Анализ ресурсного потенциала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 11:32, реферат

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день от своевременного обеспечения предприятия материальными и другими ресурсами соответствующего качества и ассортимента, наличия запаса сырья и материалов, соблюдение норм их расхода, снижение материалоемкости продукции в значительной мере зависит объем выпуска и реализации продукции, снижение ее себестоимости и увеличение прибыли.

Содержание

Введение……………………………………………………….. …………..3
Ресурсный потенциал торговой организации. Виды..…………………....5
Анализ ресурсного потенциала организации……………………………..8
Заключение…………………………………………………………………15
Список использованной литературы……………………………………..16

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 194.00 Кб (Скачать)


16

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

 

 

Анализ ресурсного потенциала организации

 

Реферат

по дисциплине «Стратегическое планирование»

 

 

Выполнила

студентка группы М-500

Козякина Ольга Сергеевна

 

Проверил

Старший преподаватель

Молоканов Виктор Михайлович


 

Волгоград

2011

                

                                  СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………….. …………..3

     Ресурсный потенциал торговой организации. Виды..…………………....5

Анализ ресурсного потенциала организации……………………………..8

     Заключение…………………………………………………………………15

     Список использованной литературы……………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ
 

Ресурсы предприятия – денежные и другие средства, доходы, а также их источники. Основными видами ресурсов являются: материальные (средства и предметы труда), финансовые, трудовые (трудоспособная часть населения), природные, энергетические, экономические (источники, средства обеспечения производства) и другие.

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день от своевременного обеспечения предприятия материальными и другими ресурсами соответствующего качества и ассортимента, наличия запаса сырья и материалов, соблюдение норм их расхода, снижение материалоемкости продукции в значительной мере зависит объем выпуска и реализации продукции, снижение ее себестоимости и увеличение прибыли.
Основные фонды занимают значительный удельный вес в сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования зависят конечные результаты деятельности предприятия: выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.

Изучение использования рабочей силы, рабочего времени дает возможность выявить факторы, влияющие на производительность труда. Основным показателем роста производительности труда является рост среднечасовой выработки, которая в значительной степени зависит от трудоемкости продукции. На производительность труда влияют потери рабочего времени, которые бывают как целодневные, так и внутрисменные в силу разных причин, но они значительно влияют не только на снижение среднегодовой выработки, но и на выпуск продукции. В условиях рыночной экономики об эффективности использования трудовых ресурсов можно судить по прибыли, приходящейся на одного работника, т.е. по рентабельности персонала.

Анализ ресурсного потенциала (внутренних возможностей) пред­приятия является вторым ключевым этапом стратегического анализа. Исследуя факторы производства как в совокупности, так и изолиро­ванно, определяется возможность предприятия к эффективному функ­ционированию, т. е. дается ответ на ключевой вопрос развития: мож­но ли предприятию наращивать объемы выпуска в будущем, или оно недалеко от периода возникновения трудностей функционирования и необходимо принимать меры по его стабилизации и выживанию?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсный потенциал торговой организации.

Ресурсный потенциал торгового предприятия — это комплекс составляющих, обеспечивающих процесс мобилизации, накопления, распределения ресурсов, а также осуществление функций управления (планирование, организация, координация, мотивация, контроль, учет, анализ).
До сих пор экономисты не пришли к единому мнению об учете эффективности использования ресурсного потенциала, но в настоящее время определены основные подходы для его оценки :
Частный подход означает, что оценка эффективности использования ресурсного потенциала торговой организации определяется по одному показателю. Этот подход наряду с определенными достоинствами имеет и существенные недостатки, которые не дают возможности использовать каждый из этих показателей как обобщающий показатель. Каждый из этих показателей независимо от степени его репрезентативности деятельности предприятия характеризует лишь один из аспектов экономической деятельности.
Универсальный подход заключается в том, чтобы найти такой показатель, который бы достаточно полно отражал эффективность использования ресурсного потенциала торговой организации и его изменение за счет объединения определенного количества частных показателей. Вместе с тем, несмотря на общую ясность получения такого показателя, практическая реализация связана со значительными трудностями, такими как количественный состав показателей и их сопоставимость.
Ситуационный подход заключается в том, что в случае невозможности создания обобщающего показателя или достаточно обоснованной системы частных показателей, то таковыми признается общая (качественная) полезность деятельности. В качестве критерия эффективности использования ресурсного потенциала при этом подходе выступает выполнение поставленных целей за тот или иной период деятельности. Существенным недостатком данного подхода является позиция, в соответствии с которой эта сторона деятельности не может быть измерена количественной величиной, так как не имеет однозначного определения.

