Цели и принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я отражу научные подходы с раскрытием содержания каждого. Отвечу на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие группы разделяются, что в каждую из них входит.
Расскажу о «миссии организации», почему её отделяют от цели, что она означает, чем отличается от главной стратегической цели и корпоративного кредо, опишу её место в организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3


1. Сущность, цели и принципы менеджмента………………………………..5


1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………5


1.2 Научные подходы менеджмента и принципы менеджмента……………9


1.3 Научные подходы менеджмента…………………………………………..9


1.4 Принципы менеджмента…………………………………………………..10


1.5 Миссия и цель управления организацией………………………………..14


1.6 Миссия и её роль в организации………………………………………….14


1.7 Цель организации и менеджмента, основные требования к целям……..20


2. Анализ целей и принципов менеджмента МОУ «Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей»……………………………………………………….28


Список используемой литературы…………………………………………….35


Заключение

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 50.49 Кб (Скачать)

Прежде всего следует  отметить, что правовая форма МОУ  «Специальная (коррекционная) образовательная  школа-интернат для слабослышащих  и позднооглохших детей» согласно принципу государственной закономерности соответствует  требованиям государственного федерального законодательства.  

Это государственное  образовательное учреждение II вида, в котором обучаются дети с  нарушением слуха. Образовательный  процесс в нём осуществляется на основе государственных образовательных  программ начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования, утвержденных Министерством образования  Российской Федерации и рекомендованных  для использования в специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждениях II вида, обеспечивающих государственный  стандарт образования. 

Для этого вида учреждений разработана специальная образовательная  программа, учитывающая психофизические  особенности именно этих детей; предложено штатное расписание, учебный план, созданы специальные учебные  пособия, в которых успешно сочетаются как общеобразовательные, так и  коррекционные технологии. Школа-интернат самостоятельна в выборе форм, средств  и методов обучения и воспитания в пределах, определяемых Законом  РФ «Об образовании». Она также самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся.  

Принцип применимости, предполагающий разработку руководств к действию, реализуется в данном учреждении в наличии разработанных  должностных инструкций, перечисленных  в локальных актах и утверждённых на общем собрании коллектива. Речь идёт о должностных обязанностях учителя, воспитателя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога, инструктора слухового  кабинета, библиотекаря и других специалистов, чьи должности предусмотрены  в штатном расписании.  

Принцип многофункциональности  охватывает различные аспекты деятельности этого учреждения: 

--образовательные 

--материальные (в  МОУ имеется определённая материальная  база, функционируют столярная и  швейная мастерские, компьютерный  класс, спортивный зал. Устав  школы предполагает оказание  платных услуг); 

--функциональные (организация  труда); 

--смысловые (достижение  конечной цели - интеграция детей  с нарушением слуха в общество). 

Согласно принципу интеграции внутри образовательного учреждения существуют различные способы отношений; каждый сотрудник добивается определённого  результата, используя наработанные методы и приёмы, но при этом опирается  на общепринятые технологии обучения глухих детей, основанные на развитии слухового восприятия и формировании произношения.  

Анализируя работу данной организации, нельзя не отметить, что управление школой опирается  на один из основных частных принципов  менеджмента - принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации  в управлении, а так же принцип  демократизации управления. 

Директор школы  пользуется правом единоличного решения  вопросов, входящих в его компетенцию: прием на работу, увольнение сотрудников, распределение школьных помещений, оборудование и т. д. 

В тоже время есть вопросы, которые могут быть решены только коллегиально, а именно на педагогическом совете или собрании трудового коллектива. 

Например, разработка направлений развития школы, утверждение  локальных актов, Устава, выдвижение на награждение - эти и другие вопросы  могут быть решены только коллегиально.

