Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
Человеческий капитал вносит свой вклад в повышение качества и производительности труда во всех видах жизнедеятельности и жизнеобеспечения. Во всех видах экономической деятельности, управления образованные профессионалы определяют производительность и эффективность труда. А знания, качественный труд, квалификация специалистов играют решающую роль в эффективности функционирования и работы институтов и организации всех форм и видов.
Введение………………………………………………………………………………3
Теория человеческого капитала…………………………………………………...5
Оценка целесообразности инвестиций в образование……………………………14
Практические аспекты теории человеческого капитала для управления трудовыми ресурсами………………..………………………………………………………21
Обучение на рабочем месте. Качество рабочей силы и профессиональное обучение……..................................................................................................................26
Индекс развития человеческого потенциала……………………………………..35
Заключение…………………………………………………………………………..39
Список литературы…………………………………………………………………40
Самое исследованное направление инвестиций в человеческий капитал - инвестиции в образование. В нормально функционирующей рыночной экономике более образованные люди получают более высокое вознаграждение за труд (зарплату и социальный пакет). Подобную закономерность объясняют тем, что обучение повышает продуктивность работника, дает ему специальные навыки, знания и привычки (к добросовестному труду, дисциплине и организованности), полезные в трудовой деятельности. Правда, существует и другая точка зрения: более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника нужным работодателю.
Разрыв между доходами образованных (обученных) и необразованных (необученных) людей в большинстве стран мира действительно растет. Решение человека получить или повысить образование определяется, как всякий инвестиционный проект, сравнением издержек и ожидаемых выгод. Издержки бывают разовыми или многократными (обучение требует времени); денежная выгода заключается в предполагаемом приросте доходов. Издержки включают не только прямые расходы (плата за образование, учебники, проезд и т.п.), но и упущенный доход от трудовой или предпринимательской деятельности, которой можно было заниматься вместо обучения.
К неденежным издержкам обучения отнесем необходимость посещать скучные лекции и сдавать экзамены (это в определенной мере стресс, а иногда и унижение); не исключены также семейные сложности. У людей малоспособных, с плохой памятью часто возникают тяжелые переживания, чувство собственной неполноценности, зависть к более способным и т.п. Неденежные выгоды - это расширение круга общения, радости и удовольствия студенческой жизни, возможность найти спутника жизни среди перспективных и образованных людей, хорошие шансы подыскать престижную, интересную работу и т.п.
Инвестирование в образование всегда связано с некоторым риском из-за неопределенности будущих доходов, сложностью учета неденежных аспектов. В то же время риск существует и при инвестировании в другие (альтернативные) активы; и если он растет, повышается привлекательность инвестиций именно в человеческий капитал. Не случайно народы, подвергавшиеся многовековым преследованиям, традиционно старались приобрести прежде всего то, что нельзя отнять, но всегда можно унести с собой: знания и умения.
Во всем мире широкое распространение получила концепция непрерывного образования. Многие фирмы регулярно проводят обучение, переобучение и повышение квалификации персонала. При этом часто возникает вопрос: кто должен платить? Ответ зависит от типа образования. При общем обучении (изучение иностранных языков, усвоение компьютерной грамотности и т.д.) работник приобретает такие знания, квалификацию и навыки, которые можно продуктивно использовать и в других фирмах. Стоит ли нанимателю тратить деньги в таком случае? Риск велик, поэтому расходы обычно перекладываются на самого работника. Специализированное обучение, напротив, дает знания и навыки, мало применимые на стороне; в этом случае наниматель, как правило, берет на себя почти всю (или всю) сумму расходов.
С инвестициями в человеческий капитал тесно связаны проблемы функционирования рынка образовательных услуг. Последние играют основную роль в формировании квалифицированной рабочей силы и отражают инвестиционный характер затрат на образование со стороны обучающихся. Обеспечивая наращивание человеческого капитала, развитый рынок образовательных услуг заметно влияет на рынок труда. Можно считать, что рынок образовательных услуг сопряжен с рынком труда, не являясь при этом его составной частью.
