и нематериального накопления в США (социальные расходы в % к производственным инвестициям)
Сфера | 1970 | 1980 | 1985 | 1990 |
Образование | 50 | 42 | 45 | 55 |
Здравоохранение | 54 | 63 | 76 | 101 |
Социальное обеспечение | 90 | 107 | 123 | 162 |
Всего по трем отраслям | 194 | 212 | 244 | 318 |
В структуре национальных экономик сформировались два крупных подразделения: с одной стороны, сферы деятельности, осуществляющие массовое производство продукции и услуг для удовлетворения производственных и текущих личных нужд, с другой - сферы, обеспечивающие воспроизводство качественных аспектов человеческих ресурсов и качественные сдвиги в сферах общественного хозяйства. Постепенно концептуально и практически утверждается идея о том, что в народнохозяйственном комплексе духовно-информационная сфера играет главную роль, а материальное производство - обслуживающую.
Развиваемый в рамках теории «человеческого капитала» экономический подход к человеку широко используется в практике рыночного хозяйствования развитых стран мира. Теория человеческого капитала способствовала более комплексному и объективному анализу человеческого фактора, позволила существенно расширить сферу микроэкономического анализа занятости, роли сложного труда, рационального поведения человека. И самое главное - способствовала в новых условиях НТР переосмыслению социально-экономического значения образования, квалификации, рассматривая общие и специальные знания, а также гуманитарные качества индивидов как важнейший фактор роста эффективности капиталистического производства
Историческими корнями теория человеческого капитала восходит к классикам буржуазной политической экономии У. Петти, А. Смиту, Д. Рикардо, которые первыми предприняли попытку денежной оценки ценности каждого человека, подчеркивали экономическое значение образования для населения и страны в целом, а также рассматривали производительные способности людей как элементы капитала. В дальнейшем в конце XIX начале XX века введение в экономический анализ понятия «человеческий капитал» обосновывалось в политэкономических работах таких известных ученых как И. Фишер, А. Маршалл, Д. Милль, Л. Вальрас, В. Парето, Д. Мак-Кулох и др.
Оформление идеи человеческого капитала в самостоятельную концепцию завершилось лишь во второй половине нынешнего столетия, что явилось отражением в политической экономии тех изменений, которые стали происходить в мировой экономике, в системе производительных сил, в социальной структуре общества. Сама практика социально-экономической жизни поставила перед учеными-экономистами задачу создания такой теории, которая бы, с одной стороны, учитывала изменения, происходящие под воздействием научно-технической революции» с другой - адекватно освещала значение человека в новых условиях, роль интеллектуального творческого начала в общественном производстве, и давала бы соответствующие рекомендации о наиболее рациональном подходе к формированию и использованию образовательного и профессионального потенциала человеческих ресурсов.
Исследовательские разработки современной теории человеческого капитала, особенно на начальном этапе, активно поддерживались как государством, так и ведущими корпорациями и различными независимыми фондами ("Рокфеллера", "Форда", "Карнеги корпорейшн оф Нью-Йорк"). Это свидетельствует о том, что оформление целостной концепции человеческого капитала происходило не стихийно, не само по себе, а как выполнение экономической наукой реального социального заказа, как удовлетворение определенной общественной потребности.
Что касается отечественных авторов, то их отношение к этой теории чаще всего было негативным в силу неприятия самой идеи человеческого капитала и ее явного противоречия господствовавшей идеологической доктрине и официальным постулатам политической экономии социализма. В советской экономической литературе критика теории человеческого капитала была представлена в работах В. Гойло, Р. Капелюшникова. и др. Тем не менее, некоторые идеи, первоначально выдвинутые в рамках этой теории, проникали в советскую научную литературу. Инвестиционный характер затрат на образование и его экономическая эффективность признаются и анализируются А. Анчишкиным, В. Жаминым, Г. Егизаряном, Б. Искаковым и др. С середины 80-х годов в орбиту экономического анализа вошла категория "человеческий фактор" (Марцинкевич В. И., Хроменков Н. А., Феодоритова С. В), а проблемы социально-экономической эффективности стали рассматриваться в неразрывной связи со всеми аспектами проявления человеческой личности. Но наибольший вклад, на наш взгляд, в исследование влияния образования на рост производительности труда и национального дохода внес академик С.Г.Струмилин. Произведенные им еще в начале 20-х годов расчеты позволили сделать вывод о том, что затраты на обучение не только полностью окупаются, но и дают большой народнохозяйственный эффект. Практически, С.Г.Струмилин предвосхитил те выводы, которые впоследствии были сделаны западными экономистами, занимающимися проблемами человеческого капитала.
