Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:20, курсовая работа
В работе рассматриваются основные термины и определения аттестации рабочих мест, подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и другие не менее важные проблемы.
Основные цели аттестации рабочих мест по условиям труда: сертификация работ по охране труда на производственных объектах; установление надбавок или скидок в размере 40% к страховым тарифам; обоснование льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда; применение административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда; планирование и проведение мероприятий по охране труда и другие.
Введение
Раздел 1. Теоретические проблемы аттестации рабочих мест
1.1 Основные термины и определения аттестации рабочих мест
1.2 Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда
1.3 Аттестационная комиссия организации
1.4 Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
1.5 Оформление и реализация результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
1.6 Разработка плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации
Раздел 2. Организация рабочих мест в финансовом отделе Управления экономики Харьковской областной администрации
Выводы
Список использованной литературы
Раздел 2. Организация рабочих мест в финансовом отделе Управления экономики Харьковской областной администрации
Таблица 1
Фактически исполняемые обязанности начальника экономического отдела№ п/п Содержание исполняемых обязанностей Экспертная оценка затрат рабочего времени в месяц, %
1 Должностные обязанности или виды деятельности, предусмотренные должностной инструкцией рабочего 70
1.1 Анализ деятельности предприятий всех форм собственности 17,8
1.2 Разработка основных направлений текущего социально-экономического развития территории района 17,2
1.3 Разработка основных направлений перспективного развития территории района 15,1
1.4 Контроль использования территории района 19,9
2
Другие обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией 30
2.1 Помощь в рассмотрении и обобщении проектов и планов предприятий, связанных с перспективным развитием района 13,7
2.2 Анализ поступивших заявлений от населения 6,3
2.3 Подготовка планов работ отдела 10,0
Итого 100
Проанализировав таблицу 1 можно сделать вывод, что начальник экономического отдела наиболее рационально использует свой труд, ответственно относится к исполнению своих обязанностей, поддерживает своих подчиненных дельными советами и помогает им в исполнении их обязанностей.
Таблица 2
Анализ распределения функциональных обязанностей в экономическом отделеНаименование функций, процедур, операций, которые исполняются в подразделении Исполнители
А Б В Г
1 Анализ деятельности предприятий всех форм собственности 28
60
2 Разработка основных направлений текущего экономического развития территории района 37 25
3 Разработка основных направлений перспективного развития территории района 37 77
4 Привлечение субъектов предпринимательской деятельности к участию в социально-экономическом развитии района 52
50
5 Анализ использования территории района
18
6 Контроль использования территории района 13
7 Рассмотрение и обобщение проектов и планов предприятий, связанных с перспективным развитием района
17
8 Принятие и рассмотрение заявлений от населения
45
9 Построение планов работ отдела
18
10 Компьютерный набор текстов, заявлений, откликов
67
11 Разработка электронных таблиц
75
10 Итого, часов в месяц 167 155 155 137
где, А – начальник отдела, Б – заместитель начальника отдела, В – главный специалист, Г – оператор компьютерного набора.
Проанализировав данную таблицу можно сделать выводы, что наибольшую часть обязанностей в этом отделе выполняет начальник отдела А. А наименьшую - главный специалист В.
Таблица 3
Карточка обработки фотографии рабочего дня (фактический и проектный баланс рабочего времени)
№п/п
Наименование затрат времени Усл. обозначения Факт План Увеличение(+) сокращение(-), мин
мин % мин %
1 Подготовительно-завершальный
Тпз 43,2 9 24 5 +19,2
2 Оперативная работа
Топ 345,6 72 427,2 89
-81,6
3 Непродуктивный труд
Тнп 14,4 3 0 0 +14,4
4 Обслуживание рабочего места
Тобс 24 5 19,2 4 +4,8
5 Перерывы, обусловленные недостатками в организации
Тпнт 14,4 3 0 0 +14,4
6 Перерывы, связанные с нарушениями трудовой дисциплины
Тппд 9,6 2 0 0 +9,6
7 Отдых и собственные потребности
Тво 28,8 6 9,6 2 +19,2
Итого
480 100 480 100
Планирование рабочих мест
Рис. 1 Существующее планирование рабочих мест
Условные обозначения:
1 – кресло; 2 – стол оператора компьютерного набора; 3 – письменный стол; 4 – шкаф для одежды; 5 – шкаф для документов; 6 – входная дверь; 7 – окно.
Обстановка кабинета играет очень важную роль для психологического состояния работника. В кабинете должно быть достаточно свободного места как для свободного доступа к шкафам, столам, сейфу так и для осуществления беспрепятственного движения по кабинету.
В данном подразделении обстановка кабинета соответствует стандартам, естественное освещение попадает в кабинет для достаточного освещения, также в кабинете присутствуют источники искусственного освещения.
Для государственных служащих также очень важен интерьер кабинета, температура воздуха, качество освещения как естественного, так и искусственного.
