Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.
Целью курсовой работы является исследование внешней среды предприятия. Объектом: внешняя среда. Предметом: система контроля внешней среды.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение контроля внешней среды……………………....5
1.1 Характеристика и факторы внешней среды……………………………..…..5
1.2 Необходимость проведения анализа внешней среды……………….….…22
1.3.Матрица анализа внешней среды…………………………………….…..…27
1.4 Матрица возможностей и угроз……………………………………..……...29
Глава 2. Контроль внешней среды ТнВ «Мухамедьяров и К»……………......30
2.1. Общая экономическая характеристика предприятия…………………......30
2.2. Пути повышения эффективности внешней среды ТнВ «Мухамедьяров и К»………………………………………………………………………………....36
Заключение…………………………………………………………………...…..40
Список литературы…………
Непосредственное окружение компании | Факторы общественных сил | |||
Экономические | Технологические | Политико-правовые | Социокультурные | |
1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | 2 | 2 | 2 | |
3 | 3 | 3 | 3 | |
Правительство |
|
|
|
|
Местная общественность |
|
|
|
|
Поставщики |
|
|
|
|
Конкуренты |
|
|
|
|
Клиенты |
|
|
|
|
Кредиторы |
|
|
|
|
Работники |
|
|
|
|
Группы интересов |
|
|
|
|
Торговые ассоциации |
|
|
|
|
Матрица анализ возможностей и угроз предназначена для суммирования и оценки внешних экономической, политической, социальной, культурной, демографической, правовой, технологической, конкурентной и общественной информации[13].
Для составления данной матрицы необходимо выявить возможности и угрозы развития компании для этого можно использовать матрицу анализа внешних стратегических факторов матрицу определения приоритетных внешних факторов и лист анализа конкуренции. Затем следует определить вес каждого из этих факторов, то есть важность каждого из факторов для компании. Следующий шаг – это ранжирование каждого фактора в соответствии с сегодняшней деятельности компании. 5 – очень хорошо, 4 - хорошо, 3 – удовлетворительно, 2 – не удовлетворительно, 1- очень плохо. Затем следует подсчет результатов с помощью суммирования произведений веса на рейтинг. 5 – очень хорошие возможности, очень слабые угрозы, 4 - хорошие возможности, слабые угрозы, 3 - возможности и угрозы сбалансированы, 2- сильные угрозы, плохие возможности и 1 – очень сильные угрозы, очень плохие возможности. Последний шаг это составление комментариев к каждому из факторов в соответствии с деятельностью компании.
Глава 2. Анализ внешней среды товарищества на вере «Мухамедьяров и К»
2.1 Общая экономическая характеристика предприятия
Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» (далее ТнВ «Мухамедьяров и компания») послужило примером для анализа внешней среды.
ТнВ «Мухамедьяров и компания» было основано 04 января 1998 года. Бывший совхоз «Азанакаевский» при переходе на рыночные отношения, внедрении новых организационных форм, первым в районе создал товарищество на вере «Мухамедьяров и компания», где есть несколько «товарищей» – владельцы акций (собственности), а остальные члены хозяйства передают на «вере» свои паи на землю, животных, технику им. Они работают и получают плату за труд и «дивиденды» за паи.
Экономическая обстановка, переход к рыночной экономике привели к простою многих предприятий данного региона, в том числе и товарищества на вере «Мухамедьяров и компания».
С 1998 года и по сей день находится в частном владении. Хозяйство самое сильное в районе. Руководитель осуществляет работу производства, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства и принимая на себя личный риск. Он сталкивается с множеством проблем, решение которых требует не только личных качеств таких как, целеустремленность, уверенность в себе, решительность, проницательность, обученность к делу, но и быстрое реагирование к изменениям рыночной экономики, гибкости к постоянно меняющейся обстановке с сохранением внутренней устойчивости, что не всем легко удается. Ниже мы рассмотрим проблемы, которые возникают на предприятии.
Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» занимается хранением, производством, переработкой, сбытом сельскохозяйственной и иной продукции, выполнением работ, торговлей, бытовым обслуживанием, оказанием других услуг.
Миссией, которую выполняет предприятие «Мухамедьяров и компания», является производство качественной сельскохозяйственной продукции и продажа этой продукции по приемлемым ценам населению и другим хозяйственным производителям, поскольку предприятие «Мухамедьяров и компания» – это самое сильное в районе хозяйство, от которого во многом зависит обеспеченность населения сельскохозяйственной продукцией.
Целью создания и деятельности Товарищества является производство, реализация сельскохозяйственной продукции и извлечение прибыли в интересах участников Товарищества, а также удовлетворение потребностей его участников в указанной продукции.
Организационная структура является тем механизмом, который обеспечивает достижение поставленных целей за счет эффективного использования ресурсов; организационная структура ТнВ «Мухамедьяров и компания» выглядит следующим образом. Как и в других организациях на предприятии «Мухамедьяров и компания» наблюдается специализированное разделение труда. Каждая работа закреплена за соответствующими специалистами. Для данной организации характерна узкая сфера контроля и плоская структура управления. Как было раньше, все еще существует необходимость в улучшении координации. Руководители каждого отдела ТнВ «Мухамедьяров и компания» знают поставленные перед ними цели. И в объединении этих целей в одно единое, они добиваются достижения целей организации.
