Анализ товара по стадиям жизненного цикла

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 17:26, реферат

Описание работы

Товар - одна из важнейших категорий экономики в целом и рыночной экономики как таковой. Все мы живём в мире товаров, каждый день мы приобретаем товары для удовлетворения своих вечно растущих потребностей, каждый день мы продаем товар. И это утверждение верно не только по отношению к предпринимателям, которые занимаются непосредственно производством и реализацией товаров.

Содержание

Введение
Этапы жцт
Виды жцт
Матрица гкб
Авс анализ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 73.45 Кб (Скачать)

 


Рис.6: Кривая ЖЦТ "Возобновление".

"Гребешковая" кривая состоит из последовательного ряда циклов, являющихся следствием открытия новых характеристик товара, новых способов его использования. Хорошим примером такого ЖЦТ служит препарат аспирин. 10 августа 1897 года Феликс Хоффман, работавший в лабораториях фирмы Bayer AG, первый раз получил образцы ацетилсалициловой кислоты в форме, возможной для медицинского применения. Уже в 1899 году первая партия этого лекарства появилась в продаже. Изначально был известен лишь жаропонижающий эффект аспирина, позднее выяснились также его болеутоляющие и противовоспалительные свойства. В первые годы аспирин продавался как порошок, а с 1904 года в форме таблеток. В 1983 году в медицинском журнале New England Journal of Medicine появилась публикация исследования, в котором доказано новое важное свойство препарата — при его использовании во время нестабильной стенокардии в 2 раза уменьшается риск такого исхода заболевания как инфаркт миокарда или смерть.

Такая кривая приведена на рисунке 7.


Рис. 7: Гребешковая кривая ЖЦТ.

 

 

 

 

 

Матрица БКГ.

 

Эффективная ассортиментная политика предусматривает выпуск широкой  гаммы изделий, одновременно включающей в оптимальном соотношении изделия, разные по проходимым ими стадиям  жизненного цикла, но одновременно находящиеся  на рынке. Широкая ассортиментная гамма  продукции укрепляет позиции аптечной организации на рынке и расширяет объём продаж. При этом очень важным является сочетание различных товаров с точки зрения их прибыльности, так как товары разных стадий ЖЦ требуют разных инвестиций и приносят разную прибыль. Задача аптеки состоит в том, чтобы сформировать оптимальный товарный ассортимент (портфель), в котором сбалансированы инвестиции и доход фирмы. Для решения этой задачи используют матрицу Бостонской консультационной группы (сокращённо матрица БКГ). Эта матрица, позволяет определить место товара на рынке (рыночную позицию фирмы) в зависимости от принадлежащей ему относительной доли (отношение доли товара данной фирмы к соответствующей доле основного конкурента) и темпов роста рыночного спроса. Это самая популярная схема портфельного анализа бизнеса компании, позволяющая принимать важные решения в области ассортиментной политики, выбирать свои стратегические единицы бизнеса. Любая организация хотела бы работать на растущем рынке и предлагать товары, захватившие его наибольшую долю.

Матрица имеет 4 сектора: высокие  и низкие темпы роста рынка  при большой или маленькой  доле рынка, принадлежащей данным товарам. В каждом секторе находятся товары, прозвище которым дано в соответствии с их нынешним положением и перспективами. Схематично эта матрица представлена на рисунке 8.

 



 

Рис.8: Матрица БКГ.

 

"Трудные дети" - товары, только выходящие на рынок  и имеющие сложное положение.  Складывается ситуация "либо-либо": либо наращивать усилия и становиться  популярным, либо уходить с рынка.  Хотя их продажи растут, как  правило, для наращивания усилий  предприятию не хватает собственных  средств, поскольку занимаемая  доля рынка, слабая рыночная  позиция не обеспечивает получения  необходимой прибыли. Поэтому  товарам этого сектора нужна  финансовая поддержка. Инвестиции  в эти товары призваны обеспечить  будущие прибыли предприятия.  Такова позиция товара на стадии  внедрения на рынок.

 

"Звёзды" - пользующиеся  быстро растущим спросом товары, лидирующие на рынке, приносящие  значительные доходы. Однако большую  часть этих доходов нужно тратить  на поддержание отличительного  преимущества и лидирующего положения.  Отсюда эти товары лишь частично  перекрывают затраты на производство  и продажу, требуют дополнительных  инвестиций. Товары этого сектора  находятся в стадии роста и  укрепления позиций на рынке.

