Бенчмаркинг - современное направление развития в бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм – сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. И за последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Многолетний опыт применения бенчмаркинга в США был подхвачен и широко распространился в Европе. США и считается родиной бенчмаркинга. Но особенно впечатляющей стала интенсивность внедрения бенчмаркинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Бенчмаркинг - современное направление развития в бизнесе………………6
1.1 Общее понятие сущности бенчмаркинга………………………………8
1.2. Виды бенчмаркинга……………………………………………………11
II. Этапы проведения бенчмаркинга……………………………………………13
III. Анализ практики применения бенчмаркинга……………………………...21
3.1. Бенчмаркинг - специфика для малого и среднего бизнеса………….23
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсач по т-рии управления.doc

— 145.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Бенчмаркинг - современное направление развития в бизнесе………………6

    1.1 Общее понятие сущности бенчмаркинга………………………………8

    1.2. Виды бенчмаркинга……………………………………………………11

II. Этапы проведения бенчмаркинга……………………………………………13

III. Анализ практики применения бенчмаркинга……………………………...21

    3.1. Бенчмаркинг - специфика для малого и среднего бизнеса………….23

Заключение……………………………………………………………………….28

Список  литературы………………………………………………………………29 

 

Введение

    Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена тем, что обеспечение эффективного функционирования и развития фирм – сложная комплексная проблема. В первую очередь это касается таких ее сторон, как менеджмент, маркетинг и бенчмаркинг. И за последние десять лет бенчмаркинг стал одним из эффективных и признанных методов совершенствования бизнеса и входит в число самых популярных инструментов управления. Многолетний опыт применения бенчмаркинга в США был подхвачен и широко распространился в Европе. США и считается родиной бенчмаркинга. Но особенно впечатляющей стала интенсивность внедрения бенчмаркинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В странах же Южной и Центральной Америки и в Канаде распространение бенчмаркинга произошло с некоторым отставанием. Бенчмаркинг во всем мире подталкивает организации к тому, чтобы учиться друг у друга и развивать методику его проведения, создавая уникальные образцы передового опыта в этой области. Этот подход к развитию предприятий может с равным успехом применяться повсеместно. В России уже появляются фирмы, использующие бенчмаркинг в качестве элемента стратегии повышения конкурентоспособности, но пока таких компаний единицы. Для большинства же руководителей "бенчмаркинг" — это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследование. Однако потенциал бенчмаркинга велик, и в ближайшее время эталонное сопоставление займет свое законное место в арсенале менеджеров. Чтобы разобраться и понять в чем состоит эффективность применения бенчмаркинга, выделим задачи курсовой работы: во-первых, рассмотреть сущность бенчмаркинга как категорию управления; во-вторых, рассмотреть особенности применения бенчмаркинга на предприятиях; в-третьих, показать, в чем предопределяется повышенный интерес к новым направлениям развития бизнеса, как бенчмаркинг. Бенчмаркинг впервые в прямом смысле появился в 1972 г. в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), устанавливает, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. В 1979 г. американская компания Ксерокс приступила к проекту "Бенчмаркинг конкурентоспособности" для анализа затрат и качества собственных продуктов по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. Бенчмаркинг начинает распространяться среди специалистов в США и в других предприятиях - "ЗМ", "НР", "Dupont", "Motorola", "Chase" доверительно стали относиться к опыту сравнительного анализа, к обмену навыками.

    Пройдя  путь от промышленного шпионажа и  конкурентного анализа, эталонное  сопоставление в конце 1970-х годов  становится эффективным инструментом менеджмента и на протяжении последних лет прочно входит в число самых популярных методов управления, и как  большинство других инструментов управления, является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса.1 Большие компании, в поисках конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Эти исследования носят глобальный характер, и наиболее успешные решения становятся отдельными направлениями в менеджменте, под них подводится теоретическая методологическая база, они занимают свое отдельное место в арсенале бизнес - решений. И название такого метода,– бенчмаркинг, происходит от английских слов "bench" (уровень, высота) и "mark" (отметка). Существует множество трактовок данному  словосочетанию трактуется: "опорная отметка", "отметка высоты", "эталонное сравнение" и т. п.2 Более подробно о сущности и понятии данного термина рассматривается в основном тексте работы. Классическим определением бенчмаркинга являются слова основателя этого метода совершенствования Роберта Кэмпа: "Бенчмаркинг — это поиск лучших методов, которые ведут к улучшению деятельности".3 Более развернутое определение дает экс-председатель Американского общества качества (ASQ) Грегори Ватсон: "Бенчмаркинг – это процесс систематического и непрерывного измерения: оценка процессов предприятия и их сравнение с процессами предприятий лидеров в мире с целью получения информации, полезной для усовершенствования собственной деятельности". Некоторые авторы определяют бенчмаркинг как непрерывный процесс сопоставления продукции, услуг и практического опыта по отношению к самым сильным конкурентам или фирмам, признанным в качестве промышленных лидеров. 
Однако подобное сравнение может и должно использоваться не только между фирмами, предприятиями, но и внутри них, что позволяет считать бенчмаркинг методом непрерывного совершенствования деятельности любого вида и уровня путем эталонного сравнения. При этом эталон как условная планка не может оставаться постоянным, он должен соответствовать изменению внешних условий и возможностям предприятия.
 
