Базовая функциональная сратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Стратегическое планирование - это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели.

Содержание

Стратегическое планирование……………………………………………...2
Базовая стратегия развития предприятия………………………………..3
Функциональные стратегии развития предприятия…………………….7
Список литературы……………………………………………………….10

Работа содержит 1 файл

+Страт. планирование контрольная написать заключение.docx

— 24.41 Кб (Скачать)

                                                           Содержание. 
 

Стратегическое  планирование……………………………………………...2 

Базовая стратегия развития предприятия………………………………..3 

Функциональные  стратегии развития предприятия…………………….7 

Список  литературы……………………………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   Стратегическое планирование. 

     Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Поэтому, большинство предприятий и организаций  ориентированы на выработку стратегических планов развития. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий и организаций, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными субъектами хозяйственной деятельности. 

     Стратегическое  планирование - это выработка стратеги с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике  исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы  перехода к этой модели. 

     На  сегодняшний день это последнее  достижение в стратегическом управлении и самый высокоинтеллектуальный и дорогостоящий элемент в  менеджменте вообще. Достаточно сказать, что в крупных компаниях в  нем задействованы специалисты  подразделения численностью от 20-30 до 50-100 человек. А стратегический план - это документ объёмом приблизительно 100 страниц, где будущее для руководителя расписано по заранее определенному  трафарету с соответствующей  степенью детализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Базовая стратегия развития предприятия. 

     В основе любого стратегического плана  развития предприятия лежит базовая  стратегия, разработка которой является прерогативой руководства предприятия. 

     На  отечественных предприятиях представляется целесообразным выделение следующих  базовых стратегий: 

- стратегия выживания, которая используется в условиях экономического кризиса, нестабильности, инфляции. Это попытка приспособиться к рыночным условиям хозяйствования. К такой стратегии прибегают, когда финансово-экономические показатели деятельности предприятия приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению; 

- стратегия стабилизации (или ограниченного роста), используемая в условиях стабильности объемов продаж и получаемой прибыли. Ее применяют в основном предприятия в отраслях со стабильной технологией, когда руководство в целом удовлетворено положением своего предприятия; 

- стратегия развития (или роста), выражающая стремление предприятия к росту объемов продаж, прибыли, повышению рентабельности и других показателей эффективности производства. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. 

     В рамках рассматриваемых базовых  стратегий могут быть реализованы  различные стратегические альтернативы, представленные в таблице 1 матрицей стратегических альтернатив. Наборы стратегических альтернатив нельзя понимать как  принадлежность только к одной базовой  стратегии, они могут «перекрещиваться». 
 
 

Как видно  из таблицы 1, каждая из базовых стратегий  имеет множество альтернативных вариантов реализации. Стратегические альтернативы реализуются через  набор мероприятий, при этом по каждому  мероприятию и в целом по каждому  направлению целесообразно определить необходимые затраты и ожидаемый  экономический эффект. 
 
 

Таблица 1 - Матрица стратегических альтернатив 
 

Базовые стратегии Стратегические  альтернативы
1. Стратегия  выживания 1.1. Организационная  санация 

1.2. Экономическая  и финансовая санация 

1.3. Маркетинговая  санация 

1.4. Социальная  санация 

2. Стратегия  стабилизации 

(ограниченного  роста)

2.1. Экономия  издержек 

2.2. Постоянная  адаптация хозяйственной деятельности  к внешней среде 

2.3. Сохранение  научно-технического и кадрового  потенциала

3. Стратегия  развития (роста)   
3.1. Диверсификация 

3.2. Интенсификация  с учетом рыночных условий 

3.3. Технико-экономическое  развитие 

3.4. Интеграция


 
 
 

     Организационная санация может предусматривать: 

- совершенствование структуры управления предприятием, предусматривающее установление оптимальной численности управленческого персонала путем устранения дублирования управленческих функций; 

- изменение организационно-правовой формы предприятия; 

- участие в финансово-промышленных группах или других формах укрупнения производства. 

     Экономическая и финансовая санация предусматривает: 

- нормализацию дебиторской и кредиторской задолженностей; 

- продажу излишнего имущества и прежде всего неликвидов, «залежалых запасов»; 

- мероприятия по восстановлению собственных оборотных средств и повышению эффективности их использования. 