Таблица 4
Рекомендованные параметры при рабочей позе «сидя»№ п/п Наименование параметра Значение, мм
1. Наибольшая высота рабочей поверхности 1200
2. Высота обычного рабочего столу 700-750
3. Наименьшая высота стола 680
4. Высота стула 400-430
Ь. Высота пространства для ног (от пола до нижней поверхности стола) 600
6. Ширина зоны для ног 530
7. Нормальная рабочая зона в горизонтальной площади движения руками (от центра стула) 550
8. Угол зрения по вертикали 38° ±6°
Рабочее место делится на рабочую зону (зону досягаемости) и вспомогательный простор.
Зона досягаемости – это расстояние в трехмерном пространстве, в рамках которого работник может делать работу не перемещаясь. Нормативные размерные соотношения при позе "сидя" показаны в таблице 4.
Техническое оснащение рабочих мест в подразделении
Для эффективной работы также важно техническое оснащение рабочего места.
В таблице 5 показан уровень оснащения рабочих мест экономического отдела.
Таблица 5
Оснащение рабочих мест финансового отдела№ п/п Наименование оборудования Количество
1
Оснащение рабочего места оператора компьютерного набора:
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
компьютер
принтер
сканер
калькулятор
настольная лампа
телефон
1
1
1
1
1
1
2
Оснащение рабочего места начальника отдела:
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
телефон внутренний
телефон-факс
настольная лампа
калькулятор
приемник
1
1
1
1
1
3
Оснащение рабочего места заместителя начальника
3.1 телефон 1
3.2 калькулятор 1
3.3 настольная лампа 1
4
Оснащение рабочего места главного специалиста
4.1 калькулятор 1
4.2 настольная лампа 1
С таблицы можно сделать вывод, что уровень технического оснащения данного подразделения является достаточным для эффективной работы и главного специалиста и оператора компьютерного набора.
Интерьер рабочего помещения
Интерьер – архитектурное и художественное оформление внутренних помещений сооружения. Главное требование к оформлению интерьера рабочего места менеджера – это объемно-пространственное объединение всех его составляющих: планирования и архитектурно-строительного оформления комнаты, рабочей мебели, другого оснащения.
Особенное значение имеют характеристики и цветовая гамма облицовочных материалов служебного помещения, которые обязаны выполнять физиологическую, психологическую и эстетическую функции.
В данном подразделении имеют место бежевые тона облицовочных материалов и успокаивающая цветовая гамма, которая приятна для глаз и расслабляет психологически. Данная обстановка располагает служащих к работе.
Климатические условия труда
характеристика освещения: в отделе имеется 3 окна площадью по 1,5 м2 и 1 окно 2,5 м2, 4 настольные лампы. Такого освещения достаточно для плодотворной работы всех работников отдела;
уровень шума: в отделе стоят окна из шумопоглощающего материала, основной источник шума – автотранспорт, так как здание находится в центре города;
организация воздухообмена: помещения проветриваются регулярно, существует вытяжная вентиляция, помещение изолированно от источников загрязнения;
режим температуры в отделе – 22-23°С, влажность – 40-60%, это наиболее лучшая температура и влажность в административных помещениях.
Выводы
С рассмотренной работы видно что:
подготовка к аттестации рабочих мест заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявления опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров;
для проведения аттестации издается приказ, в соответствии с которым создается в организации аттестационная комиссия, назначаются председатель и члены комиссии, а также ответственный за составление, ведение и хранение документации по аттестации рабочих мест, определяются сроки и графики проведения работ;
при аттестации рабочего места оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность трудового процесса. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений, аккредитованными в установленном порядке специализированными лабораториями. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и проходить государственную поверку в установленные сроки. Инструментальные измерения оформляются протоколами, форма которых устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора. Аналогичными протоколами оформляются тяжесть и напряженность трудового процесса.
Установлено четыре класса условий труда: 1-й класс – оптимальные условия труда, 2-й – допустимые, 3-й – вредные и 4-й – опасные. При отнесении условий труда к 1-му и 2-му классу рабочее место признается аттестованным, при отнесении к 3-му классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным, а при отнесении условий труда к 4-му классу (опасному) рабочее место признается неаттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.
По результатам аттестации заполняется ведомость рабочих мест по подразделениям и сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по условиям труда по организации. Итоги аттестации оформляются протоколом, к которому прилагаются карты аттестации рабочих мест, ведомости и план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.
Список использованной литературы
1. Колот А.М. Мотивація, стимулювання й оцінка персоналу. – К.: КНЕУ, 1998.
2. Маскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992.
3. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент: Курс лекций. – К.: МАУП, 2001.
4. Подоровская М.М. Организация труда: Конспект лекций. – К.: МАУП, 2001.
5. Дячун О.В. Організація, нормування та оплата праці: Навч. посібник. – Львів, 2001.
6. Любимов Л.Л., Раннева Н.А. Основы экономических знаний. // М.: Вита-Пресс, 1997.
7. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. // М.: Дело. 1998.
8. Официальный сайт облгосадминистрации: www.kharkivoda.gov
9. www. rumbler
10. www. ukr