4. Обучение на
рабочем месте. Качество
Получить высокие результаты в управлении организацией можно только в том случае, если люди, которыми руководят, обладают знаниями, умениями и соответствующим настроем, необходимым для того, чтобы их усилия были эффективными и результативными.
Когда подходящие люди приняты на работу, обучение становится основным фактором, обеспечивающим развитие их умений, навыков и установок, необходимых для их эффективной работы.
Линейный менеджер совместно со специалистом по обучению обязан:
- определить соответствующие требования;
- обеспечить необходимую организацию процесса обучения;
- обеспечить контроль его эффективности.
Для организации процесса обучения специалисты используют так называемую модель обучения. Это циклическая модель, ее цикл похож на циклы, существующие в других видах проектных работ.
Потребности организации в обучении персонала должны быть проанализированы специалистом по кадрам или отделом обучения в соответствии с общими производственными целями и политикой организации в планировании рабочей силы. При этом определяется необходимость обучения конкретных групп работников по всем подразделениям после консультаций с линейными менеджерами. Эта работа должна также включать в себя анализ ожидаемого эффекта от воздействия обучения на выполнение организацией производственных задач.
Очень полезно в процессе определения потребностей в обучении проанализировать критические случаи в работе отдела. Наиболее детальный анализ потребностей в обучении происходит на уровне самой работы. Основное требование здесь - определить все функции и действия, которые осуществляют сотрудники в процессе реального выполнения конкретной работы.
Должностная инструкция, детально расширенная для организации обучения, может служить полезным материалом для выделения и описания знаний, навыков и установок, необходимых для выполнения каждого из составляющих задачу действия на требуемом уровне. (рис.4.1)
Рис.4.1: Определение
потребностей профессионального развития
Определение потребностей в профессиональном развитии отдельного сотрудника требует совместных усилий кадрового менеджмента, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое её положением в организации ролью в процессе профессионального развития.
Уровни определения потребностей в обучении, рассмотренные выше, составляют основу систематической модели обучения. Кроме того, важно учитывать, что люди хотят, что им необходимо для личного развития.
Для адекватного определения потребностей профессионального развития каждая из участвующих в этом процессе сторон должна понимать, под воздействием каких факторов складываются потребности организации в развитии своего персонала. Этими факторами являются:
- динамика внешней среды (потребители, конкуренты, поставщики, государство);
- развитие техники и технологи, влекущее за собой появление новой продукции,
- изменение стратегии развития организации;
- создание новой организационной структуры;
- освоение
новых видов деятельности.
Кадровая политика предприятия, в частности политика в области образования, оказывает особенно сильное влияние на размер средств, выделяемых на обучение, а также на выбор методов и видов обучения, которые будут финансироваться. Один из способов убедить руководство увеличивать ресурсы на обучение состоит в том, чтобы относиться к обучению как к вложению капиталов, а не как к невозвратимым затратам. Такой подход характеризуется понятием "человеческий капитал". Он был разработан Г.С. Беккером, специалистом по трудовым ресурсам.
В соответствии с этим подходом обучение оценивается таким же образом, как и любой другой инвестиционный проект.
Руководствуясь таким
подходом, работодатели уже с большей
вероятностью будут организовывать обучение
и следить за тем, чтобы получить максимально
возможную прибыль от вложения средств
в этот процесс. Руководители должны проявлять
большую заинтересованность в решении
таких вопросов, как возмещение затрат
на обучение, снижение издержек, связанных
с текучестью рабочей силы, подбор кадров
и оценка наличия у персонала необходимых
навыков и знаний.
В процессе планирования обучения может быть полезна схема, приведенная на рисунке 4.2. [7]
Рис.4.2. Этапы планирования обучения
Цели обучения образуют основу для создания детальной учебной программы, само содержание которой зависит от количества и вида учебных целей. Выяснение целей обучения дает возможность ответить на следующие вопросы:
- Когда и в течение, какого периода проводится обучение?
- Каков наиболее подходящий метод обучения?
- Кто может предложить наиболее оптимальное содержание курсов и, таким образом, обеспечить обучение?
- Где его лучше проводить?
Методы обучения персонала:
а) методы обучения, применяемые в ходе выполнения работы;
б) методы обучения вне рабочего места (должностных обязанностей);
в) методы, которые в равной степени подходят для любого из этих двух вариантов.
Обучение на рабочем
месте характеризуется
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника. Методы обучения рассмотрены в таблице 4.1. [4]
Табл.4.1. Методы обучения
Большинство перечисленных выше методов могут быть скомбинированы между собой. В таблице 4.2 перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения.
Табл.4.2. Преимущества и недостатки способов предоставления обучения.
Оценка результатов обучения.