Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание работы

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. При расширении круга банковских операций до уровня, принятого в цивилизованных странах, в эти услуги входят операции с ценными бумагами, кредитными карточками, валютой, помощь в экономии и распространении акций других банков и коммерческих структур, помощь клиентам в рациональном вложении их средств, оценке инвестиционных проектов, лизинг, факторинг и другие услуги. Кроме того, уставной капитал банка может стать резервным фондом для других коммерческих банков.

Работа содержит 1 файл

Банковский менеджмент курсовая.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Финансовый  менеджмент в коммерческом банке, как  и любая система управления, состоит  из двух подсистем:

управляемой, или объекта управления;

управляющей, или субъекта управления. Основной объект управления в финансовом менеджменте в коммерческом банке — денежные средства, находящиеся в деловом обороте коммерческого банка с помощью финансовых операций.

Субъектом управления финансового менеджмента в коммерческом банке являются высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта.

Объект управления — денежные средства банковской клиентуры совершают движение в соответствии с оформленными сделками (договорами). Правовая сторона этого процесса осуществляется непосредственно через субъект управления — коммерческий банк как юридическое лицо. Экономическая сторона процесса основана на финансовых операциях банка (банковских продуктах, операциях, услугах), которые отвечают потребностям объекта управления. В процессе финансового менеджмента в соответствии с объектом, предметом и целью его деятельности денежные потоки банковской клиентуры трансформируются в финансовые операции банка и за счет этого создается добавленная стоимость, обеспечивающая приращение капитала банка.

Процесс трансформации  денежных средств в системе финансового  менеджмента коммерческого банка  проходит через управление финансовыми операциями банка, которые отражаются на его устойчивости. Поэтому в таблице 4 выделены пять блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости. Ниже представлены блоки устойчивости коммерческого банка с пояснениями содержания их функций.

Таблица 4

Финансовая  устойчивость банка
  1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности банка (внешних и внутренних), программирование и стратегия деятельности банка
 
  1. Мониторинг  и анализ деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков на основе балансовых обобщений
 
  1. Текущая оценка экономических выгод, операционно-стоимостный  анализ банка и трансфертное ценообразование
Организационная устойчивость банка
  1. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка
 
  1. Организационное построение банка (линейная, дивизионная, матричная структура; ориентация на услугу или клиента)
 
  1. Управление  человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала
Функциональная  устойчивость банка
  1. Специализация банка
 
  1. Универсализация банка
Коммерческая  устойчивость банка
  1. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка
 
  1. Финансовый  менеджмент клиентуры банка и  его развитие в инновационное  направление деятельности банка  на основе потребностей клиентов (рынка) или управление изменениями (реинжиниринг процессов обслуживания клиентов)
Капитальная устойчивость банка
  1. Кредитно-инвестиционная политика банка
 
  1. Эмиссионно-учредительская и фондовая политика банка

Финансовый  менеджмент в коммерческом банке  — это управление процессами формирования и использования денежных ресурсов. Он тесно связан с организационно-технологическим менеджментом — управлением банковскими подразделениями, их взаимоотношениями в различных процессах банковской деятельности, в том числе управлением персоналом банка. Наряду с проблемами финансового, организационно-технологического характера в коммерческом банке большое значение имеют проблемы информационного и логико-аналитического обеспечения финансового менеджмента коммерческого банка, оптимизации деятельности коммерческого банка как хозяйствующего субъекта и оптимизации технологических процессов и организационных структур. Последние относятся к проблемам системного анализа (исследования операций, информатики).

Трехмерный  классификатор финансового менеджмента  в коммерческом банке можно представить  в виде схемы трех укрупненных  блоков управления процессами формирования и использования денежных ресурсов.

  1. Фронтальный блок представляет собой систему управления по разработке комплексных программ и проектов деятельности банка с учетом заданных ограничений; методологию управляющих воздействий; организацию и управление процессами планирования, систематизации и комплексности разработок; выдачу принципиальных и плановых технических заданий; мониторинг процессов на соответствие планов и заданий, коррекцию планов, экономическое и бизнес-планирование; финансово-экономический мониторинг и организацию учета и отчетности финансовой деятельности банка; разработку стратегии менеджмента персонала, его стимулирования и мотивации; оптимизацию технологических процессов и внутрибанковских организационных структур; разработку маркетинговых стратегий и программ.
  2. Верхний блок представляет собой набор операционных функций банка, выбранный им в соответствии с миссией и концепцией деятельности конкретного банка, которая определена управляющими воздействиями первого (фронтального) блока.
  3. Правый блок представляет собой разработку технологических аспектов деятельности банка в области продуктовой политики, реинжиринга бизнес-процессов обслуживания банковской клиентуры, экспертизы и консалтинга в области сопровождения сложных и интегрированных банковских продуктов и услуг, формализацию технологических средств управления ресурсной базой банка, формализацию и технологическую унификацию проблем банковской клиентуры и потребностей окружающей среды банка, разработку и реализацию технологических средств финансовой деятельности банка и его взаимодействия с клиентами.

