Бенчмаркинг в контексте управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и уже как отдельная категория - бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг.

Содержание

Введение
I. Понятие, цели и задачи бенчмаркинга
1.1 Общая характеристика и виды бенчмаркинга
1.2 Эволюция бенчмаркинга
1.3 Цели и задачи использования бенчмаркинга на предприятии
II. Бенчмаркинг в контексте управления
2.1 Специфика бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса
2.2 Особенности бенчмаркинг в России
2.3 Анализ применения бенчмаркинга на предприятиях.
Глава 3. Направления и мероприятия по улучшению качества выполняемых работ

Работа содержит 1 файл

1 курсовая!!!.docx

— 61.63 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

I.  Понятие, цели и задачи бенчмаркинга

     1.1 Общая характеристика и виды бенчмаркинга

     1.2 Эволюция бенчмаркинга

     1.3  Цели и задачи использования бенчмаркинга на предприятии

II. Бенчмаркинг в контексте управления

      2.1  Специфика бенчмаркинга для малого и среднего бизнеса

      2.2 Особенности бенчмаркинг в России

      2.3  Анализ применения бенчмаркинга на предприятиях.

Глава 3. Направления и мероприятия по улучшению качества выполняемых работ

      
 
 
 
 
 
 

Введение

    Актуальность  темы курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм — сложная комплексная  проблема. В первую очередь это  касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и уже как отдельная категория - бенчмаркинг. Маркетинговые и консультационные компании в последнее время стали указывать в числе своих услуг бенчмаркинг. Обучающие центры предлагают семинары по данной тематике. СМИ также уделяют этому вопросу все больше внимания.

    Бенчмаркинг (от англ. benchmark, «начало отсчета», «зарубка») – это механизм сравнительного анализа эффективности работы одной компании с показателями других, более успешных, фирм. Бенчмаркинг находит применение во всех сферах деятельности предприятия – в логистике, маркетинге, управлении качеством, управлении персоналом, и т. д.

    Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную бенчмаркинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной  маркетинговой системе (МС) невостребованными  остаются гибкость и ресурсные возможности  производственной, финансовой и других подсистем фирмы. О том, как их задействовать, идет речь в работе.

    Цель  курсовой работы: исследовать процесс  внедрения концепции бенчмаркинга на предприятии.

    Задачи  курсовой работы: определить понятие  бенчмаркинга, определить его принципы и этапы планирования бенчмаркингового процесса, рассказать о практическом применении концепции бенчмаркинга на предприятиях и др.

    В своей работе я использовала книги  по теории бенчмаркинга, а также  научные статьи о результатах  использования бенчмаркинга на предприятиях, таких авторов как  И.Т. Балабанов, Роберт Кэмп, Грегори Ватсон, Дмитрий Маслов.

    В первой главе курсовой  описывается  теоретическая основа бенчмаркинга, а именно его понятие, эволюция и  виды, цели и задачи. Во второй главе рассказывается про применение бенчмаркинга как в России, так и за рубежом, и его непосредственное влияние. В третьей главе я предложу метод для решения возникших проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.   Понятие, цели и задачи бенчмаркинга

     1.1  Общая характеристика и виды бенчмаркинга

  Слово бенчмаркинг, намного позже маркетинга и менеджмента, но все же вошло в лексикон предпринимателей. Смысл бенчмаркинга - найти и перенять чужой положительный опыт. Легким это выглядит лишь на бумаге, процесс воплощения бенчмаркинга в жизнь сталкивается с целым арсеналом трудностей.

  Бенчмаркинг представляет собой систематическую  деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, не зависимо от их размера, сферы бизнеса и географического положения.

  Фирмы стали  учиться квалифицировать различия в управлении предприятиями. Концепция и методы, которые они разработали, позволили сократить затраты, повысить прибыль и оптимизировать динамику структуры и выбор стратегии деятельности предприятия. Бенчмаркинг давно завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых.

  Бенчмаркинг — постоянно изменяющаяся концепция, которая признает, что относительная  значимость тех или иных процессов  может меняться со временем, по мере изменения самого бизнеса.

  И так  что же мы будем подразумевать  под  бенчмаркингом:

  - (англ. Benchmarking) — это процесс определения, понимания и адаптации имеющихся примеров эффективного функционирования компании с целью улучшения собственной работы. Он в равной степени включает в себя два процесса: оценивание и сопоставление.

  Существует  много видов бенчмаркинга:

  Внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.

  Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и ее сопоставление с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий - конкурентов.

  Функциональный  бенчмаркинг – это бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций в том же секторе.

  Бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.

  Глобальный бенчмаркинг - расширение стратегического бенчмаркинга, которое включает также ассоциативный бенчмаркинг.

  Общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.

  Ассоциативный бенчмаркинг - бенчмаркинг, проводимый организациями,

  состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе. Протокол этой кооперации

  содержится  в Кодексе поведения бенчмаркинга.

  Существуют  также бенчмаркинг затрат, бенчмаркинг  характеристик, бенчмаркинг клиента, стратегический бенчмаркинг, оперативный бенчмаркинг. 
 
 

 1.2 Эволюция бенчмаркинга

  Родиной бенчмаркинга считается США. Однако в истории есть сведения о более  раннем использовании понятия бенчмаркинг. В Японии бенчмаркинг соотносится  по содержанию с японским словом «dantotsu», означающим «усилие, беспокойство, желание лучшего (лидера) стать еще лучшим (лидером)». В Китае, известно правило китайского генерала Сун Тзу, который писал: «Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн». Бенчмаркинг впервые появился в1972 году. Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль) установила, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В1979 году американская компания «Ксерокс» приступила к проекту «Бенчмаркинг конкурентоспособности» для анализа затрат и качества собственных товаров по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. Цель бенчмаркинга состоит в том, чтобы на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он является более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.

  Использование бенчмаркинга имеет множество направлений, например:

  • бенчмаркинг в логистике позволяет быстро и с малыми затратами выявить проблемы ситуации в логистических системах, в сферах близких к покупателю, по выполнению заказов и транспортировке;
  • бенчмаркинг применяется при разработке стратегий, операций и управленческих функций;
  • бенчмаркинг рассматривается и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с предприятиями-лидерами, чтобы гарантировать долгосрочное пребывание на рынке;
  • наиболее распространенной формой является товарный бенчмаркинг.

  Вообще  анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать  как направление маркетинговых  исследований. Польза бенчмаркинга состоит  в том, что производственные и  маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда на своем  предприятии исследуются и внедряются лучшие методы и технологии других (несобственных) предприятий или  отраслей. Т.о., бенчмаркинг становится искусством обнаружения того , что другие делают лучше, изучением, усовершенствованием и применением их методов работы. 

   Бенчмаркинг в своем развитии прошел следующий процесс эволюции:

  Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.

  Второе  поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.

  Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда

  предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться  более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов.

  Четвертое поколение бенчмаркинга - это стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партнеров.

  Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим инструментом организации международных обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. [2]

  Развитие  бенчмаркинга тесно связано с  тем, как предприятия понимают качество. Можно выделить несколько этапов в изменение понимания и отношения предприятий к качеству .

  Первый  этап можно назвать - инспекция. Он характеризуется  проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества фирма вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не бенчмаркинг.

  Подобное  было в бывшем СССР, когда комплексные  системы управления качеством получили широкое распространение. Однако само понимание качества в основном носило технократический подход, при этом упор делался на качестве продукции. На этом этапе возможно частичное применение продуктового бенчмаркинга, основной целью которого будет сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.

  Второй  этап связан с усилением контроля. На фирмах внедряется стандарт качества ISO 9000. Бенчмаркинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Широко привлекаются консультанты к разработке и внедрению процедур бенчмаркинга. Резко меняется отношение к качеству . Важнейшим становиться качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей общего качества . Фирмы начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе.

  Постепенно  меняется их отношение к тому, что  такое удовлетворение потребителя и как можно и необходимо решать его проблемы.

  Отличительной особенностью следующего этапа можно  считать возникновение между фирмами и внутри них партнерских отношений и кооперации. Это связано с изменением понимания конкуренции не только между фирмами, но и внутри организации. Как известно, между различными подразделениями фирмы устанавливаются конкурентные отношения. У каждого подразделения свое цели, задачи, функции, проблемы. Очень часто возникают противоречия и сложности во взаимоотношении. Все это приводит к снижению управляемости и тем самым влияет на общую эффективность. Кооперация и партнерство внутри фирмы приводит к более эффективному информационному обмену между подразделениями.

  Аналогичное происходит и на межфирменном уровне. При этом в понятии "конкуренции" появляется новая составляющая - взаимодействие. Именно взаимодействие и соперничество фирм в современном бизнесе является основой для удовлетворения потребностей потребителей и завоевания конкурентных преимуществ. На этом этапе применяется бенчмаркинг конкурентоспособности и стратегический бенчмаркинг.

  Четвертый этап связан с тем, что все организация  представляет из себя единое целое или единый механизм. Процесс принятия решений происходит только на основе исчерпывающей и точной информации при условии обеспечения общей эффективности деятельности фирмы. Внутри организации возникает синергетический эффект. На этом этапе стратегический бенчмаркинг переходит в глобальный. 

Информация о работе Бенчмаркинг в контексте управления