Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Содержание

Введение: 3
Глава 1: «Структура и задачи банковского менеджмента» 4
Финансовый менеджмент 7
Управление персоналом 7
Задачи 8
Банковская политика 8
Администрирование 9
Глава 2: «Место и роль финансового менеджмента в коммерческом банке» 10
Максимизация прибыли банка 12
Финансовая устойчивость банка 14
Организационная устойчивость банка 14
Функциональная устойчивость банка 15
Коммерческая устойчивость банка 15
Заключение: 23
Список использованной литературы и источников: 24

Работа содержит 1 файл

банковский менеджмент.docx

— 39.02 Кб (Скачать)

Отсюда  можно сделать  вывод о том, что  одна из особенностей финансового менеджмента  в коммерческом банке  в современных  российских условиях -- это отсутствие единообразной  технологии управления экономическими процессами в кредитной организации  в рамках существующей кредитно-банковской системы. Главная  же особенность финансового  менеджмента в  коммерческом банке  в нынешних российских условиях обусловлена  тем, что коммерческий банк -- это единственный экономический субъект, который системно управляет всеми  функциями денег (мера стоимости, функции  обращения, платежа  и накопления) и  в этой связи является первичным звеном рыночной экономики. Внешняя среда  финансового менеджмента  в коммерческом банке -- это совокупность финансовых отношений.

Объект  деятельности финансового  менеджмента в  коммерческом банке: -- процессы исследования финансовых операций банка и управления потоками денежных средств  банковской клиентуры.

Предмет деятельности финансового  менеджмента в  коммерческом банке: -- разработка и использование  систем и методик  рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и  размещения денежных средств).

Цель  финансового менеджмента  в коммерческом банке -- определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов  работы функционально--технологических  систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала (акционерного капитала) и/или прибыли  при условии сохранения стабильности и устойчивости коммерческого банка.

Примеры заданных параметров, влияющих на устойчивость коммерческого банка, приведены в табл. 3.

Таблица 3

 
Заданные  параметры Режим деятельности  
Максимизация  прибыли банка Минимально  допустимая нормативная  ликвидность  
Максимизация  ликвидности банка Норма прибыли, обеспечивающая окупаемость финансовых операций банка  
Сбалансированность  прибыльности и ликвидности банка Норма прибыли, обеспечивающая рыночный доход. Управление ресурсной базой  банка на основе ее дифференциации по срокам, объемам и стоимости  соответственно возможностям активных операций банка  
     

Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как и любая  система управления, состоит из двух подсистем:

управляемой, или объекта управления;

управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте  в коммерческом банке -- денежные средства, находящиеся в  деловом обороте  коммерческого банка  с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового  менеджмента в  коммерческом банке  являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который  посредством различных  форм управленческого  воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект  управления -- денежные средства банковской клиентуры совершают  движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона  этого процесса осуществляется непосредственно  через субъект  управления -- коммерческий банк как юридическое  лицо. Экономическая  сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые  отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового  менеджмента в  соответствии с объектом, предметом и целью  его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается  добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации денежных средств в системе  финансового менеджмента  коммерческого банка  проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями  по управлению каждого  из видов устойчивости. Ниже представлены блоки  устойчивости коммерческого  банка с пояснениями  содержания их функций.

Таблица 4

 
Финансовая  устойчивость банка Программирование  банка на основе финансово--экономических  нормативов деятельности банка (внешних и  внутренних), программирование и стратегия деятельности банка  
  Мониторинг и анализ деятельности банка, идентификация  традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений  
  Текущая оценка экономических  выгод, операционно--стоимостный  анализ банка и  трансфертное ценообразование  
Организационная устойчивость банка Планирование  деятельности банка: маркетинговая стратегия  и бизнес-планирование подразделений банка  
  Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная  структура; ориентация на услугу или  клиента)  
  Управление  человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие  инновационного потенциала  
Функциональная  устойчивость банка Специализация банка  
  Универсализация банка  
Коммерческая  устойчивость банка Продуктовая политика банка и  функционально--технологическая  поддержка продуктового ряда банка  
  Финансовый  менеджмент клиентуры  банка и его  развитие в инновационное  направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка) или  управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)  
Капитальная устойчивость банка Кредитно--инвестиционная политика банка  
  Эмиссионно--учредительская и фондовая политика банка  
     

Финансовый  менеджмент в коммерческом банке -- это управление процессами формирования и использования  денежных ресурсов. Он тесно связан с  организационно-технологическим  менеджментом -- управлением  банковскими подразделениями, их взаимоотношениями  в различных процессах  банковской деятельности, в том числе  управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно--технологического характера в коммерческом банке большое  значение имеют проблемы информационного  и логико--аналитического обеспечения финансового  менеджмента коммерческого  банка, оптимизации  деятельности коммерческого  банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации  технологических  процессов и организационных  структур. Последние  относятся к проблемам  системного анализа (исследования операций, информатики).