Примечание: В цели и задачи финансового менеджмента  в коммерческом банке — определение  рациональных требований и методических основ построения оптимальных организационных  структур и режимов деятельности функционально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, планирование финансовой деятельности банка и управление процессами привлечения и размещения денежных средств — не включены следующие блоки банковской деятельности: бухгалтерский учет и отчетность, валютное регулирование, банковское право, директивная отчетность и управление экономическими нормативами, включая обязательное резервирование и создание резервов под обесценение операций с ценными бумагами и выдаваемых кредитов, так как это - директивные нормы, введенные на уровне государства (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.), и не подлежат управлению с использованием внутренних и внешних резервов банка, которые ему предоставляют внешние условия банковской деятельности.

Для реализации целей финансового менеджмента  необходимо определить основные функции  подсистемы подразделений коммерческого  банка. К этим функциям подсистемы относятся:

  1. Стратегическое планирование — определение перспективных финансовых задач и разработка программы эффективных действий, нацеленных на выполнение этих задач. Задача — данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре.
  2. Моделирование — использование совокупности методов, технологий и инструментальных средств для подготовки информации, способной убедить высшее руководство в эффективности предлагаемых проектов и целесообразности предлагаемых действий, а также для оценки текущего и прогнозного состояния объекта управления. Модель - материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта.
  3. Оперативное планирование - определение рациональных способов решения текущих финансовых задач с учетом необходимости достижения перспективных финансовых целей банка.
  4. Мониторинг — сбор информации о состоянии объекта управления и окружающей среды.
  5. Диагностика — оценка соответствия текущих значений параметров, характеризующих состояние объекта, плановым показателям на данный момент времени.
  6. Цель управления — обеспечение надежности объекта управления.

Отсюда вытекает третья особенность и вторая предметная область финансового менеджмента в коммерческом банке — создание продуктового ряда банка. В целях дальнейшей идентификации предметной области финансового менеджмента рассмотрим понятие "банковская операция" и его взаимосвязь с понятиями "банковский продукт" и "банковская услуга".

Банковский  продукт — способ оказания услуг  клиенту банка (форма отношений "банк – клиент"); регламент взаимодействия служащих банка с клиентом при  оказании услуги, т.е. комплекс взаимосвязанных  организационных, информационных, финансовых и юридических мероприятий, объединенных единой технологией обслуживания клиента.

Банковская  операция — система согласованных  по целям, месту и времени действий, направленных на решение поставленной задачи по обслуживанию клиента.

Банковская  услуга — форма удовлетворения потребности (в кредите, расчетно-кассовом обслуживании, гарантиях, покупке-продаже и хранении ценных бумаг, иностранной валюты и т.д.) клиента банка.

Продуктовый ряд банка — банковская продукция.

Простой продукт  — продукт, который реализуется  одним функциональным подразделением банка путем оказания одной услуги клиенту.

Сложный продукт  — продукт, в реализации которого могут быть задействованы несколько  подразделений банка в течение  длительного времени путем оказания комплексной услуги клиенту.

Под развитием продуктового ряда понимается следующий механизм расширения продуктового ряда банка:

  1. выявление потребностей клиентов в новых банковских услугах;
  2. разработка постановки задачи по созданию продукта, реализация которого обеспечивает оказание требуемой услуги;
  3. разработка регламента оказания требуемой услуги;
  4. разработка методики информационного обеспечения процесса оказания услуги;
  5. решение организационных вопросов по созданию рабочей группы (в случае необходимости) для оказания услуги;
  6. решение вопросов по оценке стоимости оказания услуги;
  7. решение вопросов, связанных с материальным стимулированием исполнителей услуги и разработчиков продукта;
  8. разработка комплекса документации и договора с заказчиком, регламентирующих оказание услуги.

По целевому назначению можно различать следующие классы операций:

  1. Пассивные операции — аккумулирование денежных ресурсов для предоставления банковских услуг;
  2. Активные операции — использование собственных и привлеченных средств для получения текущих и будущих доходов;
  3. Посреднические операции — обслуживание клиентов за комиссионное вознаграждение.

Рассмотрим  более детально структуру предметной области "посреднические операции банка". Для этой цели используем новое понятие "банковская триада", которое определяется следующим образом.

Банковская триада — сочетание трех понятий "продукт – операция – услуга".

Продукт —  регламент (документально оформленная  упорядоченная совокупность правил) выполнения операции по обслуживанию клиента.

Операция  — упорядоченная совокупность действий по удовлетворению заказанной потребности (обслуживанию) клиента.

Услуга —  результат обслуживания клиента (выполнения операции).

По степени  сложности можно выделить три  класса триад - элементарные, комбинированные, интегрированные.

Целесообразность  введения понятия "банковская триада" определяется возможностью с ее помощью  уточнить содержание понятия "банковская технология обслуживания клиентов" и классифицировать множество этих понятий. Схема установления соответствия между понятиями "банковская технология обслуживания клиентов" и "банковская триада" следующая:

Технология = (материал + инструмент + набор действий) -> удовлетворение потребности.

Банковская  технология обслуживания клиентов = (потребности  клиентов + продукты + операции) -> услуги = банковская триада + взаимосвязи между  ее элементами.

Установленное соответствие позволяет классифицировать банковские технологии обслуживания клиентов аналогично банковским триадам на элементарные, комбинированные и интегрированные.

Объектом  реинжиниринга процессов обслуживания клиентов являются комбинированные  и интегрированные банковские технологии обслуживания клиентов.

Предметом деятельности реинжиниринга процессов обслуживания клиента является разработка и реализация индивидуальной интегрированной банковской технологии обслуживания клиентов.

Информация о работе Банковский менеджмент