 
 
 

I. Бенчмаркинг - современное направление развития в бизнесе

    С тех пор как бенчмаркинг появился в качестве стандартного средства определения  компаниями своего места в мире бизнеса, он стал почти обязательным для любой  организации, стремящейся к совершенству. Эталоны для сравнения, используемые при бенчмаркинге, представляют собой квинтэссенцию передового опыта или стандарты делового совершенства, к которым должна стремиться оцениваемая организация.4 Сама же процедура бенчмаркинга служит средством изучения, распространения и внедрения этого опыта. Существующее в японском языке выражение dantotsu, переводимое как стремление стать лучшим из лучших, отлично выражает существо бенчмаркинга, представляющего собой структурированный процесс поиска путей к достижению высших показателей эффективности организации. Бенчмаркинг как поиск образцов для подражания стал всемирным движением. Сегодня непрерывно растет интерес и ощущается высокая потребность в изучении опыта успешных бенчмаркинговых исследований. Как только организация с помощью бенчмаркинга осознает свое отставание от образцовых предприятий, она начинает проявлять особый интерес к поиску передового опыта, использование которого способно помочь ликвидировать причины такого отставания. Получение и анализ подобной информации обычно происходит во время детального изучения работы конкретных организаций.  
Долговременная стратегия выживания требует от организации постоянного развития и приспособления к сегодняшним и ожидаемым в будущем потребностям рынка ради сохранения конкурентоспособности и соответствия современным императивам — поставлять продукции больше, лучшего качества, быстрее и дешевле.5

  • Больше
  • Развитие
  • Рост прибыли
  • Новые рынки и товары
  • Лучше
  • Качество/удовлетворенность:
  • Соответствие требованиям
  • Преданность потребителям
  • Быстрее
  • Сжатие производственного цикла:
  • Исключение операций, не создающих добавленной стоимости
  • Без увеличения добавленной стоимости
  • Дешевле
  • Доходы на активы:
  • Деловые показатели
  • Человеческий капитал

    Для того чтобы побуждать своих работников к энергичным действиям и повышать уровень их мотивации, организация обязана:

  • верить в необходимость изменений;
  • установить, что конкретно требуется изменить;
  • выработать четкое понимание того, как она должна выглядеть после внедрения изменений

    Бенчмаркинг способствует решению всех трех перечисленных  задач. Выявляя отставание оцениваемой  организации от конкурентов, он создает  потребность в изменениях. Помогая  организации изучить, как лидеры отрасли добиваются своих высоких  результатов, бенчмаркинг позволяет понять, что требуется изменить. При этом на примере других организаций доказывается, что вполне возможно достичь высоких результатов. Бенчмаркинг также способствует постановке перед работниками определенных целей и выработке стратегий.

    Руководство организаций использует бенчмаркинг  для непрерывного совершенствования  методов работы организации, повышения  ее производительности, поставки потребителям товаров и услуг, удовлетворяющих  их запросы, и развития предприятия. Растущая потребность компаний в использовании бенчмаркинга частично объясняется заинтересованностью в участии в престижных конкурсах за премии по качеству, а также изучением опыта организаций, достигших успеха в собственной перестройке в кризисных обстоятельствах. Но главная причина растущей популярности бенчмаркинга заключается все-таки в принципиальной необходимости добиваться делового совершенства во всем, чем занимается организация.6

    1. Общее понятие сущности бенчмаркинга

Бенчмаркинг  – это подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации.

Бенчмаркинг есть деятельность, посредством которой  фирма изучает "лучшую" продукцию  и маркетинговый процесс, используемый прямыми конкурентами и фирмами, работающими в других подобных областях, для выявления фирмой возможных способов совершенствования ее собственных методов.