     Маркетинговая санация включает в себя: 

- проведение рыночных исследований в целях увеличения доли продаж на действующих рынках, поиск новых «ниш», новых рынков сбыта; 

- реорганизацию службы маркетинга и активизацию ее деятельности для выработки маркетинговой стратегии предприятия и плана первоочередных действий, связанных с выживанием предприятия в условиях кризисной экономики и возобновлением его производственно-финансовой деятельности. 

     Социальная  санация предполагает: 

- передачу социально-коммунальной сферы на бюджет муниципалитета; 

- коммерциализацию социально-коммунальной сферы; 

- мероприятия по обеспечению социальной защиты и социальных льгот для работников предприятия и др. 

     Стратегическая  альтернатива «Экономия издержек»  предусматривает: 

- анализ текущих издержек и эксплуатационных затрат с целью выявления резервов их снижения; 

- организацию системы управления затратами на предприятии и др. 

     Постоянная  адаптация хозяйственной деятельности к внешней среде как стратегическая альтернатива предполагает выработку  действий стратегического характера, повышающих эффективность взаимодействия предприятия с окружающей средой благодаря рассмотрению предприятия  как открытой системы. 

     Вышеуказанные стратегические альтернативы тесно  связаны с сохранением научно-технического и кадрового потенциала, что жизненно необходимо при реализации стратегии  ограниченного роста, вырабатываемой предприятием в условиях неопределенности и прогнозируемого подъема его  деловой активности. Данная стратегическая альтернатива направлена на поддержание  имиджа предприятия и сохранение прежних позиций на рынке, с одной  стороны, и на снижение социальной напряженности  во внутренней среде предприятия -- с другой. 

     Стратегическая  альтернатива «диверсификация» заключается  в выходе предприятия в своей  деятельности за рамки основного  бизнеса, а также в расширении номенклатуры выпускаемой продукции  благодаря освоению новых ее модификаций. 

     Интенсификация  предполагает реализацию мероприятий  по расширению производства и повышению  его эффективности за счет лучшего  использования имеющихся ресурсов, а не за счет дополнительного привлечения  ресурсов, что свойственно экстенсивному  типу развития производства. 

     Технико-технологическое  развитие является обязательным условием реализации стратегии развития предприятия  и предполагает инновационную деятельность по разработке и внедрению новых  видов продукции, работ, услуг, технологий, организационных форм и т. д. 

     Интеграция  предусматривает расширение деятельности предприятия в сторону поставщиков, маркетинговых посредников или  конкурентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Функциональные стратегии развития предприятия 

     Стратегия деятельности предприятия разрабатывается  и реализуется как единым целым  субъектом рыночной экономики. Однако каждое предприятие является сложной  многофункциональной системой, поэтому  стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать  генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Иначе  эти стратегии можно назвать  рабочими стратегиями. Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться  следующие функциональные стратегии: 

- стратегия маркетинга; 

- финансовая стратегия; 

- стратегия инноваций; 

- стратегия производства; 

- стратегия организационных изменений и др. 

     Набор функциональных стратегий на том  или ином конкретном предприятии  определяется составом специфических  целей, которые ставит перед собой  руководство предприятия. 

     Рассмотрим  кратко основные функциональные стратегии  предприятия. 

     Стратегия маркетинга - это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие  выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы  рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Пути достижения поставленных целей формируются с помощью  выбора стратегических направлений  развития и стратегических зон хозяйствования. Соответственно разрабатывается и  комплекс маркетинговых средств (товар, цена, реклама и др.). Разработка стратегии  маркетинга опирается на прогнозы относительно долгосрочных перспектив развития рынка  и потенциальных возможностей предприятия. 

     Финансовая  стратегия представляет собой общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты. 

     Основой разработки финансовой стратегии служат анализ факторов эффективного использования  финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации  расходов, оптимизация структуры  активов предприятия, обеспечение  финансовой стабильности предприятия  в обозримом будущем. 

     Инновационную стратегию можно определить как  взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных  действий, направленных на обеспечение  конкурентоспособности предприятия  и устойчивое его развитие. 

     Основу  выработки инновационной стратегии  составляют теория жизненного цикла  продукта, рыночная позиция фирмы  и проводимая ею научно-техническая политика. 

Информация о работе Базовая функциональная сратегия развития предприятия