Бюджет и налоговая система МО

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Практика функционирования бюджетной системы свидетельствует о многочисленных случаях злоупотребления в сфере бюджетной деятельности. Отсутствует правовая, а также имущественная защита субъекта, получающего бюджетные средства, при нанесении ему ущерба из-за неполного финансирования либо его задержки. Целью и задачами данной работы является анализ и структурирование системы бюджета и налоговой системы муниципального образования в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 2

Местный бюджет: расходные и доходные статьи, показатели, бюджетный анализ. Бюджетные классификации 4
Принципы построения налоговой системы муниципального образования, местные налоги, налоговые и неналоговые платежи 9
Анализ содержания и структура местного бюджета 14
Управление муниципальным бюджетным процессом: исследование общих положений 17


Заключение 23


Список нормативно-правовых актов и литературы 25

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 45.85 Кб (Скачать)

     Расходные статьи местного бюджета определены в Федеральном законе 2003 г. в общем  виде. В ст. 53 говорится о том, что  расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным  кодексом РФ. Органы местного    самоуправления    ведут    реестры    расходных    обязательств муниципальных образований  в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном  местной администрацией (до июля 2007 г. этот порядок устанавливался решением представительного органа муниципального образования).

     Myниципальные  образования, "не дотягивающие" до уровня расчетной бюджетной обеспеченности, могут рассчитывать на соответствующие дотации из вышестоящих бюджетов (см. об этом далее).

Расходы бюджетов  муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, если формирование представительных органов муниципальных районов происходит путем кооптации глав поселений или депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, в порядке, урегулированном специальной нормой Федерального закона 2003 г.

     Порядок расходования местных бюджетов на осуществление  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов  РФ, устанавливается соответственно федеральными органами государственной  власти и органами государственной  власти субъектов РФ. В случаях  и порядке, предусмотренных названными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации и субъектов  РФ, расходы местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных переданных им государственных. полномочий, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного  самоуправления.

Расходование  средств местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов  власти, органов власти субъектов  РФ не допускается, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами и законами субъектов. 

4. Муниципальный бюджетный процесс: исследование общих

положений

Накопление  и расходование средств местного бюджета осуществляются в рамках бюджетного процесса, который представляет собой per ламентированную законом деятельность органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению и утверждению бюджетов. Федеральные законы 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" не регламентируют деятельность органов местного самоуправления в рамках бюджетного процесса. Бюджетный кодекс РФ лишь определяет круг участвующих в этом процессе органов на уровне местного самоуправления и указывает их наиболее общие полномочия. Следовательно, федеральный законодатель исходит из того, что данная сфера должна регулироваться законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований.     Подготовка проекта местного бюджета начинается с того, что исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сроки, установленные их представительными органами власти (до начала следующего финансового года), направляют органам местного самоуправления данные для разработки местных бюджетов. В них включаются положения об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов, а также социальные и финансовые нормативы, утвержденные представительным органом власти субъекта РФ.

     В муниципальном образовании процесс  подготовки проекта местного бюджета  обычно предполагает одновременную  разработку планов и прогнозов территориального развития, целевых программ с учетом их информации, полученной от финансового  органа субъекта РФ, составляются предложения  о доходах и расходах бюджета, а для такого сложного муниципального образования, как район, также учитывается  информация о прогнозируемом консолидированном  бюджете (он охватывает показатели как района, так и входящих в него поселений). Как указывалось ранее, представительный орган муниципального образования принимает нормативный акт (обычно это положение), в котором определяется порядок разработки проекта местного бюджета, в том числе и ряд условий данного процесса, включая разработку основных направлений бюджетно-финансовой политики, прогнозов развития муниципального образования, отраслей его хозяйства, структурных частей территории, подготовку сводного финансового баланса как основы проекта бюджета, представление подразделениями местной администрации в ее финансовый орган бюджетных смет, программ и заявок на ассигнования из местного бюджета. Одновременно в ходе подготовки составляются расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, получения дотаций из вышестоящих бюджетов и т.п.

     Принятие (утверждение) местного бюджета выражается в ряде взаимосвязанных процедур. Составленный и согласованный с  финансовыми органами субъекта РФ проект местного бюджета вносится главой местной  администрации в представительный орган муниципального образования  для рассмотрения и утверждения. Предварительно проект обсуждается  обычно всеми постоянными комиссиями представительного органа, хотя ведущей  является постоянная комиссия финансово-бюджетного профиля. Далее проект местного бюджета  детально рассматривается представительным органом муниципального образования  и утверждается его решением.

     Закон 2003 г. предусмотрел (ч. 6 ст. 52), что проект местного бюджета, решение о его  утверждении, годовой отчет об исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности  муниципальных служащих органов  местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием  фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения  обеспечивают жителям поселения  возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. В  статье 28 Закона проект местного бюджета  и отчет о его исполнении названы в числе тех документов, которые должны выноситься на публичные слушания.

