Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 00:10, курсовая работа
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Ознакомиться с такими  понятиями как «цель», «средство», «результат», «миссия», «стратегия», «политика», а также какие существуют функции целей и требования к ним.
2) Раскрыть сущность  и особенности целевого подхода.
3) Рассмотреть в чём  заключаются преимущества и недостатки  целевого подхода.
4) Рассмотреть эффективность  и сферы применения целевого  подхода.
Введение
3
Основная часть
4
     1. Понятия  в управлении: «цель», «средство»  и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним
 
4
     2. Сущность  и особенности целевого подхода
11
     3. Преимущества  и недостатки целевого подхода
14
     4. Сферы  применения и эффективность целевого  подхода
18
Выводы и рекомендации
20
Заключение
24
Библиографический список
26
Глоссарий
27
ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский 
государственный университет 
(Политехнический техникум)
Специальность: 080501 «Менеджмент»
Курсовая работа
По предмету: «Менеджмент»
Тема: «Целевой подход в управлении»
Выполнил:
студент группы №600:
Бабинцев Е.А.
Проверила:
преподаватель
Ершова Л.А.
Санкт-Петербург
2012 год
Оглавление
| Введение | 3 | 
| Основная часть | 4 | 
| 1. Понятия в управлении: «цель», «средство» и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним | 
 4 | 
| 2. Сущность и особенности целевого подхода | 11 | 
| 3. Преимущества и недостатки целевого подхода | 14 | 
|      4. Сферы 
  применения и эффективность  | 18 | 
| Выводы и рекомендации | 20 | 
| Заключение | 24 | 
| Библиографический список | 26 | 
| Глоссарий | 27 | 
Введение
Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, а иногда и отменяя привычное русское слово «управление», когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов — хозяйствовании. Такая деятельность присуща и крупнейшим корпорациям и отдельным лицам. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и т.п.
Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, существующих в форме информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами в условиях рынка — управленческий труд.
Познание закономерностей управ
Что касается современного менеджмента, то современная научно-техническая революция не только создала новые товары, услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экономическую жизнь общества: в том числе изменилась и роль человека в производстве — сегодня он превратился в основной стратегический ресурс организации, главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это послужило появлению новых подходов к управлению. Одним из таких подходов является целевой подход. В данной работе мне следует изучить теоретические основы целевого подхода в управлении и сферы его применения.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) Ознакомиться с такими понятиями как «цель», «средство», «результат», «миссия», «стратегия», «политика», а также какие существуют функции целей и требования к ним.
2) Раскрыть сущность 
и особенности целевого 
3) Рассмотреть в чём 
заключаются преимущества и 
4) Рассмотреть эффективность и сферы применения целевого подхода.
Основная часть
1. Понятия в управлении: «цель», «средство» и «результат»; «миссия», «стратегия», «политика». Функции целей в управлении и требования к ним.
Цель — идеальное или желаемое состояние субъекта (организации, индивида), на достижение которого прежде всего ориентирована его деятельность и процесс управления соответственно.
Все то, что способствует достижению цели, называется средствами Соответствие цели и средств — условие эффективности управления.
Цели либо официально провозглашаются высшим руководством как деловые установки и задачи проводимой политики, либо неявно подразумеваются в философии организации, основных принципах ее деятельности.
Поскольку благополучие ее участников напрямую зависит от степени достижения ими целей, они с той или иной степенью заинтересованности реализуют их. Но результат, как правило, не совпадает с ожиданиями, так как всегда могут иметь место различные отклонения от запланированных действий.
Сегодня обретение богатства 
не рассматривается как 
Во-первых, наряду с коммерческими появились некоммерческие, например благотворительные фонды и т.п, которые не преследуют цель получения прибыли.
Во-вторых, в большинстве крупных организаций у власти стоят не собственники, а наемные управляющие, задачи которых далеко не всегда непосредственно связаны только с обогащением.
