Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Государственная поддержка антикризисного управления, проводимого в основном самими убыточными, неплатежеспособными предприятиями, может проявляться в разнообразных формах, т.е. включать налоговые льготы, структуризацию долга, гарантии для получения банковского кредита, содействие расширению рынков сбыта, предоставление государственных заказов. Частное предприятие вправе рассчитывать на помощь при выходе из кризиса со стороны собственника и заинтересованных ор¬ганизаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Инструменты антикризисного управления……………………………..6
1.1. Антикризисная программа……………………………………………………6
1.2. Реструктуризация……………………………………………………………...8
1.3. Система механизмов и мероприятий по финансовой стабилизации……...15
Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий………………………………18
2.1. Модели восстановления платежеспособности……………………………..18
2.2. План финансового оздоровления……………………………………………27
Заключение………………………………………………………………………...30
Список литературы:……………………………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ антикризисное управление.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

    1. Устранение неплатежеспособности. В какой бы степени не оценивался по результатам диагностики банкротства масштаб кризисного состояния предприятия, наиболее неотложной задачей в системе мер финансовой его стабилизации является восстановление способности к осуществлению платежей по своим неотложным финансовым обязательствам с тем, чтобы предупредить возникновение процедуры банкротства.

    2. Восстановление финансовой устойчивости (финансового равновесия). Хотя неплатежеспособность предприятия может быть устранена в течение короткого периода за счет осуществления ряда аварийных финансовых операций, причины, генерирующие неплатежеспособность, могут оставаться неизменными, если не будет восстановлена до безопасного уровня финансовая устойчивость предприятия. Это позволит устранить угрозу банкротства не только в коротком, но и в относительно более продолжительном промежутке времени.

    3. Обеспечение финансового равновесия  в длительном периоде. Полная  финансовая стабилизация достигается  только тогда, когда предприятие  обеспечило длительное финансовое равновесие в процессе своего предстоящего экономического развития, т.е. создало предпосылки стабильного снижения стоимости используемого капитала и постоянного роста своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в отдельные параметры финансовой стратегии предприятия. Скорректированная с учетом неблагоприятных факторов финансовая стратегия предприятия должна обеспечивать высокие темпы устойчивого роста его операционной деятельности при одновременной нейтрализации угрозы его банкротства в предстоящем периоде.

    Каждому этапу финансовой стабилизации предприятия  соответствуют определенные ее внутренние механизмы, которые в практике финансового  менеджмента принято подразделять на оперативный, тактический и стратегический.

    Используемые  вышеперечисленные внутренние механизмы  финансовой стабилизации носят «защитный» или «наступательный» характер.

    Оперативный механизм финансовой стабилизации, основанный на принципе «отсечения лишнего», представляет собой защитную реакцию предприятия на неблагоприятное финансовое развитие и лишен каких-либо наступательных управленческих решений.

    Тактический механизм финансовой стабилизации, используя  отдельные защитные мероприятия, в  преимущественном виде представляет собой наступательную тактику, направленную на перелом неблагоприятных тенденций финансового развития и выход на рубеж финансового равновесия предприятия.

    Стратегический  механизм финансовой стабилизации представляет собой исключительно наступательную стратегию финансового развития, обеспечивающую оптимизацию необходимых финансовых параметров, подчиненную целям ускорения всего экономического роста предприятия.

    Ускоренная  ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

    - ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;

    - ускорения инкассации дебиторской задолженности;

    - снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;

    - увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;

    - снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей;

    - уценки трудноликвидных видов запасов товарно-материальных ценностей до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации и других.

    Ускоренное  частичное дезинвестирование в необоротных активов, обеспечивающее рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:

    - реализации высоликвидной части долгосрочных финансовых инструментов инвестиционного портфеля;

    - проведение операций возвратного лизинга, в процессе которых ранее приобретенные в собственность основные средства продаются лизингодателю с одновременным оформлением договора их финансового лизинга;

    - ускоренной продажи неиспользуемого оборудования по ценам спроса на соответствующем рынке;

    - аренды оборудования, ранее намечаемого к приобретению в процессе обновления основных средств и других.

 

     Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий

    2.1. Модели восстановления  платежеспособности

    В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.

    В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.

    Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

    Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

    Банкротства производств, выпускающих продукцию  с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.

    Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное  преодоление кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.

    В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:

    - неэффективное управление;

    - неразвитость маркетинговых, финансовых служб;

    - недостаточное планирование;

    - неудачу проникновения на ключевые рынки;

    - недостаточное обновление продукции;

    - ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;

    - низкие стимулы для сохранения ценных кадров;

    - нехватку управленческих информационных систем;

    - отсутствие своевременной внутренней отчетности;

    - недостаточную капитализацию доходов;

    - избыточный долг.

    Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.

    Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.

    Этапы проведения процедуры наблюдения. В  настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.

    С момента принятия арбитражным судом  заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы.

    Первый  этап. Проведение инвентаризации всего  имеющегося у предприятия имущества.

    Директор  предприятия должен издать приказ о  проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.

    Особенностью  проведения инвентаризация при арбитражном  управлении является необходимость создания такого количества комиссий, при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.

    Выявленные  при инвентаризации расхождения  фактического наличия имущества  с данными бухгалтерского учета  регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:

    - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

    - убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;

    - недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.

    Второй  этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику.

    Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.

    Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.

    Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.

    Третий  этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.

    Выявленным  по результатам инвентаризации дебиторам  направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости  от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.

    Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

    Основными элементами финансово-экономического анализа являются:

Информация о работе Антикризисное управление