     Исполнением бюджета занимается местная администрация, руководствуясь правилами Бюджетного кодекса РФ и положением, принимаемым  представительным органом муниципального образования. Обычно главе местной  администрации предоставляется  право принимать решения о  внесении изменений по статьям расходов в пределах отпущенных ассигнований по каждому направлению расходования средств. Однако глава не может производить расходование средств сверх ассигнований, изменять утвержденные размеры годовых ассигнований и перечень финансируемых объектов и программ без согласования с представительным органом. Руководитель финансового органа местной администрации может быть наделен правом по предложениям распорядителей кредитов производить передвижение годовых и квартальных расходов внутри отрасли, при этом расходы на заработную плату и капитальные вложения могут быть увеличены по одним параграфам при одновременном уменьшении расходов по другим параграфам раздела или главы.

     Доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступлений  в бюджет или экономии в расходах, используются в соответствии с решениями  представительного органа муниципального образования.

     Как частично говорилось ранее, законодательство содержит определенные гарантии в связи  с действиями органов государственной  власти, отражающимися на финансовом положении местного самоуправления. Если в ходе исполнения бюджета органы Российской Федерации или ее субъектов  принимают решение, приводящее к  уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то сумма роста расходов или уменьшения доходов должна полностью  возмещаться за счет соответственно федерального бюджета или бюджета  субъекта РФ. В литературе ставился вопрос о введении и обратного  механизма: если бюджет Российской Федерации  или ее субъекта претерпел убытки из-за принятия неправомерного акта местного самоуправления, наряду с требованием  о признании такого акта не действующим  государственный орган вправе заявить  в суде и претензии по возмещению потерь соответствующему бюджету.

     Непосредственно вопросами как формирования, так и исполнения местного бюджета, а также контроля за исполнением под руководством главы местной администрации занимается финансовый орган местной администрации. Федеральный закон 2003 г. предусмотрел (ч. 3 ст. 52), что полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

     В настоящее время получила распространение  практика, когда полномочия финансового  органа местной администрации по договору возлагаются на подразделение  Федерального казначейства РФ на территории данного муниципального образования. Таким образом, муниципальные задачи исполняются государственным органом. Федеральный закон 2003 г. в ст. 5 и 6, посвященных полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ в отношении местного самоуправления, говорит, что осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ. Таким образом, соответствующая практика может получить дальнейшее развитие в местном самоуправлении на основе законодательства субъектов РФ.

     Финансовый  год завершается утверждением отчета об исполнении местного бюджета. Отчет  составляется по всем основным показателям  доходов и расходов с анализом динамики и результатов. Отчет подписывается  главой муниципального образования (или  главой местной администрации) и  представляется на утверждение представительного  органа местного самоуправления. Последний рассматривает отчет и принимает соответствующее решение (о его утверждении или неутверждении).

     Отчет может быть не утвержден, если:

в процессе исполнения бюджета допущены существенные нарушения законодательства и решений  представительного органа местного самоуправления;

нарушен установленный порядок исполнения бюджета, не выполнены планы и  программы социально-экономического развития муниципального образования.

       В уставе муниципального образования может быть предусмотрена ответственность главы муниципального образования (или главы местной администрации) в случае неутверждения отчета об исполнении бюджета. 

 

Заключение

 

     Итак, создание высокоцентрализованных моделей  управления бюджетами не соответствует  основополагающим принципам бюджетного федерализма, снижает уровень самостоятельности  и ответственности местных органов  власти за проведение бюджетной политики на их территории и ее результаты.

     Страдает  полнота и оперативность предоставляемой  информации, так как отделение  Федерального казначейства предоставляет  только ту информацию, которая предусмотрена  Правилами, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации  от 19.04.2000 г. N 46н, что явно недостаточно для качественного анализа исполнения бюджета и контроля за его исполнением.

     На  наш взгляд, для эффективного и  качественного управления местными финансами, для получения оперативной  и достоверной информации о состоянии  муниципальных финансовых ресурсов следует сохранить существующие муниципальные казначейства.

     В условиях реформирования местного самоуправления, создания на территории муниципального района нескольких муниципальных. образований сохранение муниципальных казначейств наиболее актуально. Если вновь образованные муниципальные образования полностью перейдут на казначейское исполнение своих бюджетов через органы Федерального казначейства, то муниципальный район потеряет оперативный контроль над целостностью исполнения консолидированного бюджета района и единством информационного пространства, что в свою очередь создаст определенные трудности в осуществлении единой финансовой политики на территории муниципального района, в осуществлении методического руководства формированием консолидированного бюджета муниципального района.

         Таким образом, на данном этапе с целью сохранения целостности бюджетной системы муниципального района и качественного управления муниципальным и финансами наиболее целесообразно казначейское исполнение бюджетов поселений осуществлять через районный   муниципальный финансовый орган, в состав которого входит муниципальное казначейство.

       

 

Список  нормативно-правовых актов и литературы 

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями  по состоянию на сентябрь 2011)//Гарант, 2011

2. Федеральный  закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации" (с изменениями по  состоянию на сентябрь 2011)//Гарант, 2011

3. Муниципальное  право России: учебник (отв. ред.  С.А. Авакьян). -"Проспект", 2009

4. Борисов  А.Н. Комментарий к Бюджетному  кодексу Российской Федерации  от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. - "Юстицинформ", 2010.

Информация о работе Бюджет и налоговая система МО