Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:17, реферат
Цель данной работы: проанализировать преимущества и недостатки различных стилей управления.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы формирования стилей.
2. Рассмотреть классификацию стилей руководства.
3. А так же их особенности, достоинства и недостатки.
Объектом исследования являются стили руководства.
Предмет исследования: теория стилей руководства, их достоинства и недостатки.
· подчиненные чаще всего хорошо информированы о положении дел в организации, а также о перспективах ее развития.
«Тактика минимального вмешательства (интервенции) в дела коллектива требует от руководителя такта, высокой эрудиции и управленческого мастерства, нужно уметь ничего якобы не делать самому, но знать обо всем и ничего не упускать из своего поля зрения. Руководитель-либерал должен мастерски владеть принципом делегирования полномочий, поддерживать добрые отношения с неформальными лидерами, уметь корректно ставить задачи и определять основные направления работы, координировать взаимодействие сотрудников для достижения общих целей.
Самое опасное испытание для либерального стиля управления – возникновение конфликтных ситуаций, своеобразная битва амбиций, вероятность которой весьма велика в коллективе, состоящем из одаренных неординарных личностей».[13] И таким образом, при отсутствии регламентированной децентрализации властных полномочий неформальные лидеры могут присвоить функции руководителя себе и пользоваться большим влиянием на членов коллектива. Менеджер может потерять собственный авторитет, свое значение в коллективе, сопутствующих ему благ и статус.
Невысокий уровень требовательности к подчиненным, может привести к низкому качеству исполнения производственных задач. Поэтому эффективность либерального стиля зависит от стремлений членов коллектива, четкой формулировкой руководителем целей и задач производства и условий их деятельности.
Очевидно, что ни один стиль не является универсальным для любого типа организации. В каждом конкретном случае между либеральным, авторитарным, демократическим стилями имеется определенный баланс, таким образом, если увеличивать долю элементов какого-либо стиля, то это приведет к уменьшению доли других.
«Считается, что руководители используют разные стороны стилей в зависимости от их личных качеств, ситуации, конкретной задачи, индивидуальных особенностей подчиненных.
Наиболее устойчивые признаки по фактору «авторитарность – либеральность»:
1) централизация
власти – децентрализация,
2) склонность
к единоличному принятию
3) оперативность в решении вопросов – не оперативность;
4) контроль – слабый контроль;
5) использование
организационно-
6) стремление
обеспечить исполнительскую
7) ориентация на вышестоящее руководство – на коллектив;
8) решение вопросов
в соответствии с должностной
субординацией – в
9) активность
кадровой политики –
10) повышенная конфликтность – стремление ухода от конфликтов;
11) преобладание
негативных мотиваций в
12) стремление
сконцентрировать всю
13) большая коммуникабельность сверху – снизу;
14) стремление к единой линии поведения – склонность к разногласиям и борьбе мнений
На формирование
стиля оказывает влияние
«По мнению Френка Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нужно, исходя из стоящей задачи, помещать его в те условия, где он сможет наилучшим способом себя проявить».[15]
По мнению автора
данной работы, самым оптимальным
все же можно признать демократический
стиль руководства, так как он позволяет
избежать серьезных ошибок при принятии
решении и учитывает знания и опыт подчиненных.
При данном стиле легче адаптироваться
к постоянно меняющимся условиям внешней
среды. Этот стиль предполагает определенную
гибкость, позволяющую использовать высокие
технологии и инновации. Но все же, руководство
– это искусство, поэтому ни один исследователь
не сможет разработать теорию эффективного
стиля руководства, который будет идеален
для всех ситуаций, для всех коллективов
и их руководителей. Само по себе руководство
утратило бы свою привлекательность, если
таковой стиль был бы выработан, превратив
процесс руководства в использование
стандартных приемов. Руководство стало
бы рутинным и неинтересным. Поэтому каждый
руководитель должен знать и уметь использовать
в соответствии с ситуацией все три стиля.