    Цель  бенчмаркинга состоит в том, чтобы  на основе исследования надежно установить вероятность успеха предпринимательства. Ядром бенчмаркинга является поиск  наилучших стандартов ведения бизнеса для использования организацией-исследователем. Он концентрируется не на простом измерении и сравнении достижений, а на том, как можно улучшить любой заданный процесс путем применения передовых подходов. Бенчмаркинг осуществляется в рамках конкурентного анализа и не является новшеством для большинства предприятий, хотя он является более детализированной и упорядоченной функцией, чем метод или подход конкурентного анализа.

    Достижение  поставленной цели исследования происходит посредством решения определенных задач. Для бенчмаркинга эти задачи определяются сущностью самого процесса эталонного сопоставления, которую раскрывают приведенные выше определения этого инструмента управления. Мы выделяем две основные задачи, которые решаются в процессе проведения эталонного сопоставления:

  1. Измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими.
  2. Изучение и применение лучшего опыта других в своей организации. 7

    При проведении успешного бенчмаркинга и переноса передовых практик  на собственное «поле» следует учитывать, по крайней мере, три момента:

  1. Перенос знаний – это процесс взаимодействия людей; установление соответствующих отношений между людьми предшествует обмену информацией и переносу извлеченных из информации знаний.
  2. Изучение и перенос знаний – интерактивный, постоянно идущий и динамический процесс, который не может основываться на статичном содержании знания. Служащие компании изобретают, импровизируют и узнают нечто новое каждый день.
  3. Бенчмаркинг берет свои корни из персонального и организационного желания учиться. Здоровое любопытство, а также глубокое уважение к знаниям и горячее желание учиться могут стать настоящими ключами к успеху. Практика показывает, что взгляд на свою организацию сквозь призму опыта лучших мировых компаний или лидеров отрасли дает возможность найти новые ориентиры для повышения эффективности управления и решить прикладные вопросы, такие как:
    • Оптимально ли количество работников в том или ином подразделении?
    • Можно ли и дальше сокращать удельные издержки и на сколько?
    • Почему производительность труда в моей компании в 5 или в 10 раз меньше, чем у зарубежного конкурента?
    • За счет каких методов продвижения наш конкурент сумел увеличить долю рынка на 5%?
    • Как правильно выстроить взаимодействие сбытовиков, разработчиков и производственников?
    • Как это делают лучшие компании?
    • Какие модели организации бизнеса в нашей отрасли наиболее эффективны?
    • Как адаптировать лучший опыт к условиям нашей организации?8

    Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно  к инновациям бенчмаркинг означает изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций.  
     

1.2. Виды  бенчмаркинга

    Исходя  из поставленных выше задач, можно выделить два основных типа (вида) бенчмаркинга: сравнительный и процессный. Такую систематизацию предлагает руководитель Новозеландского исследовательского центра организационного совершенствования (COER) Робин Манн.

    Сравнительный бенчмаркинг (performance/competitive benchmarking) — это вовлечение организаций в процесс измерения результатов, оценки и сравнения показателей деятельности организации и уровня ее развития. Информация, собранная в процессе сравнительного бенчмаркинга, может использоваться для определения возможностей совершенствования и/или установления стратегических целей. Уровни развития организаций рассматриваются в качестве контрольных значений (бенчмарков), а лучшие показатели устанавливаются компаниями — лидерами в своей области. Бенчмарки также используются в форме индексов (например, американский и европейский индексы потребительской удовлетворенности). На наш взгляд, сравнительный бенчмаркинг близок по своей сути к конкурентному анализу.

    Процессный  бенчмаркинг (process benchmarking) представляет собой поиск организаций, имеющих лучшие достижения в той или иной сфере деятельности, для их детального исследования. Изучение лучших процессов заключается в осознании механизма функционирования интересующего процесса, нежели в сравнении его показателей с результатами аналогичного процесса в своей организации. Исследование обычно проводится на основании взаимного соглашения сторон, которое регулируется бенчмаркинговым "Кодексом поведения" (в Европе это "The European Benchmarking Code of Conduct", разработанный Европейским фондом управления качеством — EFQM). Знания, получаемые в процессе эталонного сопоставления, адаптируются и внедряются в собственные процессы организации. Процессный бенчмаркинг — это глубокое функциональное исследование деятельности как своей организации, так и организации-партнера.

    В процессном бенчмаркинге можно выделить два направления. Во-первых, поиск  лучших хозяйственных решений (best practice), это направление характеризуется детальным изучением интересующих этапов деятельности организации-партнера, имеющей структуру процесса. Во-вторых, изучение факторов, способствующих улучшению бизнес-процесса, т. е. факторов осуществления (enablers) — это методы, стратегии, подходы, инструменты, повышающие показатели деятельности организации и ее конкурентоспособность.

Информация о работе Бенчмаркинг - современное направление развития в бизнесе