В-третьих, сама прибыль сегодня в большей мере зависит от умения произвести то, что нужно в данный момент людям и удовлетворяет их потребности. Кто справляется с этой задачей лучше других, может рассчитывать и на большую прибыль.
Цели организации определяются владельцами ключевых ресурсов в
соответствии со своей системой ценностей. Но их формулировка не произвольна.
1
Требования к формулировке целей:
1) Цель представляет собой отражение субъективной роли данной организации в обществе, характера и масштабов ее деятельности, производственного и кадрового потенциала.
2) На формулировку 
целей существенное влияние 
Для формулировки цели необходимо определить в качественной и количественной форме результат, к которому стремится организация, и желаемые сроки его получения. Часто сразу это сделать не удается и приходится ставить промежуточные цели. Обычно цели никогда не удается сформулировать окончательно, поскольку в ходе работы происходят их постоянное уточнение, отказ от отдельных аспектов из-за их нереальности или нехватки средств.
Задача выживания требует регулярного приспособления целей к новым общественным потребностям, формам и масштабам деятельности, внешней ситуации, техники, технологии и проч.
Функции целей:
В системе управления цели выполняют ряд важных функций:
1. Цели отражают философию 
организации, концепцию ее 
2. Цели задают основные 
направления деятельности 
3. Цели уменьшают 
2
субъекта ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться к нему.
4. Концентрация на достижении желаемых целей позволяет людям противостоять сиюминутным желаниям и порывам, действовать быстрее, с большим эффектом, добиваясь задуманного с минимальными затратами.
5. Цели составляют 
основу критериев выделения 
6. Цели, особенно великие, 
независимо от того, реальны они 
или мнимы, сплачивают вокруг 
себя энтузиастов, побуждают 
Требования к целям:
К целям предъявляют следующие основные требования:
1. Они должны быть 
четко сформулированными, конкр
2. Цели должны соответствовать условиям деятельности организации, учитывать ее реальные возможности. Цели, адекватные ситуации, облегчают поиск альтернатив, укрепляют доверие к руководству.
3. Цели должны быть 
гибкими, способными к 
3
4. Люди должны признавать 
цели в качестве своих личных, 
что порождает 
5. Цели должны быть проверяемыми.
6. Цели должны образовывать 
единую систему; быть 
Миссия отражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальное отличие от других, имидж, философию, предпочтения руководства, ценности культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими работниками. Миссия может формулироваться также и для ключевых подразделений.
Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, помогает определить взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы, позиции в отношении разных социальных групп, обеспечивает ее рекламу, описывая то, как организация собирается выполнять свои обещания перед клиентами.
Миссия является основой принятия плановых решений — постановки целей и задач, выбора стратегий в области производства товаров и услуг, завоевания рынков, внедрения новых технологий, обеспечения устойчивости, конкурентоспособности, прибыльности, экономического роста, распределения ресурсов, ориентации текущей деятельности с учетом внешних и внутренних условий.
Миссия помогает менеджерам среднего звена сформулировать свои цели и задачи и увязывать действия с развитием компании в целом.
Миссия объединяет и сплачивает членов организации.
Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал, конкурентные преимущества, внешняя ситуация, мнения заинтересованных лиц, взгляды высшего руководства. При изменении ситуации,
4
круга потребителей и т.д. Миссия должна корректироваться.
С учетом миссии формируются генеральная и конкретные цели организации — общие и специфические.
Генеральная цель некоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией.
Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.
Общие (стратегические) цели, 
которых обычно бывает от 4 до 6, отражают 
важнейшие направления 
Специфические цели отражают состояние основных организационных подсистем и основываются на стратегических. Они разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочные периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, что позволяет им служить основой планов.
Общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, получила название управленческой стратегии (греч. - стратегия — искусство полководца).
Стратегия представляет собой систему управленческих решений, направленных на реализацию миссии организации и ее преобразование в новое состояние. Эти решения, имеющие долгосрочный характер, определяют: