Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 01:30, контрольная работа
В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не
наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении
всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается
циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов,
изменяются человек, его потребности и интересы.
1. Что такое антикризисное управление?
2. Роль инноваций в антикризисном управлении.
масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в
долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных
возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.
Чем выше уровень инновационного потенциала предприятия, тем успешнее оно
избегает возможных кризисных ситуаций. Инновационный потенциал предприятия
определяется как техническими факторами, так и управленческими. К ним
относятся:
·
сложившийся ранее уровень
· состояние механизма и системы управления;
· тип и ориентация организационной структуры;
·
тенденции экономической и
·
понимание потребности в
ним персонала и т.д.
На уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние
факторы, представленные на рис. 2.
Факторы, способствующие разработке нововведений
Факторы, не способствующие
разработке нововведений
1. Сохранение и
расширение производственной
2. Сокращение затрат
3. Реализация нужд
и предложений потребителя
4. Повышение научно-технического
потенциала специалистов
5. Имидж корпорации
1. Высокие затраты,
связанные с разработкой и
внедрением нововведений
2. Длительные сроки
между разработкой
3. Большая неуверенность
в успехе
4. Непатентоспособность
нововведения
5. Трудности в
сохранении доли на рынке
6. Отсутствие необходимых
ресурсов и квалифицированных
кадров
Рис. 2 Факторы, оказывающие
на разработку нововведений
Перечислены причины, способствующие и затрудняющие разработку нововведений в
организации, инновационные
способности которой
размерами, величиной капитала, развитием производственной базы и др., но и
уровнем научно-технического и управленческого потенциала специалистов.
Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:
·
организация специальной
· поиск этой группой разнообразных источников информации, как внутри-,
так и внефирменных;
·
использование разнообразной
творческой активности работников;
·
поощрение и поддержка
на всех уровнях
с помощью специальных
· поощрения принятия решений по отбору и внедрению нововведений на
коллективной основе;
· четкая стратегия управления нововведениями.
Если первые пять
признаков характеризуют
на работу с персоналом, то шестой отражает необходимость существования четко
сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе
создает необходимые
условия для генерирования
Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами
предпринимательского управления, она требует от руководителя способности
предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода,
воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в
сложных системах – способность определения приоритетов. Ответственность за
инновационную стратегию, определяющую выживание предприятия, лежит на плечах
управляющих. Задача высшего руководства в этой связи состоит в том, чтобы
выявлять управленческий потенциал, необходимый для конкретных условий
функционирования организации, систематически просматривать свои внутренние
«запасы» управленческих талантов, определять масштабы и цели необходимой
управленческой подготовки и выделять соответствующие ресурсы.
В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:
· адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную
реакцию на изменение рыночную условий в целях сохранения своих позиций на
рынке, т.е. в целях выживания;
· конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного
пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.
Адаптивную стратегию характеризует концентрация усилий на частичных
изменениях, дополнительных улучшениях существующих продуктов, рынков,
технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной
организации путей достижения успеха. Такая стратегия лишает организацию
возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные
возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает
ее, стратегию, весьма предсказуемой для конкурентов.
Конкурентная стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы
двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая
складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует
постоянной инновационности, самосовершенствования организации через
постоянную оценку
и экспериментирования в
проблем.
Создание новых инновационных структур – одна из основных задач
экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран.
Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых
экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического
спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест,
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в
условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии
механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения
коммерческого успеха.
Эффективное управление
инновационным процессом
организационно-экономических механизмов. Это, в первую очередь, связано с
условиями неопределенности, которые характерны для инновационной
деятельности. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных
инновационных решений может оказаться слишком высока или новая продукция
потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности
инвестиций зависит
от вероятности коммерческого
быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей
инновационный процесс.
Инновационная инфраструктура представляет собой организационную,
материальную, финансово-кредитную, информационную базу для создания условий,
способствующих эффективному
распределению средств и
развития инновационной деятельности, технологического трансферта,
коммерциализации научно-технической продукции.
Одним из позитивных факторов развития инновационных структур является
создание предприятий малого и среднего бизнеса, что помогает решать проблему
занятости и социальной стабильности общества и в целом способствует решению
задач инновационной политики в рамках антикризисного управления.
Список используемой
1. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.:
ИНФРА-М, 2003.
2. Лунев
В.Л. Тактика и стратегия
1997.
3. Поршнев А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. М.:
РИЦЛО «Мегаполис-Контакт», 1993.
4. Теория
и практика антикризисного
Беляева и В.И. Кошкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.
5. Шредер
Г.А. Руководить сообразно
«Интерэкспорт», 1994.