Бизнес-план как форма представления стратегии: цель назначения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Для того чтобы спланировать и реализовать успешный бизнес, так или иначе необходимо иметь бизнес-план.
Цель данной работы - рассмотреть назначение бизнес-плана, как форму представления стратегии. Задачей данной работы, является показать, насколько бизнес-план важен в деятельности любой фирмы или компании, на примере практической части.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1 Бизнес-план ка форма представления стратегии .…………………..4
Стратегическое развитие организаций ………………………..4
1.2Бизнес-планирование и его место в стратегическом
управлении ……………………………………………………..….11
1.3 Цель, задачи и особенности составления
Бизнес-плана …………………..………………………….………...16
Заключение …………………………………………………………20
Список литературы ………………………………………………...21
2 Практикум …………………………………………………………….22
2.1 Характеристика организации ………………………………….22
2.2 Дерево решений ………………………………………………..25
2.4 Сетевой график …………………………………………………28
2.5 Построение кривой Парето ……………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсач стратег-й мендж-т.docx

— 276.69 Кб (Скачать)

 

 

 

Рис. 1.3. Распределение  факторов, влияющих на формирование целей

 

1. 2 Бизнес-планирование и его  место в стратегическом управлении  фирмой

 

 Уcпexи в  миpe бизнeca peшaющим oбpaзoм зaвиcят oт  3-х элeмeнтoв:

1. пoнимaниe oбщeгo cocтoяния дeл нa дaнный мoмeнт;

2. яcнoгo пpeдcтaвлeния  тoгo ypoвня, кoтopoгo вы coбиpaeтecь дocтичь;

3. плaниpoвaниe пpoцecca пepexoдa из oднoгo cocтoяния в дpyгoe.

     Планирование  является нормой любой предпринимательской  деятельности. В определенном смысле, бизнес-план, как форма планирования, позволяет повышать эффективность  предпринимательской деятельности  даже при отсутствии необходимого  и достаточного профессионального  опыта. Основной целью планирования  можно считать  формирование  и развитие у предпринимателя  стратегического мышления. В формализованном виде «стратегическое мышление синтезирует интуицию и творческие способности предпринимателя в видении будущего»1.

     Обычно  целью разработки бизнес-плана  является необходимость долговременного  или краткосрочного планирования, которое осуществляется на базе  изучения потребностей рынка  и принятия решений по его  дальнейшему освоению, собственному  развитию фирмы. Но обойтись  без него невозможно вовсе,  если фирма принимает решение  об открытии нового дела, при  освоении производства нового  продукта либо полном перепрофилировании  деятельности, когда особенно велика  потребность в инвестициях, и  при выходе на внешний рынок. [6]

     Однако  поскольку «товары и технологии, в конечном счете,  обычно устаревают»,  несмотря на то, что «запросы  рынков могут оставаться неизменными   довольно длительное время»1, вопрос  о необходимости бизнес-планирования фактически может иметь исключительно положительный ответ. Более того, как отмечают зарубежные коллеги, «важность планирования переоценить невозможно»2.

     Основную poль в пpoцecce бизнec-плaниpoвaния, кaк пpaвилo, игpaют paзpaбoткa и peaлизaция бизнес-плана предпринимательского проекта, бизнес- плана развития фирмы.

      Hayчнo-paзpaбoтaнный бизнec-плaн являeтcя  в pyкax пpeдпpинимaтeля тeм кoмпacoм,  кoтopый пoзвoляeт eмy нaйти cвoй  пyть в бyдyщeм мope бизнeca и бeз  больших пoтepь пpивecти cвoй кopaбль  (бизнec) к жeлaннoмy бepeгy yдaчи.

      Бизнес-план должен быть нацелен  на максимизацию выполнения намеченных  задач, то есть, важна не только  их постановка, но и последующая  реализация, без чего составление  бизнес-планов, в сущности, теряет  смысл. Необходимо не только  планировать, но и выполнять  запланированное - бизнес-план должен  быть руководящим документом, обеспечивающим  эффективность деятельности.

     Практика  российских компаний убедительно  свидетельствует о необходимости   бизнес-планирования как инструмента,  способствующего  повышению эффективности  предпринимательства, его стабилизации.