"Дойные коровы" - товары, активно продающиеся на рынке  и дающие большие прибыли. Прибылей  значительно больше, чем необходимо  для поддержания достигнутой  рыночной доли. Этот финансовый  избыток направляется на финансовую  поддержку "трудных детей"  и "звёзд". Положение товаров  этого сектора устойчиво и  соответствует стадии зрелости.

"Собаки" или "неудачники" - товары, уже не пользующиеся  повышенным спросом и не имеющие  явных перспектив развития. Они  занимают наихудшее положение:  прибылей не приносят, но требую  средств для поддержания своего  положения. Эти товары только  оттягивают на себя финансовые  ресурсы компании. Они подлежат  постепенному выводу с рынка,  при принятии специальных маркетинговых  мер по реабилитации товаров  могут перейти в другие, более  перспективные товарные группы. В таком слабом положении оказываются  товары. Успешно прошедшие первые  три и оказавшиеся уже на  стадии спада, или товары, которые  рынок не принял на стадии  внедрения.

Проведя с помощью матрицы БКГ анализ товарного ассортимента, руководство предприятия может увидеть, насколько он сбалансирован (оптимален), и принять решение о будущей судьбе товаров (начать расширение отдельных групп либо же, наоборот, сузить некоторые из них) и соответственно о капиталовложениях по каждому из продуктов. Практика показала, что наиболее оптимальным товарный портфель является тогда, когда большую часть его составляют так называемые "дойные коровы" и "звёзды", а также некоторое количество "трудных детей", которые обеспечивают проникновение в новые сферы рынка. "Собаки", которые являются обузой, должны своевременно выводиться из товарного ассортимента аптеки.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АВС-анализ.

 

ABC-анализ (анализ Парето ) — метод оценки структуры расходов, произведенных на лекарственное обеспечение. АВС-анализ позволяет определить наиболее дорогостоящие направления расходов (лекарственные средства).

Для проведения ABC-анализа  все выписанные лекарственные средства ранжируются в порядке убывания затрат на три группы:

«A» — наиболее затратные ЛС, на которые в сумме ушло 80% затрат,

«B» — менее затратные, на которые ушло 15% затрат,

 «C» — наименее затратные (5% затрат).

На основании результатов  ABC-анализа можно принимать административные и управленческие решения, определять программу целенаправленных вмешательств для улучшения использования лекарственных средств, обновлять ограничительный перечень лекарственных средств (исключать/включать лекарственные средства) разрабатывать программы повышения квалификации с выделением групп, заболеваний и подпрограммы по отдельным заболеваниям и группам лекарственных средств.

 Лекарственные средства  из группы A становятся приоритетными, в отношении которых следует проявлять наибольшие усилия по обучению врачей клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии, а также по внедерению программ оценки использования лекарственных средств и фармако-экономическому контролю. ABC-анализ можно проводить как по международным непатентованным наименованиям (МНН), так и по торговым наименованиям (ТН) лекарственных средств. ABC-анализ в государственных программах лекарственного обеспечения позволит просчитать финансовые последствия добавления или исключения различных лекарственных средств в/из Перечня лекарственных средств (как по международным непатентованным названиям, так и по торговым).

Совместно с АВС-анализом необходимо проводить VEN-анализ. VEN-анализ позволяет оценить рациональность (разумность) расходования финансовых средств. Для этого все выписанные пациентам лекарственные средства делят на три категории: V (англ. vital, жизненно-важные), E (англ. essential, необходимые), N (англ. non-essential, неважные). VEN-анализ позволяет оценить, лекарства какой категории преобладают в использовании.

Результаты ABC/VEN-анализа  в масштабах страны позволят провести оценку эффективности реализации государственных  программ лекарственого обеспечения  в целом с позиций клинической  фармакологии и принципов рациональной фармакотерапии. Необходимо выявить  лекарственные средства, входящие в  категорию A (наиболее затратные), при  этом не имеющие доказательств эффективности  и безопасности (категория N VEN-анализа). Эти сведения позволят сделать научно обоснованные рекомендации по включению или исключению определенных лекарственных средств из Перечней лекарственных средств по МНН и по ТН.

ABC/VEN-анализ — методология  оценки рациональности использования  денежных средств на лекарственное  обеспечение, признанная эффективной  в мировой практике лекарствоведения  и рекомендованная Всемирной  Организацией Здравоохранения к  повсеместному применению.

Проведение ABC/VEN-анализа  обеспечивает достаточную степень  объективности при анализе расходов на лекарственное обеспечение и  помогает свести к минимуму затраты  и устранить грубые искажения, возникавшие  ранее в процессе закупок.