Однако и эти показатели не позволяют оценить эффективность использования ресурсного потенциала в целом. В этой связи возникает необходимость альтернативного метода к оценке эффективности ресурсного потенциала торгового предприятия.
В настоящее время в экономике существует два общепринятых метода анализа ресурсного потенциала предприятия, которые позволяют определять возможности предприятия к эффективному функционированию. Первый метод — зарубежный, основан на цепочке ценностей М.Портера и включает в себя оценку собственно ресурсов и эффективности их использования, финансовый и сравнительный анализ. Второй метод представляет собой традиционный анализ хозяйственной деятельности, часто выражающийся в простом финансовом анализе. Ни первый, ни второй методы не могут быть признаны достаточно эффективными в современных условиях хозяйствования для установленных нами целей, поскольку ориентированы на другие методологические принципы и информационную базу.
Данные методы являются довольно трудоемкими для анализа, и не отвечают на четко поставленный вопрос предпринимателей о том, какова эффективность использования ресурсного потенциала и влияния потенциала на эффективность управления предприятием. Наиболее адекватно проанализировать ресурсный потенциала может лишь обобщающий показатель, сформированный с учетом всех особенностей структуры и деятельности предприятия.
В результате изучения методов оценки эффективности использования ресурсного потенциала, применяемых учеными-экономистами, нами предлагаются сгруппированные виды методов, которые могут быть применимы торговыми предприятиями в их хозяйственной деятельности:

Анализ ресурсного потенциала предприятия.

Современные западные методики оценки внутренних возможностей предприятия базируются на системе ценностей (цепочка ценностей М. Портера).

В своей книге «Конкурентные преимущества» М Портер устано­вил, что на каждом этапе хозяйственной деятельности создаются свои ценности, которые признаются и оплачиваются потребителями.

М. Портер обосновал принципы создания конкурентных преиму­ществ предприятия. Они формируются путем создания на каждом этапе своих ценностей. По сути, речь идет о сравнительном анализе потребительских свойств продукта, создаваемых на разных этапах его разработки, производства, маркетинга, сбыта, в соизмерении с затра­тами на достижение этих ценностей.

Прежде всего выделяются пять основных этапов хозяйственной деятельности, создающие главные ценности (М. Портер иногда про­водит аналогию с созданием стоимости) товара:

материально-техническое обеспечение (логистика);

изготовление продукции;

складирование, доставка и распределение продукции;

маркетинг (включая продажу);

обслуживание товара у потребителя.

другая часть составляющих включает в себя общие вспомогатель­ные виды деятельности:

управленческую структуру;

управление персоналом;

технологическое обеспечение производства;

обеспечение материалами внутри предприятия.

Основные и вспомогательные виды деятельности объединены в еди­ную систему (рис. 1), которая стремится к повышению потреби­тельской стоимости товара и одновременно к снижению собственных затрат за счет лучшей организации всех процессов и внутренней дея­тельности на предприятии.