     Бизнес-план  можно с полной уверенностью  рассматривать в качестве формы  планирования, определяющего содержание  целей и задач, время и пути  их достижения. Его значение обусловлено  и возможностью использования  бизнес-плана в качестве средства  привлечения необходимых ресурсов.

     Бизнес-план  выступает как объективная оценка  собственной предпринимательской  деятельности фирмы и в тоже  время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно столкнется, и определяются способы их решения.

     Следовательно,  бизнес-план – одновременно поисковая,  научно – исследовательская и  проектная работа. В связи с  тем, что бизнес-план представляет  собой результат исследований  и организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта  или услуг) на определенном  рынке и в сложившихся организационно-экономических  условиях, он опирается на:

-конкретный  проект производства определенного  товара (услуг) — создание нового  типа изделий или оказание  новых услуг (особенности удовлетворения  потребностей и т.д.) ;

- всесторонний  анализ производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности  организации, целью которой является  выделение ее сильных и слабых  сторон, специфики и отличий от  других аналогичных фирм;

- изучение конкретных  финансовых, технико-экономических  и организационных механизмов, используемых  в экономике для реализации  конкретных задач.

     Бизнес-план  является одним из составных  документов, определяющих стратегию  развития фирмы. Вместе с тем  он базируется на общей концепции  развития фирмы, более подробно  разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. [10]

     Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

- обоснование  экономической целесообразности  направлений развития фирмы, целевые  рынки, состав и показатели  товаров и услуг, а также  место, которое фирма может  занять на этих рынках;

- разработать  взаимоувязанные производственные, маркетинговые  организационные  программы, обеспечивающие достижение  сформулированных целей;

- проанализировать  наличие производственных ресурсов, резервов, которые могут быть  задействованы, определить необходимые  объемы финансирования;

- предусмотреть  трудности и проблемы, с которыми  придется столкнуться руководству  и коллективу фирмы в процессе  осуществления планируемого проекта;

- выявить обеспеченность  фирмы квалифицированными кадрами  и распределять обязанности со  всей полнотой несения ответственности  за исполнение;

- оценить финансовое  положение в соответствии с  намеченными планами, реальность  достижения целей с помощью  собственных средств и возможность  получения кредита со стороны;

- определить  состав маркетинговых исследований  по изучению рынка, разработке  каналов сбыта, мероприятий по  рекламе и пр.;

- организовать  систему контроля за ходом  реализации проекта;

- подготовить  развернутое обоснование, необходимое  для привлечения инвесторов к  финансированию проекта. [4]

     Каждая  задача может быть решена только  во взаимосвязи с другими. Основной  центр бизнес-плана — концентрирование  финансовых ресурсов.

     Таким  образом, бизнес-план является  не только внутренним документом  фирмы, но и может быть использован  для привлечения инвесторов. Для  этого необходимо аргументировать  и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Перед тем как рискнуть некоторым  капиталом, инвесторы должны быть  уверены в тщательности проработки  проекта и осведомлены о его  эффективности. Бизнес-план должен  быть хорошо подготовлен и  изложен для восприятия потенциальных  инвесторов. [8]

      Естественно, что в любом случае  бизнес-план должен корректироваться, поскольку условия деятельности  фирмы, реализации конкретного  проекта подвергаются постоянным  изменениям. Более того, под влиянием  внутренних и внешних факторов  могут меняться направления деятельности  компании. В связи с этим даже  самый достоверный и подробно  разработанный план может потерять  смысл, если он не будет отражать  происходящие изменения в экономической  жизни страны и на рынке.  Поэтому следует познать, оценить  и понять происходящие изменения,  влияние различных факторов, появление  новых условий функционирования  фирмы, последствия возможного  риска и отразить в бизнес-плане.  Это позволяет предпринимателям  сохранять высокой степень вероятности  успеха бизнеса.

      Рассмотрев в данной главе бизнес-план как форму экономического управления, мы можем сделать вывод что, в конечном счете, бизнес-план может использоваться, во-первых, для управления коммерческим проектом и управления деятельностью самой фирмы. Такой план помогает обосновать экономическую целесообразность выбора направлений развития предприятия, определить источники финансирования  реализации выбранной стратегии, профессиональный и численный состав персонала. Составление бизнес-плана заставляет предпринимателя осуществлять кропотливый и объективный анализ собственной деятельности, как бы взглянуть на себя со стороны глазами въедливого эксперта, предвидеть проблемы и вероятность столкновения с ними и, в соответствии с этим, предельно мобилизоваться. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию развиваться, расширять и укреплять свои позиции на рынке, составлять перспективные планы своего развития. Во-вторых, бизнес-план используется для привлечения инвесторов и кредиторов. С этой точки зрения, он призван продемонстрировать выгодность для них реализации предлагаемого проекта.           Весьма часто предприятия сталкиваются с необходимостью привлеченисредств инвесторов, использования кредитов и займов, поскольку собственных финансовых ресурсов для прибыльной предпринимательской деятельности обычно не хватает.

 

 

1.3 Цель, задачи и особенности  составления

Бизнес-плана

     В общем  виде бизнес  план представляет  собой системную оценку перспектив развития организации, основанную на результатах анализа факторов  внутренней  и внешней  среды.

     Сам процесс  планирования побуждает  предпринимателя объективно взглянуть на свой бизнес со всех сторон. План — это хорошо проложенный маршрут с установленной очередностью действий и приоритетов в пути следования  по этому маршруту в условиях ограниченности ресурсов. Сочетание достоинств и вы год бизнес  планирования представлены  на рис. 1.5. [2]

 

Рис. 1.5. Сочетание  достоинств и выгод бизнес  планирования

 

    Бизнес план представляет собой рабочий инструмент не толь ко оценки перспектив, но и оперативного управления организацией на основе контроллинга показателей плана. Завершенный бизнес  план — визитная карточка предпринимателя.

     Составлением бизнес плана не следует пренебрегать ни в малом бизнесе (несмотря  на кажущуюся простоту последнего), ни в большом бизнесе. В процессе планирования приходит умение, и со временем  скорость разработки  бизнес  планов возрастает, а частый анализ позволяет держать под контролем изменения, про исходящие во внешней  и внутренней  среде организации. [2]

Как показывает практика, потребность в подготовке бизнес-плана четко прослеживается при решении актуальных задач деятельности организации. При составлении бизнес  плана исходят сразу из нескольких  потребностей (рис. 1.6).

 

 

Рис. 1.6. Взаимосвязь  потребностей в составлении бизнес плана

 

     Бизнес план, как ни один другой план  организации, имеет внешнюю  направленность, превращается в своего рода товар, продажа  которого  должна  принести  максимальный выигрыш. Следовательно, в отличие от традиционного плана экономического и социального развития организации в бизнес  плане учитываются не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние  цели лиц, которые могут быть полезны новому делу. В бизнес  плане основное внимание сосредоточено на маркетинговых и финансово экономических аспектах бизнеса, в то время как научно технические, технологические и социальные стороны представлены  менее детально. [5]


    По разработке бизнес  плана выделяют два основных подхода25


:

    Первый подход заключается в том, что инициаторы проекта разрабатывают бизнес  план сами, а методические рекомендации получают у экспертов  по конкретным вопросам. Такой подход предпочтителен, поскольку, разрабатывая  план,  руководители организации лучше начинают понимать, что происходит в самой организации, и ее окружении.  Кроме  того, в команде  разработчиков формируется понимание разделяемой ответственности за принятые  решения. Помимо  прочего, упрощается  процесс  реализации бизнес  плана, поскольку руководители (после самостоятельной проработки) убеждены в его целесообразности и мотивированы  на достижение согласованных целей. [7]

    При втором подходе инициаторы бизнес  плана выступают только в качестве заказчиков, а разработчиками бизнес  плана являются консультационные фирмы, авторские коллективы или отдельные специалисты. Такой способ не всегда надежен, а в зарубежной практике, кроме того, принято, что бизнес  планы разрабатываются  с обязательным участием руководителя  организации.  Часто  зарубежные  банки  и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки  на выделение  финансовых ресурсов, если указанное условие не соблюдается.

    В любом случае составлению бизнес плана предшествует анализ, которому посвящена практическая часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Рассмотрев  цели и сущность планирования, а также различные аспекты  практики составления бизнес-планов, можно сделать вывод, что бизнес-план  является неотъемлемой частью  внутрифирменного планирования, одним  из важнейших документов, разрабатываемых  на предприятии, так же, это  эффективный инструмент управления, который помогает предприятию,  определять перспективы роста  своего дела, контролировать текущую  ситуацию. [3]

Информация о работе Бизнес-план как форма представления стратегии: цель назначения