Анализ текущего стратегического профиля компании (действующих стратегий)

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 09:48, реферат

Описание работы

Аспекты анализа действующей стратегии организации. Методы анализа действующей стратегии. Анализ эффективности существующей стратегии. Планирование и реализация стратегии. Условия эффективного функционирования системы стратегического планирования.

Работа содержит 1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

      Введение 

      Главной целью предприятия является поддержание, развитие и упрочение позиций  выбранного бизнеса в сложных  рыночных и политических условиях и  увеличение собственного потенциала. Для этого необходимо определить стратегию предприятия.

      Стратегическое планирование и стратегическое управление – наиболее важные и глобальные задачи менеджеров предприятия. Основными задачами стратегического управления является:

       - видение предприятия в перспективе  – представления его положения  и состояния, как в разрезе внутреннего функционирования, так и в плане места в окружающей среде как элемента социальной, политической структуры общества и самостоятельной бизнес – единицы;

       - планирование развития предприятия,  направленное на усиление его  конкурентоспособности и занятия доминирующих позиций на избранных в стратегии рыночных сегментах;

       - планирование, направленное на  достижение поставленных целей,  формирования новой и коррекции  старой стратегии.

      Стратегическое  развитие предприятия – это завоевание, удержание и укрепление рыночных конкурентных позиций предприятия в долгосрочной перспективе. Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы. 

 

Анализ  текущего стратегического  профиля компании

(действующих  стратегий) 

     Насколько эффективна действующая стратегия? Ответ на этот вопрос включает оценку стратегии как с качественной точки зрения (законченность, внутренняя согласованность, обоснованность, соответствие ситуации), так и с количественной (стратегические и финансовые результаты деятельности). Ухудшение этих показателей и (или) быстрые изменения внешней ситуации, определяемые анализом отрасли и конкурентов, являются сигналом к тому, что назрела необходимость пересмотра стратегии. Признаком, свидетельствующим о прочности компании, является конкурентоспособность ее цен и издержек в сравнении с конкурентами в отрасли. Анализ издержек и цепочек ценностей является необходимым инструментом при сравнительной оценке цен и издержек фирмы и ее конкурентов при определении эффективности отдельных видов деятельности компании и при выявлении тех сфер деятельности, которые требуют более тщательного исследования. Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек фирмы с ее основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья и вплоть до цен, уплаченных за товар конечными потребителями. Конкурентоспособны ли цены и издержки компании? Ответ состоит в сравнительной  оценке затрат компании и затрат ее конкурентов, а также фирм, достигших лучших результатов. Оценка может быть произведена в ходе переговоров с осведомленными промышленными аналитиками, клиентами и поставщиками или на основе информации, полученной из опубликованных материалов. Однако сравнительная оценка включает в себя достаточно конфиденциальную информацию о способах достижения низкого уровня издержек и получить ее не просто. Насколько прочна конкурентная позиция компании? Для того чтобы получить ответ на данный вопрос требуется ответить на целый ряд вопросов. Таких как:  укрепится или будет ослаблена конкурентная позиция компании при сохранении применяемой в настоящее время стратегии;  какое положение занимает компания по основным ключевым факторам успеха по сравнению с конкурентами, и имеет ли компания (если имеет, то почему) конкурентное преимущество или находится в благоприятном, с этой точки зрения, положении? Количественные оценки конкурентной силы показывают слабые и сильные позиции компании, а также позволяют точно оценить возможности фирмы по защите своих рыночных позиций. С какими стратегическими проблемами сталкиваются фирмы? Ответ на этот вопрос состоит в разработке полного перечня вопросов, решение которых необходимо для создания стратегии. Этот перечень составляется на основе результатов анализа отрасли и конкурентов, анализа состояния компании. Основной акцент здесь делается на выводы о слабых и сильных сторонах компании, а также на те соображения, которые должны быть учтены менеджерами при оценке действующей и разработке новой стратегии. 

Таблица 1 – Аспекты анализа действующей  стратегии организации. 

Наименование  аспекта Содержание аспекта Предмет анализа
Идеологическая  основа Видение, миссия, цели Идеальное представление  о бизнесе
Внешняя эффективность Потребности и  доля на рынке, новые отрасли предпринимательства, потребительская оценка качества Знание организацией структуры спроса и способность к его удовлетворению (доля организации на рынке, создание новых сфер деятельности и т.д.)

 

Продолжение таблицы 1 

Наименование  аспекта Содержание  аспекта Предмет анализа
Внутренняя  эффективность Затраты, капитал, производительность Эффективность использования капитала и динамика производительности
Стратегическое  управление Способность наметить курс, способность организовать дело в соответствии с выбранным курсом, способность повысить энтузиазм  и заинтересованность людей в  работе Способность руководства  организации осуществлять разработку стратегии и производить необходимые  изменения
 

     Для управления эффективностью организации  необходима разработка единых принципов  и подходов к управлению, измерению  и оценке развития и функционирования организаций в условиях постоянных изменений и с учетом современных складывающихся представлений об эффективной организации. Поскольку организация является открытой системой, целесообразно при оценке эффективности выделить два направления оценки ее эффективности: оценка эффективности всех ее подсистем и оценка эффективности развития организации во внешней среде. Насколько эффективна действующая стратегия, судить можно по количественным и качественным результатам деятельности организации. Оценка стратегии с качественной точки зрения заключается в целостности и ее внутренней согласованности (системности), а также обоснованности и соответствии реальной ситуации. Количественные результаты проявляются в результатах финансовой и хозяйственной деятельности организации, что находит свое подтверждение в занимаемом месте среди конкурентов (захват лидерства или своя ниша). На заключение об эффективности действующей стратегии накладывают свой отпечаток:  границы конкуренции в отрасли (сколько уровней каналов распределения используется; размеры и различия географических рынков); содержание функциональных составляющих стратегии: рациональность каждой составляющей стратегии; последние действия (снижение цен и издержек, реклама) самой организации и конкурентов и т.д. Основные методы анализа действующей стратегии представлены на рисунке 1 и в таблице 2. 

 

Рис. 1 Методы действующей стратегии 

Таблица 2 – Методы анализа действующей  стратегии 

Подсистемы Показатели Наименование  методов
Власть  Выполнение  политических функций Контент-анализа, интервью, наблюдений
Лоббирование  интересов
 

 

Продолжение таблицы 2 

Подсистемы Показатели Наименование методов
Рынок Темпы роста  организации Расчетно-аналитический
Обеспеченность  ресурсами Экспертные  оценки, анализ документов, SWOT-анализа, расчетно-аналитический
Удовлетворение  потребностей Анализ документов, социологических исследований
Логика конкуренции Экспертные  оценки, анализ документов, SWOT-анализ
Портфель  ценных бумаг 
Экспертные  оценки, анализ документов, целевого и  систематического поиска
Доля  на рынке Экспертные  оценки, анализ документов, систематического поиска, моделирования
Сообщество  Выполнение  социальной функции 
Социологические исследования, анализ документов, экспериментирования
Экологические параметры Анализ документов, социологические исследования, классификации
Репутация Экспертных  оценок, доказательства
 

 

Продолжение таблицы 2 

Подсистемы Показатели Наименование  методов
Экономическая Производительность  Анализ  документов, экспертные оценки, метод  конвергенции, алгоритмического поиска
Себестоимость
Прибыль
Нормы расходов SWOT-анализа, экспериментирования, морфологического анализа, интуитивного и систематического поиска
Объемы  продаж
Социальная  Мотивация Социологических исследований
Качество  трудовой жизни
Уровень квалификации
Социальная  активность
Социальная  Ценностные  ориентации Социологических исследований
Отсутствие  конфликтов
Организаци-онная  Обеспеченность  информацией Анализ документов, систематического поиска
Скорость  принятия решений Социологические исследования, экспериментирования
Адаптивность, гибкость Социологических исследований
Способность к развитию Синектики, интуитивно-целевого поиска
 

     Методы  анализа действующей стратегии  разнообразны и выбираются, исходя из целей исследования и характера  источников информации. Современная  наука имеет обширный и богатый  арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Диверсифицированные — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления. Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности. Методы исследования подразделяются на: общенаучные, специфические, диверсифицированные. Результаты применения методов представлены в таблице 3.  

Таблица 3 – Результаты применения методов 

Наименование  методов Применение  методов
Доказательства Обоснование степени  эффективности действующей стратегии
Моделирования Осуществление перехода от реальной действительности к схеме анализа
Анализ  документов Вторичная информация об эффективности действующей стратегии
Социологические исследования Первичная информация об эффективности действующей стратегии
SWOT-анализ Разделение  реальной действительности на внешнюю  и внутреннюю среду

Продолжение таблицы 3 

Наименование методов Применение  методов
Экспертных  оценок Оценка степени  эффективности действующих стратегий
Факторного  анализа Определение силы воздействия каждого фактора  на эффективность действующей стратегии
Поиска (целевого, систематического, алгоритмического, интуитивного) Системный учет всех факторов внешней и внутренней среды, действующих на стратегическое развитие предприятия
 

Анализ  эффективности существующей стратегии 

     Цель  анализа соответствия стратегии заключается в определении соответствия реализуемой организацией стратегии внутренним ресурсам, внешним рыночным условиям и конкурентным возможностям. Анализ включает в себя пять этапов: 1) анализ эффективности существующей стратегии организации; 2) SWOT-анализ; 3) оценка конкурентоспособности организации по ценам и издержкам; 4) оценка устойчивости конкурентной позиции организации; 5) анализ стратегических проблем организации. Для анализа эффективности существующей стратегии могут быть использованы следующие показатели: рост объема продаж организации по сравнению с ростом объема продаж в среднем по отрасли, увеличение (уменьшение) доли рынка по сравнению с конкурентами; изменение прибыли и других экономических показателей организации и их сравнение с аналогичными показателями конкурентов; изменение финансового состояния организации и ее кредитного рейтинга; динамика курса акций организации и соотношение рыночной и номинальной стоимости акций в оценке акционеров; репутация и имидж организации у потребителей; лидерство организации в технологиях, инновациях, электронной коммерции, качестве продукции, скорости исполнения заказов, уровне цен, быстроте выведения на рынок новых товаров и других параметрах, на основе которых потребители выбирают торговую марку. Устойчивое финансовое и рыночное положение компании — лучший показатель качественно разработанной и грамотно реализуемой стратегии. Неустойчивое положение компании — верный признак слабой стратегии, плохой ее реализации или того и другого вместе.

Информация о работе Анализ текущего стратегического профиля компании (действующих стратегий)