Заключение
Во время выполнения контрольной работы была достигнута цель: проанализированы преимущества и недостатки различных стилей управления. Так же выполнены поставленные задачи: рассмотрены факторы формирования стилей и классификация стилей руководства, а так же их особенности, достоинства и недостатки.
Проведенные в данной работе исследования показали, что при управлении организацией, руководителям невозможно использовать только один устоявшийся стиль руководства.
Они склонны постоянно вносить изменения в сложившийся уже стиль, в соответствии с окружающей действительностью. В настоящее время, руководителю необходимо уделять больше внимания человеческим отношениям внутри коллектива. Постоянные перемены в современном обществе вынуждают всегда быть готовым к проведению реформ в области управления организацией и производства. Поэтому становится очевидным, что встретить какой-либо из рассмотренных нами стилей в крайнем своем проявлении невозможно, так как не каждый стиль может подойти сложившейся ситуации. Таким образом, от выбора руководителя будет зависеть не только эффективность производства в организации и его авторитет, но и морально-психологическая атмосфера в коллективе. Чувство стабильности, удовлетворенность работой, взаимопонимание между руководителем и подчиненными становятся главным залогом успешного производства.
За последние 60 лет теории руководства претерпели серьёзнейшие изменения. Начинались исследования в области стилей руководства с так называемого качественного подхода. Основной целью его, был поиск черт, присущих только руководителям и позволяющим им занимать ключевые посты. Такой подход потерпел неудачу, так как не удалось выявить у руководителей особых качеств.
Переворот в направлении исследований внесли представители бихевиористской школы. Исследования Курта Левина были направлены на типизацию поступков руководителей и выделение определённых групп, для которых характерен тот или иной стиль. Выделив авторитарный, демократический и попустительский стили руководства сторонники этого подхода вполне успешно исследовали и описали ключевые позиции выделенного Левиным «игрового поля».
Однако эмпирические исследования показали, что эти теории руководства описывают и классифицируют лишь «идеальные» модели, реальная же ситуация оказалась гораздо более сложной и насыщенной.
Кроме того, выделение различных стилей руководства, поставило вопрос об их эффективности. Именно на этот вопрос до сих пор пытаются ответить учёные и специалисты. Попытки ответить на этот вопрос показали ошибочность подхода, при котором один стиль объявлялся более эффективным, чем другой. В результате этот подход потерпел неудачу, и ему на смену пришёл ситуационный подход.
В теории ситуаций руководство видится не как атрибут отдельных личностей. Здесь исходят из того, что вид руководства необходимо изменять в зависимости от особенностей социальной ситуации. Именно ситуация по мнению сторонников этого подхода определяет, с какими функциями связан руководитель. Однако учёные столкнулись с недостаточностью и слабостью эмпирических исследований, что привело к появлению большого числа «частных» теорий. Полностью же описать всё поле возможных ситуаций пока не удаётся. Кроме того сами учёные высказываются о том, что обычно гораздо легче изменить саму ситуацию, чем изменить стиль руководителя.
Достаточно
широкий пласт проблем и
Список
используемой литературы
1. Базарова Т.Ю.,
Еремина Б.Л. Управление
2. Белков И.Г. «Личность руководителя и стили руководства». - М.: МИПК, 2002.
3. Бреддик У. «Менеджмент в организации». - М.: Инфра-М, 2007.
4. Васильева Ю.В., Парахина В.Н., Ушвицкий. Л.И. Теория управления: Учебник –2-е изд., доп. – М., 2005.
5. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2000.
6. Виханский, Наумов «Менеджмент». - М.: МГУ, 2000.
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – 4-е изд. – М.: Новое знание, 2001.
8. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. 3-е изд. изм., доп. – М.: Норма, 2007.
9. Кричевский «Если вы - руководитель». - М.: Инфра-М, 2000.
10. Омаров А. «Руководитель, размышление о стиле управления». - М. Политиздат, 2000.
11. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие – М.: ЗАО «Бизнес школа», 2008.