 

Рис. 1 Цепочка ценностей по М. Портеру

По утверждению М. Портера, указанные виды деятельности явля­ются всего лишь звеньями стандартной цепочки создания ценностей. Каждую стандартную (или типовую) категорию можно и должно рас­членить на уникальные, свойственные только данной конкретной компании действия. Например, маркетинг и продажи, составляющие вид первичной деятельности, подразделяются на управление марке­тингом, рекламирование, управление продавцами, деятельность отде­ла продаж, подготовку технической литературы и продвижение това­ра на рынке. В свою очередь, эти отдельно взятые действия можно разделить на еще более частные действия. Цель такого расчленения (или, как говорит М. Портер, «дисагрегации») состоит в том, чтобы оказать помощь компаниям в выборе одной из трех типовых стратегий. Для этого нужно выделить те зоны потенциальных преиму­ществ в конкуренции, которые может обрести фирма, противодействуя пяти конкурентным силам, уникальным для каждой отрасли и конкретной фирмы. Так, «... в зависимости от отрасли каждая из кате­горий может оказаться жизненно необходимой для обретения преиму­ществ в конкуренции. Для дистрибьютора представляет исключитель­ную важность материально-техническое обеспечение производства и сбыта... Для банка, участвующего в кредитовании компаний, ключе­вое значение имеет маркетинг и сбыт, т. е. эффективная работа служа­щих, определяющих... способ предоставления кредитов и условия их предоставления. .. В шоколадной промышленности закупка бобов ка­као, а на электростанциях... закупка топлива являются самыми важны­ми детерминантами уровня издержек и соответствующей стратегии... В сталелитейной промышленности производственные технологии — единственный самый важный фактор, обеспечивающий преимущества в конкурентной борьбе».

В соответствии с предложенной методологической базой исследо­вания анализ потенциала предприятия предлагается проводить по следующей схеме.

Оценка ресурсов и эффективности предприятия.

Финансовый анализ деятельности предприятия.

Сравнительный анализ.

Организация процедуры оценки ресурсного потенциала предпри­ятия.

При оценке ресурсов предприятия по каждому из основных и вспо­могательных видов деятельности определяются используемые ресур­сы, которые группируются следующим образом:

физические ресурсы; при этом важными являются их качествен­ные характеристики, например оценивается не просто число станков, а возраст, мощность, степень изношенности, циклич­ность работы, взаимозаменяемость и т. д.;

человеческие ресурсы; учитывается квалификация, стаж рабо­ты, половозрастная структура занятых, скорость передвижения по «служебной лестнице» и т. д.;

финансовые ресурсы;

нематериальные активы («управленческая культура», организа­ционные возможности, репутация в деловом мире, контроль над сбытовой сетью, патенты, лицензии, «ноу-хау» и т. д.).

При оценке использования ресурсов предприятия исходят из того, то стратегический потенциал первичного хозяйственного звена есть не просто набор перечисленных ресурсов, а их система, в которой эти ресурсы взаимодействуют друг с другом, иными словами, происходит их использование.

Использование ресурсов наиболее целесообразно характеризовать при помощи таких понятий, как продуктивность и эффективность. Продуктивность обеспечивает деятельность каждого ресурса конкрет­ным показателем, а эффективность представляет его ценность с точки зрения гармоничного, системного использования.

Возможный вариант оценки использования ресурсов предприятия с учетом характеристик продуктивности включает:

финансовый анализ деятельности предприятия — это определение финансовых возможностей по созданию основных фондов, повыше­ние прибыльности, проведение политики приобретения и ликвидации убыточных производств, участие в рынке ценных бумаг и т. д. При этом он представляет собой расчет некоторых коэффициентов и их иссле­дование с точки зрения поставленных целей.

Сравнительный анализ ресурсного потенциала предприятия, кото­рый может проводиться в нескольких разрезах. Остановимся на ос­новных из них.

Во-первых, это исторический анализ предприятия. В этом случае анализу подвергаются все основные и вспомогательные виды дея­тельности, ресурсы, их обеспечивающие, а также их сочетание. Особое внимание уделяется изучению причин, приведших к бур­ному росту предприятия или, напротив, резкому спаду эффектив­ности его деятельности. Исторический опыт позволяет более точ­но выявить сложившийся имидж предприятия в «деловом мире», а также стиль его поведения, принятый в сферах управления и про­изводства. Наиболее часто применяемыми методами здесь могут служить тренды, диаграммы, аналитические записки и т. д.

Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации