Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.
Введение: 3
Глава 1: «Структура и задачи банковского менеджмента» 4
Финансовый менеджмент 7
Управление персоналом 7
Задачи 8
Банковская политика 8
Администрирование 9
Глава 2: «Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке» 10
Максимизация прибыли банка 12
Финансовая устойчивость банка 14
Организационная устойчивость банка 14
Функциональная устойчивость банка 15
Коммерческая устойчивость банка 15
Заключение: 23
Список использованной литературы и источников: 24
Отсюда можно сделать вывод о том, что одна из особенностей финансового менеджмента в коммерческом банке в современных российских условиях -- это отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами в кредитной организации в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная же особенность финансового менеджмента в коммерческом банке в нынешних российских условиях обусловлена тем, что коммерческий банк -- это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми функциями денег (мера стоимости, функции обращения, платежа и накопления) и в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда финансового менеджмента в коммерческом банке -- это совокупность финансовых отношений.
Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: -- процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств банковской клиентуры.
Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке: -- разработка и использование систем и методик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).
Цель
финансового менеджмента
в коммерческом банке --
определение рациональных
требований и методических
основ построения
оптимальных организационных
структур и режимов
работы функционально--
Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 3.
Таблица 3
Заданные параметры | Режим деятельности | |
Максимизация прибыли банка | Минимально допустимая нормативная ликвидность | |
Максимизация ликвидности банка | Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка | |
Сбалансированность прибыльности и ликвидности банка | Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости соответственно возможностям активных операций банка | |
Финансовый менеджмент в коммерческом банке, как и любая система управления, состоит из двух подсистем:
управляемой, или объекта управления;
управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке -- денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.
Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.
Объект управления -- денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления -- коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.
Процесс трансформации денежных средств в системе финансового менеджмента коммерческого банка проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.
Таблица 4
Финансовая устойчивость банка | Программирование банка на основе финансово--экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка | |
Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений | ||
Текущая оценка экономических выгод, операционно--стоимостный анализ банка и трансфертное ценообразование | ||
Организационная устойчивость банка | Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка | |
Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента) | ||
Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала | ||
Функциональная устойчивость банка | Специализация банка | |
Универсализация банка | ||
Коммерческая устойчивость банка | Продуктовая
политика банка и
функционально-- |
|
Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов) | ||
Капитальная устойчивость банка | Кредитно--инвестиционная политика банка | |
Эмиссионно--учредительская и фондовая политика банка | ||
Финансовый
менеджмент в коммерческом
банке -- это управление
процессами формирования
и использования
денежных ресурсов.
Он тесно связан с
организационно-
Трехмерный классификатор финансового менеджмента в коммерческом банке можно представить в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.
Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес--планирование; финансово--экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга Реинжиниринг бизнес-процессов -- это фундаментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов в целях достижения значительных улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функционирования (Майкл Хаммер). бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.
В
цели и задачи финансового
менеджмента в
коммерческом банке --
определение рациональных
требований и методических
основ построения
оптимальных организационных
структур и режимов
деятельности функционально--
Для реализации целей финансового менеджмента необходимо определить основные функции подсистемы подразделений коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:
Стратегическое планирование -- определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача -- данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
Моделирование -- использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
Мониторинг -- сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
Диагностика -- оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
Цель управления -- обеспечение надежности объекта управления.
Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".
Банковский продукт -- способ оказания услуг клиенту банка (форма отношений "банк - клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.
Банковская операция -- система согласованных по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.
Банковская услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно--кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.
Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.
Простой продукт -- продукт, который реализуется одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.
Сложный продукт -- продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько подразделений банка в течение длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.
Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:
выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
разработка регламента оказания требуемой услуги;
разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;