На принципе научной  обоснованности управления основана не только реализация управленческих решений, но и вся методическая работа школы. В школе действуют ШМО воспитателей, учителей русского языка и литературы, учителей-дефектологов, учителей труда  и тд., функционирует школьный методический совет. Учителя, имеющие высшую квалификационную категорию, проводят для работников школы спецсеминары «Дефектологический всеобуч». На них изучаются как  теоретические вопросы, так и  положительный практический опыт. Учителя -дефектологи постоянно занимаются научной работой, следят за появление  новых образовательных коррекционных  технологий с целью внедрения  их в практику, то есть превращают науку  в высокопроизводительную силу. В 2005 году они разработали и защитили пилотный проект по созданию и развитию новых услуг в сфере развития социального сиротства «Шаг навстречу», предусматривающий создание на базе школы-интерната специальной медико-педагогической службы, а также гостиницы для  иногородних родителей учащихся.

Принцип плановости в школе-интернате заключается  в определении основных направлений  развития учреждения, составлении перспективного плана развития на каждые три года. Планированием пронизаны все  звенья данной организации. В начале учебного года составляется план учебной  и воспитательной, методической работы, планируется внутришкольный контроль; каждый педагог имеет текущие  и перспективные планы, ШМО (школьные методические объединения) работают по заранее составленным перспективным  планам.

В настоящее время  МОУ имеет возможность хотя бы частично использовать в своей работе принцип частной автономии и  свободы. Это выражается в определённой свободе хозяйственной деятельности. Школа имеет право заключать  договоры с организациями и частными лицами, сдавать помещение в аренду, оказывать частные услуги, что  оговорено Уставом.

Нельзя не отметить, что в работе школы -интерната  используется и принцип иерархичности  и обратной связи, что выражается в постоянном контроле за деятельностью  всех звеньев организации на основе обратной связи.

В Уставе школы разработано  положение о поощрениях и наказаниях (как для обучающихся, так и  для работников школы), существует программа  мотиваций, то есть используется принцип  мотивации.

И, наконец, нельзя не сказать об использовании в работе школы принципа устойчивости и мобильности  системы управления. Система менеджмента  в МОУ должна быть приспособлена  к изменениям во внешней среде. Именно поэтому управленческий процесс  должен быть мобильным, учитывать изменения  ситуации, требования потребителей и  услуг. Так в настоящее время  в связи с тем, что уменьшилось  количество детей с нарушением слуха, в школе предусмотрели оказание образовательных услуг детям с тяжёлыми нарушениями речи и детским церебральным параличом.

Итак, несмотря на то, что данная организация является государственной, в своей работе она использует многие принципы менеджмента 

Я считаю, что государство, можно так сказать являющееся огромным предприятием, должно активнее применять принцип мотивации, ведь нашим школам требуется огромное количество молодых специалистов, Возникает  вопрос: Почему наше государство не может заинтересовать молодых специалистов хорошей заработной платой, тщательно  продуманной системой поощрения  и наказания, современными техническими средствами которые помогли бы заинтересовать как учителей, так и учеников?

 Также необходимо  активнее внедрять в работу  МОУ принцип частной автономии  и свободы. Часто специалисты  в школе предлагают новые идеи, не выходящие за рамки законодательства  и обучающего процесса, скорее  даже усиливающие его качество, но «спотыкаются и падают, запутавшись  в бюрократических дебрях и  отсутствии материальной базы». 

Но нельзя сказать, что всё настолько плохо, есть и то, что наше государство поставило  на хороший контроль - это принцип  сочетания прав, обязанностей и ответственности, который предполагает, что каждый подчинённый должен выполнять возложенные  на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации  наделяется конкретными правами, несёт  ответственность за выполнение возложенных  на него задач. Задачи специалистов школы  прописаны в уставе, но нельзя забывать, что это не только плюс государству, которое сумело правильно это  организовать, но и личностные качества наших педагогов, которые чувствуют  моральную ответственность, за то, что  они делают.

Я считаю, одной из причин ухудшения качества образования  является недостаточно внимание нашего государства к проблемам школ, а именно к мотивации молодых  специалистов, достойной оплате труда  уже работающим педагогам, улучшению  материальной базы для проведения стандартных  и нестандартных уроков, организации  различных кружков, секций, спортивных и культурных мероприятий на базе школ.