Одним из важных параметров контроля финансовых и трудовых затрат, связанных с закупками лекарственных  средств является размер заказа. При  установлении объема заказов, целью должно быть снижение до минимума их числа в год, позволяющее получить наибольшую прибыль, и одновременно сокращение запасов лекарственных средств. Это кажущееся противоречие задач может быть устранено посредством АВС-анализа. АВС-анализ распределяет лекарственные средства по трем группам в соответствии с их годовым потреблением. Такое распределение позволяет выделить группу препаратов класса А, как наиболее значимых для включения в программу оценки использования лекарственных средств. Для проведения АВС анализа требуется лишь наиболее свежая информация о стоимости единиц товара и числе ежегодно потребляемых единиц. Анализ позволяет определить относительно небольшое число наименований лекарственных препаратов, на приобретение которых расходуется основная часть средств. Результаты анализа могут быть использованы для снижения затрат и повышения эффективности путем планирования схем закупок, установления графика доставок, поиска наиболее низкой стоимости единицы товара, управления запасами, мониторинга сроков годности.

АВС-анализ — это распределение  лекарственных препаратов по трем классам  в зависимости от объемов их потребления  на протяжении какого-либо определенного  периода (стоимость единицы препарата  умножают на количество его упаковок).

Класс А — доля лекарственных  средств, на которую расходуется  основной (80%) объем лекарственного бюджета.

Класс В — средняя группа лекарственных средств, затраты  на которые составляют 15% от всех расходов.

Класс С — в совокупности на эту часть лекарственных средств  расходуется не более 5% общей суммы  расходов, оставшаяся часть ассортимента лекарственных средств с низкой частотой использования.

АВС-анализ позволяет получить точную и объективную картину товарооборота и расходов на лекарственные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ товарооборота по структуре  позволяет «вычертить» жизненный  цикл товара и определить стадию, на которой находится товар, принять  меры к снижению потерь, связанных  со спадом реализации отдельных ассортиментных групп, и разработать предложения  по формированию ассортиментного портфеля.

Глава 11. Практическая часть.

Для проведения АВС-VEN анализа  были предприняты следующие шаги:

    • Присвоение каждому лекарственному препарату зарегистрированных в перечне ДЛО V (жизненно важный), E (необходимый) и N (не важный) кодов.
    1. Алгоритм проведения сплошного АВС/VEN-анализа.
    1. Создать запрос, включающий:
      1. Торговое название лекарственного препарата
      2. Цену данного торгового названия лекарственного препарата
      3. Количество отпущенного лекарственного препарата за анализируемый период времени
      4. VEN-шифр торгового названия лекарственного препарата
    2. Рассчитать затраты на каждый потребленный лекарственный препарат в абсолютном (денежном) выражении, умножив цену единицы отпуска лекарственного препарата на его количество.
    3. Ранжировать лекарственные препараты в порядке убывания затрат на них (на верхней строке таблицы — лекарственное средство, на которое ушла наибольшая сумма денег, на нижней строке — лекарство с наименьшими затратами).
    4. Рассчитать долю затрат на каждый лекарственный препарат в % к итогу (общей сумме потраченных на медикаменты средств).
    5. Рассчитать накопительный процент (долю с нарастающим итогом) последовательно для всех лекарственных препаратов, входящих в анализируемый ранжированный перечень.
    6. Выделить группы: «А» — лекарственные средства, на которые в сумме приходится 80 % затрат; «В» — лекарственные средства, на которые в сумме приходится 15 % затрат; «С» — лекарственные средства, на которые приходится оставшиеся 5 % затрат.
    7. Составить запрос к полученным результатам:
      1. Вычислить объемы затрат в абсолютном (руб.) и относительном выражении на каждую категирию по VEN-классификации.
        1. Выделить все лекарственные препараты с атрибутом N (по VEN-шифру), входящих в группу «А» по затратам.
        2. Вычислить сумму (абсолютное значение и долю затрат), потраченную на данные препараты.
        3. Вывод:
        4. Выделить все лекарственные препараты с атрибутом E (по VEN-шифру), входящих в группу «А» по затратам.
        5. Вычислить сумму (абсолютное значение и долю затрат), потраченную на данные препараты.
        6. Вывод:
        7. Выделить все лекарственные препараты с атрибутом V (по VEN-шифру), входящих в группу «А» по затратам.
        8. Вычислить сумму (абсолютное значение и долю затрат), потраченную на данные препараты.
        9. Вывод:

Информация о работе Анализ товара по стадиям жизненного цикла