Анализ стилей управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать преимущества и недостатки различных стилей управления.
Задачи:
1. Рассмотреть факторы формирования стилей.
2. Рассмотреть классификацию стилей руководства.
3. А так же их особенности, достоинства и недостатки.
Объектом исследования являются стили руководства.
Предмет исследования: теория стилей руководства, их достоинства и недостатки.

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Введение

      Главной характеристикой эффективности  руководства является стиль управления, который применяет в своей  работе менеджер. Стиль руководства  связан с определением типичной для  руководителя системы деятельности, используемой им в работе с людьми, которая проявляется в отношении к людям, в подготовке, принятии и реализации решений, в организации труда коллектива.

      Стиль руководства – это система  методов воздействия руководителя на подчиненных, также это «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующихся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя

     Неудачно  выбранная модель управления персоналом  приводит к разного рода конфликтам, которые часто разрушают коллектив и создают напряжённую атмосферу на предприятии, мешают работе. Но полное отсутствие конфликтов тоже плохо, иногда они являются стимулом к разрешению многих проблем.  Поэтому очень важно руководителю правильно оценить существующие условия работы на предприятии, особенности подобранного персонала, специфику поставленной задачи и, основываясь на этом, построить  свою модель управления.

      Для качественного планирования маркетинга прежде всего необходимо знать тип  организационной структуры управления и степень централизации деятельности компании в целом. Большинство зарубежных компаний придерживается высокой степени децентрализации управления, в том числе планирования маркетинговой деятельности. Господствует мнение, что, сидя в штаб-квартире компании, нельзя предвидеть запросов потребителя в той или иной стране, регионе даже через год. Единственный способ эффективно планировать в условиях рынка — это ускорять реакцию на его изменения, что предполагает децентрализацию планирования. Компания с высокой степенью централизации управления, как правило, создает в центре сильную плановую группу.

      Цель  данной работы: проанализировать преимущества и недостатки различных стилей управления.

    Задачи:

1. Рассмотреть  факторы формирования стилей.

2. Рассмотреть  классификацию стилей руководства.

3. А так же  их особенности, достоинства и  недостатки.

Объектом исследования являются стили руководства.

Предмет исследования: теория стилей руководства, их достоинства  и недостатки.

    1. Стили управления и их особенности

«Слово «стиль»  греческого происхождения. Первоначально  оно означало стержень для писания  на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении «почерк». Отсюда можно  считать, что стиль руководства  – своего рода «почерк» в действиях  менеджера»[5].

«Стиль руководства  можно рассматривать как частную  форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого  определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое  общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства».[6]

     Возникновение понятия «Стиль руководства» и его  изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые – сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11–12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

     1. Авторитарный стиль. Решение принимает руководитель единолично. Он действует по отношению к подчиненным властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в своих руках все основные функции управления.

     Этот  стиль наиболее эффективен в хорошо упорядоченных (структурированных) ситуациях, когда деятельность подчиненных носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Ориентирован на решение алгоритмизуемых задач.

     2. Демократический стиль. Решения принимаются руководителем совместно с подчиненными. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действий, организуя обсуждение своих решений, поддерживая инициативу.

     Этот  стиль наиболее эффективен в слабо  структурированных ситуациях и ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач.

     3. Либеральный стиль. Решения навязываются подчиненными руководителю. Он практически устраняется от активного управления группой, ведет себя, как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу. Участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Этот стиль наиболее эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой деятельности.

     Авторитарный  стильДеловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицание

     субъективны. Эмоции не принимаются в расчет. Позиция лидера — вне группы. Дела группе планируются заранее (во всем объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны. Голос руководителя —решающий.

     Демократический стиль: Распоряжения и запреты — с советами. Позиция лидера — внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и собираются. 

     Либеральный стиль: Тон — конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция лидера — незаметно в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Лидер не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интервалов или исходят от нового лидера.

     

     Каждому конкретному руководителю не может  быть присущ только какой-либо один стиль. В зависимости от складывающейся конкретной ситуации чаще всего наблюдается сочетание черт различных стилей с доминированием какого-то одного. Какой-то из трех стилей находит свое реальное воплощение в индивидуальном стиле управления.

 

     

Параметры стилей управления Виды  стилей управления
  Авторитарный Демократический Либеральный
1. Принятие решения и определение  задач Лично руководителем Сучетом предложений подчиненных Одобрение и  согласие с мнением подчиненных
2. Способ доведения решения Приказ, категоричное требование Совет, рекомендация, намек Просьба, упрашивание
3.Степень  регламентации действия подчиненных Высокая Оптимальная Низкая

(максимальная свобода подчиненных)

4. Характер общения руководителя  с подчиненными Короткое, деловое, сухое Более продолжительное, не только деловое, но и личностное Может не вступать в общение, если подчиненные не обращаются к нему
5. Характер регуляции поведения и деятельности подчиненных Делает упор на взыскания Делает упор на поощрения Воздерживается  от регуляции поведения и деятельности подчиненных
6. Мнение руководителя о подчиненных Категоричность, разделение на плохих и хороших, перевода из одной категории в другую практически не делает Считает всех подчиненных  изначально хорошими, гибкость в изменении  оценок Оценок подчиненным  практически не дает
7. Отношение руководителя к инициативе  подчиненных Недоверчивое, негативное Поощрение проявления инициативы Переоценка  возможностей инициативы подчиненных
8 Морально-

психологический климат в

организации

Напряженный Оптимальный Крайне изменчив
9. Показатели

деятельности

организации

Высокие

количественные,

средние

качественные

Средние

количественные,

высокие

качественные

Нестабильные

показатели

10  Контроль

руководителя

за

деятельностью

подчиненных

Повышенный Средний Отсутствует
 

     Выделим ряд важных замечаний в связи  с этим:

     -  в чистом виде изложенные стили  руководства встречаются крайне  редко. Как правило, наблюдается совмещение различных стилей, но преобладают все же признаки какого-то одного стиля;

     -  среди изложенных стилей управления  нет универсального, годного на все случаи жизни, нет плохого или хорошего. Все стили обладают определенными преимуществами и порождают свои проблемы;

     - эффективность руководства зависит  в первую очередь от гибкости в использовании положительных сторон того или иного стиля и умения нейтрализовать его слабые стороны.

       Например, в экстремальных условиях  жизненно необходим авторитарный стиль руководства. В условиях же повседневной жизнедеятельности, когда имеется дружный и подготовленный коллектив, удачен демократический стиль руководства. Условия творческого поиска диктует целесообразность использования элементов либерального стиля. (Урбанович А. А. Психология управления: Учебное пособие. Мн.: Харвест, 2003. (Библиотека практической психологии с.33-36). 
 
 

     2.4 Факторы, влияющие  на стиль управления.

 

     Выбор руководителем того или иного  стиля руководства определяется рядом объективных и субъективных факторов.

     Объективные факторы:

     -тип  организации

     -специфика  основной деятельности организации 

     -специфика  решаемых задач 

     - условия выполнения задач

     -способы  и средства деятельности организации 

     - уровень развития организации

     - стиль руководства, формы и методы работы вышестоящего руководителя;

     - ступень управленческой иерархии, на которой находится руководитель.

     -совпадение  стиля руководства руководителя  с теми ожиданиями, которые выказывают  подчиненные. 

     Субъективные  факторы:

     - индивидуально-психические особенности  личности руководителя (характер, темперамент,  способности, волевые качества  и др.);

Информация о работе Анализ стилей управления