Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 01:30, контрольная работа

Описание работы

В любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не
наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении
всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается
циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов,
изменяются человек, его потребности и интересы.

Содержание

1. Что такое антикризисное управление?
2. Роль инноваций в антикризисном управлении.

Работа содержит 1 файл

антикризисное управление.docx

— 29.39 Кб (Скачать)

4. Для антикризисного  управления особое значение имеет  перспективность,

возможность выбрать  и построить рациональную стратегию  развития.

Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными

являются следующие:

·        предупреждения кризиса, подготовки к  его появлению;

·        выжидания зрелости кризиса для  успешного решения проблем его

преодоления;

·        противодействия кризисным явлениям, замедления его процессов;

·        стабилизации ситуаций посредством  использования резервов,

дополнительных ресурсов;

·        рассчитанного риска;

·        последовательного вывода из кризиса;

·        предвидения и создания условий  устранения последствий кризиса.

Развитие управления должно сопровождаться повышением его  эффективности. В

свою очередь, повышение  эффективности управления определяется ростом его

потенциала, т.е. возможностью позитивных изменений, наличием необходимых

ресурсов и условий  их использования. В тенденциях изменения  потенциала и

эффективности управления также кроются опасности кризиса.

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным

или более эффективным. Эффективность антикризисного управления

характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации  или позитивного

использования кризиса  в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно

оценить такую эффективность  в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно

при анализе и  общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность

антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его

анализировать и  успешно осуществлять.

     Профессионализм  антикризисного управления и  специальная подготовка. Такой

профессионализм рождается  в процессах специального обучения, целенаправленного

аккумулирования опыта  и развития искусства управления в критических ситуациях.

     Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной

подготовки. Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство

управления является решающим фактором выхода из кризиса  или его смягчения.

     Методология  разработки рискованных решений.  Такая методология должна быть

создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества

управленческих решений, как своевременность, полнота отражения  проблемы,

конкретность, организационная  значимость.

     Научный  анализ обстановки, прогнозирование  тенденций. Видение будущего и

не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет

постоянно держать  в поле зрения все проявления приближающегося  или проходящего

кризиса.

     Корпоративность  – это понимание и принятие  всеми работниками целей

организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый

вид интеграции всех деловых, социально-психологических  и организационных

отношений, это внутренний патриотизм и энтузиазм.

     Лидерство.  Опора на лидерство может сыграть  решающую роль в преодолении

кризиса или его  смягчении. Но для этого необходимы поиск и проектирование

лидерства. Это звучит необычно, но будет понятно, если иметь  в виду, что

лидерство – это  не только личность менеджера, но и  характеристика всей системы

управления, характеристика организации управления.

     Оперативность  и гибкость управления. В кризисных  ситуациях часто

возникает потребность  в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах,

изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса.

Инерционность в  этом случае может играть отрицательную  роль.

     Стратегия  и качество антикризисных программ. Во многих ситуациях возможна

потребность в изменении  стратегии управлении и в разработке специальных

программ антикризисного развития. От этого не может не зависеть антикризисное

управление.

     Человеческий  фактор. Для антикризисного управления  необходимо иметь в

виду, что существует понятие антикризисной команды  – ближайших помощников

антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и

способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного

управления.

     Система  мониторинга кризисных ситуаций. Она представляет собой специально

организованные действия по определению вероятности и  реальности наступления

кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания. Весьма

эффективными здесь  могут быть использование компьютеров  и работа

специализированных  операторов.

                Роль инноваций в антикризисном  управлении.               

Любая социально-экономическая  система достигает успеха в своей  деятельности,

если она находится  в состоянии последовательного  и неуклонного развития.

Развитие – это  приобретение нового качества, определяющего  усиление и

устойчивость жизнедеятельности  организации, ее рост. Как бы успешно  она ни

функционировала, но если ее руководство не нацелено на освоение новых

технологий, позволяющих  производить новые виды продукции  более высокого

качества и с  наименьшими затратами, она через  определенный промежуток времени

рискует стать неконкурентоспособной. А это означает ослабление позиций  на

рынках сбыта, потерю потребителей продукции и снижение размеров прибыли. Все

это способствует возникновению  кризисной ситуации в организации  и может

послужить причиной банкротства.

Особенно актуальна  эта проблема для экономики нашей  страны, переживающей

переход к рыночным отношениям. Сложившаяся в настоящее  время ситуация в

российской экономике  характеризуется общим спадом производства и

конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства

товаропроизводителей  в проведении инновационных мероприятий, а также

практически полным отсутствием у государственных  структур целостной

инновационной политики.

Кризис в экономике  страны усугубляется инновационным  кризисом, который

проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения

новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании  деятельности

исследовательских творческих коллективов. С учетом этого  поиск возможных

решений проблем  управления инновационными процессами становится одной из

важнейших задач  антикризисного управления.

Вместе с тем  характер и особенности развития инновационных процессов

определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности

развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых

осуществляется в  рамках теории нововведений начиная с момента ее

возникновения. Кроме  того, важен такой элемент антикризисного развития, как

оценка возможностей эффективного использования в отечественной  практике

мирового опыта  управления в целом и инновационными процессами в частности.

Известный американский экономист Эдвард Деминг изложил в своей книге

программу управления корпорацией в условиях жесткой  конкуренции. Суть этой

программы представлена в сформулированных 14 принципах, следовать которым он

призывает руководство  компаний. Вот некоторые из них:

·        сделайте так, чтобы стремление к  совершенствованию товара или услуги

стало постоянным;

·        постоянно совершенствуйте систему  производства и обслуживания, чтобы

повышать качество и производительность;

·        сформируйте систему эффективного руководства;

·        внедрите обширную программу повышения  квалификации и

самосовершенствования.

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с  формированием эффективной

системы инновационного управления предприятием, позволяющей  ему

функционировать, избегая  кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в

своей отрасли.

Наибольший вклад  в развитие теории инновации принадлежит, по мнению

специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу

экономического роста  составляют нововведения. В соответствии с классификацией

Й. Шумпетера понятие «нововведения» рассматривается, как:

1)     изготовление  нового, т.е. еще неизвестного  потребителям;

2)     внедрение  нового, т.е. неизвестного метода (способа) производства;

3)     освоение  нового рынка сбыта;

4)     получение  нового источника сырья или  полуфабрикатов.

В условиях общего ускорения  научно-технического прогресса, глобализации и

интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое  сопровождается

сокращением сроков действия конкурентных преимуществ  и необходимостью

разделения рынка  на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится

ключевым фактором успеха, если не единственным средством  выживания. А

стратегическое управление нововведениями – важнейшей задачей  антикризисной

политики предприятия, выполнение которой во многом зависит  от качества

принимаемых инновационных  решений, от возможности находить такие  решения,

которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение

поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии

такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей

инновационного процесса, учитывать степень новизны нововведений, их

потенциал, ресурсные  возможности предприятия.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных  ресурсов,

основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и

технологическое освоение масштабного производства новой  продукции, особая

роль здесь принадлежит  управленческому персоналу, его  способности

разрабатывать и  принимать инновационные решения.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от

уровня инновационного потенциала предприятия – его  возможности в

достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных

Информация о работе Антикризисное управление