Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Целью курсовой работы является исследование внешней среды предприятия. Объектом: внешняя среда. Предметом: система контроля внешней среды.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение контроля внешней среды……………………....5
1.1 Характеристика и факторы внешней среды……………………………..…..5
1.2 Необходимость проведения анализа внешней среды……………….….…22
1.3.Матрица анализа внешней среды…………………………………….…..…27
1.4 Матрица возможностей и угроз……………………………………..……...29
Глава 2. Контроль внешней среды ТнВ «Мухамедьяров и К»……………......30
2.1. Общая экономическая характеристика предприятия…………………......30
2.2. Пути повышения эффективности внешней среды ТнВ «Мухамедьяров и К»………………………………………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………...…..40
Список литературы…………
В целом можно отметить, что на ТнВ «Мухамедьяров и К» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.
Однако анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ТнВ «Мухамедьяров и К» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно. Поэтому на сегодняшний момент времени информация о внешней среде на ТнВ «Мухамедьяров и К» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.
Для повышения эффективности контроля внешней среды на ТнВ «Мухамедьяров и К» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур.
На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.
Затем должна быть разработана программа исследования, в которой определяется необходимая информация, источники и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов.
Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде. Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.
Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде.
После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.
На этапе анализа собранной информации при помощи методов экстраполяции, структурно-аналитических и экспертных методов следует определить состояние внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.
Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.
Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке необходимо проводить прогнозирование внешней среды. При этом также могут быть использованы методы экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы. Заключительным этапом контроля внешней среды является подготовка и предоставление отчета руководству предприятия и его подразделениям. Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.
Организация исследования внешней среды на комплексной и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение контроля следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер. Поэтому необоснованное сокращение финансовых ресурсов на этот вид деятельности может отрицательно сказаться на качестве стратегических и оперативных управленческих решений.
В завершении вышерассмотренной темы хочется отметить следующие определяющие моменты, которые определяют высокую степень значимости этой проблемы. На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех без исключения организаций. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней среды (а это является общими характеристиками современного окружения отечественных промышленных предприятий) организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление.
Сегодня практически все основные функциональные подразделения промышленных предприятий имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.
В силу вышесказанного можно сделать вывод, что единственно правильным вариантом поведения современного предприятия для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития является уделение повышенного внимание осуществлению контроля внешней среды. А для этого необходима разработка и осуществление комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующим кадровом, финансовым и техническом обеспечении. Только при этом условии можно рассчитывать на эффективность принимаемых стратегических и оперативных управленческих решений.
Все это можно и нужно сделать. Но в любом случае не следует останавливаться на достигнутом, а надо идти вверх к новым вершинам. Ставить перед собой новые задачи и решать их.
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник – М.: Издательство Экономистъ, 2003. – 528 с.
3. Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.
4. Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.
5. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник – М.: Дело, 2005. – 448 с.
6. Томпсон А.А, Стрикланд А. Дж. Стратегический менеджмент / пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 12 изд., 2008. – 928 с.
7. В.Д. Маркова, С.Д. Кузнецова Стратегический менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003. – 288 с.
8. Ф.Котлер Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб: Питер, 2002. – 496с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»)
9. З.П. Румянцева Общее управление организацией: Учебник – М.: Инфра, 2007 - 304 с.
10. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебник – практ. пособие – 4-е изд. – М.: Дело, 2002. – 272с.
11. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2003. – 495с.
12. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 423с.
13. Армстронг Майкл. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 512с.
14. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 480с.
15. Турчинов А.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 481с.
16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2004 - 702 с.
17. Зайцева О.А., Радугин А.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / науч. редактор А.А, Радугин. – М.: Центр, 2003. – 432 с.
18. В.И. Королева Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. - 432 с.
Электронные ресурсы
1. Теория управления [Электронный ресурс] / «Мотивация». Режим доступа http://www.5ka.ru/54/12427/1.
43
[1] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 499 с.
[2]Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник – М.: Дело, 2005. – 448 с.
[3] Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия: Учебник – практ. пособие – 4-е изд. – М.: Дело, 2002. – 272с.
[4] В.Д. Маркова, С.Д. Кузнецова Стратегический менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003. – 288 с.
[5] Ф.Котлер Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс/ пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПб: Питер, 2002. – 496с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»)
[6] Теория управления [Электронный ресурс] / «Мотивация». Режим доступа http://www.5ka.ru/54/12427/1.
[7] Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.
[8] В.Д. Маркова, С.Д. Кузнецова Стратегический менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2003. – 288 с.
[9] З.П. Румянцева Общее управление организацией: Учебник – М.: Инфра, 2007 - 304 с.
[10] Томпсон А.А, Стрикланд А. Дж. Стратегический менеджмент / пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова. – М.: ЮНИТИ, 12 изд., 2008. – 928 с.
[11] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. – 480с.
[12] Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 423с.
[13] Голубков Е. П. Основы маркетинга: Учебник – М.: Финпресс, 2008. – 704 с.