Конечно, можно сказать, что у нашего государства слишком  маленькое количество основных и  оборотных фондов, но ведь мы -- самое  большое по территории и самое  богатое по имеющимся природным  ресурсам государство мира. Следовательно, прежде чем применять принципы менеджмента  нам следует перестроиться как  в экономическом, так и психологическом  плане.

Управление в МОУ  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа - интернат для слабослышащих  и позднооглохшихдетей» имеет специфические  цели. Оно должно обеспечить, прежде всего, образовательный процесс, поэтому  основной целью управления данным муниципальным  учреждением является:

Формирование общей  культуры личности обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их социализацию и интеграцию со средой слышащих.

А также следующие  цели:

 Создание коррекционно - развивающего пространства, обеспечивающего  включение механизмов компенсации  и способствующего умственному,  эмоциональному, речевому и физическому  развитию обучающихся (воспитанников).

 Обеспечение условий  для развития индивидуальных  способностей, формирование навыков  самостоятельной интеллектуальной  деятельности на основе дифференцированного  обучения, создание основы для  осознанного выбора и последующего  освоения профессиональных образовательных  программ, воспитание гражданственности,  трудолюбия, уважения к правам  и свободам человека, любви к  окружающей природе, Родине, семье,  формирование здорового образа  жизни.

Исходя из поставленных целей 

 главными задачами  Школы-интерната являются:

- обеспечение социальной  поддержки детей - инвалидов , их психолого- медико-педагогической  реабилитации и социальной адаптации  ;

-обеспечение психолого-медико-педагогического  сопровождения воспитанников, имеющих  значительные отклонения в развитии;

-обеспечение проведения  реабилитационных и лечебно-оздоровительных  мероприятий, профилактика заболеваемости  и укрепление психического и  физического здоровья воспитанников;

-охрана прав и  интересов воспитанников;

-выявление и целостное  развитие индивидуальных способностей  и склонностей обучающихся , воспитанников; 

-формирование у  детей с нарушением слуха словесной  речи как средства общения  и познания окружающего мира.

Главными принципами содержания образования в Школе - интернате являются:

 Свобода выбора  форм образования;

 Научный уровень  преподавания и учения;

Направленность на коррекцию отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), развитие их интеллекта, творческих способностей, личностных качеств ;

 Психолого- медико-педагогическое  сопровождение образовательного  процесса;

 Отражение в  содержании образования задач,  решаемых в системе специального  образования, в регионе Дальнего  Востока, Хабаровского края.

В общей структуре  образовательного процесса выделяется основное базовое образование (инвариантное), согласно которому полностью реализуется  федеральный компонент государственного образовательного стандарта и дополнительное (вариативное) образование, предусматривающее  реализацию регионального и школьного  компонентов, направленное на развитие индивидуальных способностей обучающихся (воспитанников).

Проанализировав управление данной организацией, определив цели и принципы менеджмента, используемые в её работе, я сделала следующий  вывод:

При осуществлении  управления муниципальным образовательным  учреждением недостаточно используются основные и частные принципы менеджмента. Можно предложить более эффективное  использование некоторых принципов, например, принципа коллегиальности. Почему многие школы не используют участие  ребят в обсуждении новых идей, связанных с культурно-массовой жизнью школы? Явным минусом в  управлении школы является недостаточное  использование принципа демократизации управления, что опять таки связано  с коллегиальностью.

Нельзя забывать и про принцип устойчивости и  мобильности системы управления, который предполагает, что при  изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента  должна претерпевать коренные изменения, чего к сожалению не произошло  в наших школах. Да , нельзя отрицать очевидного -- данные учреждения приобрели  экономическую и хозяйственную  свободу, но структура управления фактически осталась прежней. Улучшилась материальная база, но культура управления, к сожалению, развита недостаточно. Директора  школ не владеют современными технологиями управления, не имеют соответствующих  знаний. Имея желание жить и работать по -новому, они не знают, как это  можно сделать. Поэтому для эффективного ведения образовательного процесса необходимо, прежде всего, подготовить  новые кадры, проучить всех сотрудников  школы, особенно - управленческие кадры.

Информация о работе Цели и принципы менеджмента