Взаимосвязь двух рынков усиливается тем, что для работодателя диплом об образовании (особенно высшем) служит показателем не только квалификации претендента на рабочее место, но и его способностей, а также других желательных личностных качеств. Иногда для нанимателя важно лишь наличие диплома, уровень же конкретных профессиональных познаний может оказаться обстоятельством второстепенным. Очевидно, на рынке труда существует спрос на саму возможность послать образовательный сигнал потенциальным работодателям, т.е. не на знания и квалификацию, а лишь на документ, свидетельствующий об их получении. Из всего этого можно заключить, что образование - не только сигнал о способностях, но и фактор, реально повышающий производительность работника.
Поддержка и развитие системы образования - одна из основных задач государства. Как правило, всем гражданам обеспечивается возможность получения бесплатного среднего образования; в некоторых странах (Великобритании, Франции, Германии, Швеции и др.) у молодежи есть возможность бесплатно учиться и в высших учебных заведениях (естественно, государственных). Во многих странах студенты пользуются долгосрочными льготными кредитами на обучение.
В современной Украине инвестиции в образование сопряжены с рядом проблем. В советские времена зарплата мало зависела от уровня образования и индивидуальных характеристик работника. Положение стало меняться лишь с переходом к рыночной экономике. Но по-прежнему остро стоит проблема качества образовательных услуг.
Существует
Иная ситуация наблюдается в большинстве обычных вузов, особенно периферийных - как частных, так и государственных (последние принимают студентов не только на бюджетные, но и на платные места). В условиях постоянного бюджетного недофинансирования государственный вуз объективно вынужден более бережно относиться к тем, кто оплачивает свое обучение. Для частного вуза это еще актуальнее.
И, наконец, в стране существует (и бурно развивается) рынок дешевого образования. Широко распространились ”экономичные” образовательные программы, на которые вынужденно откликаются люди со скудными доходами. Это в первую очередь дистанционное обучение - менее затратное для вуза и более дешевое для студента, чем даже обычное заочное (в Украине дистанционное обучение обычно рассматривается как разновидность заочного). И хотя во многих странах миллионы людей вполне успешно учатся именно дистанционно (правда, с использованием современных образовательных технологий), у нас такое образование становится ”зоной риска” для студентов и особенно для их будущих работодателей, поскольку существует опасность чрезмерного снижения его качества. Для первых вполне реальна возможность получения суррогатного образования, а для вторых - найма суррогатных специалистов.
Вместе с тем нельзя не видеть и позитивных тенденций. Отечественный образовательный рынок бурно развивается, причем во многом благодаря введению платного образования, появлению большого числа негосударственных вузов, филиалов государственных и частных вузов.
Несмотря на все проблемы, качество образовательных услуг остается довольно высоким. Это в значительной степени обусловлено достаточно жестким контролем со стороны государства. Так, вузы должны получить лицензию на образовательную деятельность, а образовательные программы - пройти процедуру аттестации.
Но главным стимулом, побуждающим либо вынуждающим образовательные учреждения повышать качество услуг (или хотя бы не опускать его ниже определенного уровня), остается стремление удержаться в жесткой конкурентной борьбе, причем ”на длинной дистанции”. Следовательно, именно конкурентный характер образовательного рынка предопределяет возможность его эффективного функционирования, позволяющего решать задачи не только увеличения объемов предлагаемых образовательных услуг, но и поддержания их должного качества.
Инвестированию в образование сегодня мешает несовершенство институциональной среды, в частности, законодательной базы. В Украине почти полностью отсутствует государственное регулирование контрактных отношений, поэтому и работник, и работодатель нередко ощущают себя абсолютно незащищенными.
Обучая работника за свой счет (особенно если речь идет об общем образовании), работодатель сильно рискует: даже если с человеком заключен договор о том, что после обучения он отработает на предприятии определенный срок, нарушение такового не всегда влечет за собой расплату для нарушителя. В небольших фирмах работодатель вынужден более ответственно относиться к подобным затратам, оценивая их целесообразность и риски. В целом же процент людей, на обучение (повышение квалификации) которых организация напрасно потратила деньги, можно признать весьма значительным.