Как было сказано в первой главе данной работы, задачи организации делятся на три категории. Это – работа с людьми, предметами, информацией. С людьми, конечно же, работают руководители отделов и сам генеральный директор. Сюда же относится бухгалтер и кассир. Задача рабочих заключается в работе с предметами и ресурсами предприятия.
В товариществе на вере «Мухамедьяров и компания» используется массовое производство по определению Д. Вудворт. Состояние технологии имеет главное значение в достижении целей организации. Но в нашем случае наблюдается наличие старого технического оборудования, что не позволяет производить основной продукт в зимний период. И это приводит к простою производства в данное время года.
Люди являются основой организации. Они создают продукт организации, формируют ее культуру, внутренний климат. Организация добивается своей цели только тогда, когда присутствует наличие хороших отношений в данной организации. Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» можно привести в качестве примера. Люди в этой организации не только хорошо выполняют свою работу, но и дружелюбны по отношению друг к другу. И надеемся, что каждый из них удовлетворяет какую-то часть своих потребностей, занимая свое рабочее место.
Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» находится во внешнем окружении, с которым она находится в непосредственном контакте. И ее среда менее сложная по сравнению с другими организациями.
С какими же факторами взаимодействует данная организация? Это – поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.
Когда мы говорим о поставщиках, то представляем их в виде трех больших групп:
1) ОАО «Азнакаевская сельхозтехника», которая поставляет сельхозмашины и дополнительный сельхозинвентарь для сбора урожая;
2) ООО «Актюбинский», поставляющий трудовые ресурсы;
3) Поставщики капитала.
Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» вступает в контакты с поставщиками капитала. Это, прежде всего «товарищи» и участники товарищества, которые внесли паи и вклады, и на сегодняшний день банк «Девон – Кредит» является поставщиком капитала, у которого данная организация взяла кредит и должна расплатиться в течение трех лет.
Многие законы и государственные органы влияют на организацию. Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» имеет правовой статус. Данная организация имеет в собственности обособленное имущество, самостоятельный баланс, может от собственного имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Товарищество имеет круглую печать, которая содержит его полное фирменное наименование на русском языке, штамп. Данная организация, как и все другие организации платит налоги. В случае незаконопослушания ей придется отвечать собственным имуществом.
Единственная подлинная цель бизнеса – создание потребителей. В нашем случае Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» достигла своей подлинной цели, то есть нашла своих потребителей. Основные потребители товарищества на вере «Мухамедьяров и компания» - это «Азнакаевский молокозавод», «Азнакаевский хлебозавод», частные предприниматели, занимающиеся продажей сельскохозяйственной продукции.
Основными конкурентами товарищества на вере «Мухамедьяров и компания» являются следующие предприятия:
- колхоз «Бумас»;
- ТнВ «Баянов и компания»;
- СХПК «Манауз»;
- СХПК «Ирекле»;
- ТнВ «Сабирзянов и компания».
В Азнакаевском районе существуют более крупные сельхозпредприятия такие, как СХПК «Малауз», СХПК «Ирекле», ТнВ «Баянов и компания». Товарищество на вере «Мухамедьяров и компания» несмотря на свои небольшие размеры по сравнению с остальными сельхозпредприятиями, занимает третье место по производительности продукции. Данный показатель говорит о том, что товарищество самосовершенствуется и развивается.
Данная организация обладает неоспоримым преимуществом перед своими конкурентами. Собственные посевные высокого качества, поголовье крупного рогатого скота дают возможность организации делать минимальные затраты на приобретение сырья. Исходя из наших наблюдений можно сказать, что если организация будет осуществлять инвестиции в новые технологии производства и на обновление основных средств при ее качественной сырьевой базе гарантирована рентабельность и высокое качество выпускаемой продукции. В сочетании с более низкой, чем у конкурентов, ценой это обеспечит конкурентные преимущества и завоевание рынка.
Из проведенного анализа можно выделить слабые и сильные стороны, возможности и угрозы данной организации.
Сильные стороны:
1) низкая себестоимость продукции;
2) получение прибыли;
3) квалифицированные рабочие.
Слабые стороны:
1) старая техническая база;
2) отсутствие рекламы;
3) нестабильное качество;
4) устаревшие технологии производства.
Возможности:
1) стать конкурентоспособным;
2) выход на новый рынок;
3) вертикальная интеграция.
Угрозы:
1) сезонность производства;
2) появление новых конкурентов;
3) увеличение торга покупателей;
4) конкурентное давление.
Первым делом руководству товарищества следует обновить техническую базу, что позволило бы ей увеличить объемы и качество производимой продукции в зимний период. Необходимо научиться продвигать свой товар и за пределами Азнакаевского района. Для этого следует заняться рекламой, что заметно увеличило бы число заказов. Для улучшения устойчивости финансового состояния можно принять следующие меры:
- уменьшить затраты до оптимального уровня;
- по возможности пополнять собственный оборотный капитал;
- ускорять оборачиваемость капитала оборотных средств путем более рационального использования имеющихся ресурсов и снижения затрат.
Это, конечно, не все, что можно и нужно сделать. Но в любом случае не следует останавливаться на достигнутом, а надо идти вверх к новым вершинам. Ставить перед собой все новые и новые задачи и решать их.
2.2 Пути повышения эффективности анализа внешней среды на ТнВ «Мухамедьяров и К»
Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности контроля внешней среды на ТнВ «Мухамедьяров и К» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что теперь ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам микросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.