Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 21:31, реферат
Термин "антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие же которое не соответствует "окружающей среде" должно либо приспособится и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
Глава I Антикризисное управление: цели и содержание
§1 Понятие антикризисного управления
§2 Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии
§3 Правовые основы антикризисного управления
§4 Основные направления антикризисного управления при угрозе банкротства
Глава II Подходы к выводу предприятия из кризиса
§1 Механизмы финансовой стабилизации
§2 Антикризисное управление предприятием на примере АО "Автогенмаш"
Рост инфляции;
Нестабильность налоговой системы;
Нестабильность
регулирующего
Снижение уровня реальных доходов населения;
Рост безработицы.
Рыночные факторы
Снижение емкости внутреннего рынка;
Усиление монополизма на рынке;
Нестабильность валютного рынка;
Рост
предложения товаров-
Прочие внешние факторы
Политическая нестабильность
Стихийные бедствия
Ухудшение криминогенной ситуации
Внутренние
факторы возникновения кризиса:
Управленческие
высокий уровень коммерческого риска;
недостаточное знание конъюнктуры рынка;
неэффективный финансовый менеджмент
плохое управление издержками производства;
отсутствие гибкости в управлении;
недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности
Производственные
Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
Устаревшие и изношенные основные фонды;
Низкая производительность труда;
Высокие энергозатраты;
Перегруженность объектами социальной сферы.
Рыночные
Низкая
конкурентоспособность
Зависимость
от ограниченного круга
Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии10, которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в неденежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.
Именно
неэффективность управления
Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
Низкий
уровень ответственности
Борьба
предприятий за выживание в
кризисных условиях потребует
взаимосвязи организационных,
Итак,
можно сделать следующий вывод,
§3 Правовые основы антикризисного управления
Как мы выяснили выше антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
В
самом законе
Понятно,
что кредиторы и налоговые
органы обращаются в
Отметим, что если обращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем если такое заявление вовремя непредъявлено, то это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим через месяц после того как это заявление должно быть подано, т.е. фактически по всем новым обязательствам взятым на себя должником.
При
рассмотрении дела о
наблюдение;
внешнее управление;
конкурсное производство;
мировое соглашение.
Процедура внешнего управления вводимая в рамках судебного разбирательства дела о банкротстве предприятия как нельзя ближе соответствует духу антикризисного управления.
Так,
согласно Федеральному закону
№6-ФЗ от 08.01.98г. "О несостоятельности
(банкротстве)" статья 2 главы I "внешнее
управление (судебная санация) - процедура
банкротства, применяемая к
Присутствует
и жесткое ограничение по
Таким образом действия внешнего управляющего в рамках процедуры внешнего управления можно смело назвать антикризисным управлением.
Рассмотрим остальные судебные процедур банкротства.
Так, "наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника", т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия.
"конкурсное
производство - процедура банкротства,
применяемая к должнику, признанному
банкротом, в целях
Отмечу, что конечно же антикризисное управление может происходить и вне рамок процедур банкротства предприятия. Тем более, что и закон о банкротстве допускает возможность проведения, так называемой, досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с, так называемой, судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники предприятия, которые своей целью ставят собственно избежание процедур банкротства, т.к. в этом случае они зачастую теряют контроль за деятельностью предприятия, а процедуру внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.
И,
наконец, мировое соглашение - это
договоренность о прекращении
дела о банкротстве между
Мировое
соглашение может содержать
об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
об уступке прав требования должника;
об исполнении обязательств должника третьими лицами;
о скидке с долга;
об обмене требований на акции;
об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации.
Можно
сказать, что заключение
Рассмотрим
некоторую статистику
В
1996 г. в арбитражные суды
Рассмотрим к каким последствия ведет введение процедуры внешнего управления.
Согласно Статьи 69 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" говорится, что: "С момента введения внешнего управления:
руководитель должника отстраняется от должности, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
прекращаются
полномочия органов управления должника
и собственника имущества должника
- унитарного предприятия, полномочия
руководителя должника и иных органов
управления должника переходят к
внешнему управляющему, за исключением
полномочий, переходящих в соответствии
с настоящим Федеральным
снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;