Естественно, что работодатель стремится всячески снизить риски инвестирования в обучение работников. Изобретаются все новые и новые формы соглашений. Причем поиск носит практически стихийный характер и фактически не подкрепляется формированием в государстве таких институтов, которые, защищая обе стороны трудовых отношений, могли бы решить проблему.
Ответы на вопрос ”Уверены ли Вы в том, что по окончании обучения в вузе будете работать по избранной специальности?” распределились так: 92 человека полностью уверены, 98 сочли, что шансы весьма велики, 158 - что есть надежда, 45 совершенно не уверены, 8 человек убеждены, что по специальности работать не будут. Позитивный настрой чаще демонстрировали мужчины и лица старшего возраста.
В заключение отметим, что рост украинской экономики, продолжающийся уже несколько лет, формирует условия для развития всех видов и форм инвестиций в образование. Хотелось бы, чтобы государство активнее поддерживало эти процессы.
3. Практические аспекты
теории человеческого капитала
для управления трудовыми
На пороге третьего тысячелетия человечество живет в быстро меняющемся мире. Суть происходящих изменений состоит в переходе к постиндустриальному (информационному) обществу. Это - качественно новая ступень развития мировой цивилизации, главным содержанием которой является переход от «материального» к «нематериальному» существованию. В обществе существенно меняются все происходящие в нем процессы, определяющую роль при этом начинает играть информация. Накопленный мировым сообществом опыт таких преобразований, несомненно, можно отнести к общечеловеческим ценностям. Использование этого опыта Украиной в концепции выхода из кризиса и достижения экономического роста, с учетом национального менталитета и исторических традиций могло бы ускорить решение сложных проблем и задач переходного периода.
Развернувшийся с середины 50-х годов современный этап научно-технической революции (НТР) дал первоначальный импульс для переосмысления места человека в структуре производительных сил и его роли в общественном производстве в целом.
Обусловленные процессами НТР крупные отраслевые сдвиги, рожденные техника и технологии вызвали соответствующее «подтягивание» всех отрядов совокупной рабочей силы до новых материальных условий производства. Возросшие требования к качественным параметрам человеческих ресурсов потребовали удлинения сроков формальной подготовки, расширения фундаментальных и углубления специальных знаний» готовности к переобучению и профессиональной ротации. Экономически необходимыми стали и такие качества как наблюдательность, способность принимать самостоятельные решения, коммуникабельность и т.п.
Более глубокие предпосылки лежат в изменении сравнительной важности основных элементов производительных сил - материально-вещественной и человеческой составляющей, их взаимодействия в общественном производстве. Поиск путей повышения эффективности в масштабах всей экономики и долговременных факторов экономического роста потребовал полноценного экономического изучения сфер духовного производства, главная задача которых состоит в формировании качественных свойств человеческих ресурсов.
В отечественной экономической науке в вопросе о народнохозяйственных пропорциях господствовал примат материального производства с его опережающими темпами развития, с опорой на материальные факторы в планировании экономического и научно-технического развития. Это неизбежно приводило к постоянному крену в сторону экстенсивного курса экономического развития. В то же время послевоенный опыт развития стран с особенно пострадавшей материальной базой (Германия, Япония ) говорит о том, что ограничения, накладываемые материально-вещественными факторами, можно успешно преодолеть используя экономический расчет и научно-технический прогресс - силы, за которыми стоит человек, воплощающий все многообразие потребностей и потенциальных возможностей.
Подход к
Главные, экономически наиболее четко очерченные отрасли духовного производства - образование и наука. Их роднит интеллектуальный характер деятельности, который определяется единой системой естественных, технических, социальных и других знаний. Основными объектами производственного процесса в них являются информационные потоки, которые переходят из одной сферы в другую, что требует согласования между ними характера передаваемых знаний и специфики подготовки высококвалифицированных кадров.
С начала 60-х годов в США и других странах капитализма произошел скачок в развитии науки и образования, а также других отраслей, формирующих качество человеческих ресурсов. Наблюдался опережающий рост нематериального накопления по сравнению с материальным. В США уже в 60-х годах накопление в духовной сфере стояло на «одной ноге» с инвестициями в материальную сферу, а в настоящее время далеко их превосходит. (табл.3.1) [8]