Трехмерный  классификатор финансового  менеджмента в  коммерческом банке  можно представить  в виде схемы трех укрупненных блоков управления процессами формирования и использования  денежных ресурсов.

Фронтальный блок представляет собой  систему управления по разработке комплексных  программ и проектов деятельности банка  с учетом заданных ограничений; методологию  управляющих воздействий; организацию и  управление процессами планирования, систематизации и комплексности  разработок; выдачу принципиальных и  плановых технических  заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и  бизнес--планирование; финансово--экономический  мониторинг и организацию  учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии  менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию  технологических  процессов и внутрибанковских организационных  структур; разработку маркетинговых стратегий  и программ.

Верхний блок представляет собой  набор операционных функций банка, выбранный  им в соответствии с миссией и  концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями  первого (фронтального) блока.

Правый  блок представляет собой  разработку технологических  аспектов деятельности банка в области  продуктовой политики, реинжиринга Реинжиниринг бизнес-процессов -- это фундаментальное  переосмысление и  радикальная перестройка  бизнес-процессов  в целях достижения значительных улучшений  таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса  и скорость функционирования (Майкл  Хаммер). бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

В цели и задачи финансового  менеджмента в  коммерческом банке -- определение рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов  деятельности функционально--технологических  систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка  и управление процессами привлечения и  размещения денежных средств -- не включены следующие блоки  банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная  отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и  создание резервов под  обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные  нормы, введенные  на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних  резервов банка, которые  ему предоставляют  внешние условия  банковской деятельности.

Для реализации целей  финансового менеджмента  необходимо определить основные функции  подсистемы подразделений  коммерческого банка. К этим функциям подсистемы относятся:

Стратегическое  планирование -- определение  перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных  действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача -- данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием  этих условий согласно определенной процедуре.

Моделирование -- использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной  убедить высшее руководство  в эффективности  предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для  оценки текущего и  прогнозного состояния  объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.

Оперативное планирование - определение  рациональных способов решения текущих  финансовых задач  с учетом необходимости  достижения перспективных  финансовых целей  банка.

Мониторинг -- сбор информации о  состоянии объекта  управления и окружающей среды.

Диагностика -- оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих  состояние объекта, плановым показателям  на данный момент времени.

Цель  управления -- обеспечение  надежности объекта  управления.

Отсюда  вытекает третья особенность  и вторая предметная область финансового  менеджмента в  коммерческом банке -- создание продуктового ряда банка. В целях  дальнейшей идентификации  предметной области  финансового менеджмента  рассмотрим понятие "банковская операция" и его  взаимосвязь с  понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский  продукт -- способ оказания услуг клиенту  банка (форма отношений "банк - клиент"); регламент  взаимодействия служащих банка с клиентом при оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных  организационных, информационных, финансовых и юридических  мероприятий, объединенных единой технологией  обслуживания клиента.

Банковская  операция -- система  согласованных по целям, месту и  времени действий, направленных на решение  поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская  услуга -- форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно--кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже  и хранении ценных бумаг, иностранной  валюты и т.д.) клиента  банка.

Продуктовый ряд банка -- банковская продукция.

Простой продукт -- продукт, который  реализуется одним  функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт -- продукт, в  реализации которого могут быть задействованы  несколько подразделений  банка в течение  длительного времени  путем оказания комплексной  услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий  механизм расширения продуктового ряда банка:

выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;

разработка  постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;

разработка  регламента оказания требуемой услуги;

разработка  методики информационного  обеспечения процесса оказания услуги;

решение организационных  вопросов по созданию рабочей группы (в  случае необходимости) для оказания услуги;

решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;

решение вопросов, связанных  с материальным стимулированием  исполнителей услуги и разработчиков  продукта;

Информация о работе Банковский менеджмент