Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и уже как отдельная категория - бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг.
Введение
I. Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
1.1 Общая характеристика и виды бенчмаркинга
1.2 Эволюция бенчмаркинга
1.3 Цели и задачи использования бенчмаркинга на предприятии
II. Бенчмаркинг в контексте управления
2.1 Специфика бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса
2.2 Особенности бенчмаркинг в России
2.3 Анализ применения бенчмаркинга на предприятиях.
Глава 3. Направления и мероприятия по улучшению качества выполняемых работ
Содержание
Введение
I. Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
1.1 Общая характеристика и виды бенчмаркинга
1.2 Эволюция бенчмаркинга
1.3 Цели и задачи использования бенчмаркинга на предприятии
II. Бенчмаркинг в контексте управления
2.1 Специфика бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса
2.2 Особенности бенчмаркинг в России
2.3 Анализ применения бенчмаркинга на предприятиях.
Глава 3. Направления и мероприятия по улучшению качества выполняемых работ
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и уже как отдельная категория - бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания.
Бенчмаркинг (от англ. benchmark, «начало отсчета», «зарубка») – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении качеством, управлении персоналом, и т. д.
Как
показывает практика, в условиях трансформации
отечественной экономики в
Цель
курсовой работы: исследовать процесс
внедрения концепции
Задачи курсовой работы: определить понятие бенчмаркинга, определить его принципы и этапы планирования бенчмаркингового процесса, рассказать о практическом применении концепции бенчмаркинга на предприятиях и др.
В своей работе я использовала книги по теории бенчмаркинга, а также научные статьи о результатах использования бенчмаркинга на предприятиях, таких авторов как И.Т. Балабанов, Роберт Кэмп, Грегори Ватсон, Дмитрий Маслов.
В
первой главе курсовой описывается
теоретическая основа бенчмаркинга,
а именно его понятие, эволюция и
виды, цели и задачи. Во второй главе рассказывается
про применение бенчмаркинга как в России,
так и за рубежом, и его непосредственное
влияние. В третьей главе я предложу метод
для решения возникших проблем.
I. Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
1.1 Общая характеристика и виды бенчмаркинга
Слово бенчмаркинг, намного позже маркетинга и менеджмента, но все же вошло в лексикон предпринимателей. Смысл бенчмаркинга - найти и перенять чужой положительный опыт. Легким это выглядит лишь на бумаге, процесс воплощения бенчмаркинга в жизнь сталкивается с целым арсеналом трудностей.
Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения.
Фирмы стали учиться квалифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали, позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия. Бенчмаркинг давно завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых.
Бенчмаркинг — постоянно изменяющаяся концепция, которая признает, что относительная значимость тех или иных процессов может меняться со временем, по мере изменения самого бизнеса.
И так что же мы будем подразумевать под бенчмаркингом:
- (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.
Существует много видов бенчмаркинга:
Внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.
Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий - конкурентов.
Функциональный бенчмаркинг – это бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.
Бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.
Глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг.
Общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями,
состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе. Протокол этой кооперации
содержится
в Кодексе поведения
Существуют
также бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг
характеристик, бенчмаркинг клиента,
стратегический бенчмаркинг, оперативный
бенчмаркинг.
1.2 Эволюция бенчмаркинга
Родиной
бенчмаркинга считается США. Однако
в истории есть сведения о более
раннем использовании понятия
Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:
Вообще
анализ содержания бенчмаркинга показывает,
что его можно рассматривать
как направление маркетинговых
исследований. Польза бенчмаркинга состоит
в том, что производственные и
маркетинговые функции
Бенчмаркинг в своем развитии прошел следующий процесс эволюции:
Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.
Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.
Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда
предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов.
Четвертое поколение бенчмаркинга - это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.
Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. [2]
Развитие бенчмаркинга тесно связано с тем, как предприятия понимают качество. Можно выделить несколько этапов в изменение понимания и отношения предприятий к качеству .
Первый этап можно назвать - инспекция. Он характеризуется проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества фирма вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не бенчмаркинг.
Подобное было в бывшем СССР, когда комплексные системы управления качеством получили широкое распространение. Однако само понимание качества в основном носило технократический подход, при этом упор делался на качестве продукции. На этом этапе возможно частичное применение продуктового бенчмаркинга, основной целью которого будет сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.
Второй этап связан с усилением контроля. На фирмах внедряется стандарт качества ISO 9000. Бенчмаркинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Широко привлекаются консультанты к разработке и внедрению процедур бенчмаркинга. Резко меняется отношение к качеству . Важнейшим становиться качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей общего качества . Фирмы начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе.
Постепенно меняется их отношение к тому, что такое удовлетворение потребителя и как можно и необходимо решать его проблемы.
Отличительной особенностью следующего этапа можно считать возникновение между фирмами и внутри них партнерских отношений и кооперации. Это связано с изменением понимания конкуренции не только между фирмами, но и внутри организации. Как известно, между различными подразделениями фирмы устанавливаются конкурентные отношения. У каждого подразделения свое цели, задачи, функции, проблемы. Очень часто возникают противоречия и сложности во взаимоотношении. Все это приводит к снижению управляемости и тем самым влияет на общую эффективность. Кооперация и партнерство внутри фирмы приводит к более эффективному информационному обмену между подразделениями.
Аналогичное происходит и на межфирменном уровне. При этом в понятии "конкуренции" появляется новая составляющая - взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество фирм в современном бизнесе является основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных преимуществ. На этом этапе применяется бенчмаркинг конкурентоспособности и стратегический бенчмаркинг.
Четвертый
этап связан с тем, что все организация
представляет из себя единое целое или
единый механизм. Процесс принятия решений
происходит только на основе исчерпывающей
и точной информации при условии обеспечения
общей эффективности деятельности фирмы.
Внутри организации возникает синергетический
эффект. На этом этапе стратегический
бенчмаркинг переходит в глобальный.