Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:26, курсовая работа
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
Введение……………………………………………………………………......5
1.Теоретические основы организационной структуры управления на предприятии…………………………………………………………………....6
1. Сущность и понятие организационной структуры …………………….6
2. Методы проектирования организационной структуры управления
предприятием………………………………………………………………….16
3. Классификация организационных структур……………………….…....20
2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»…………………………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….35
Список литературы……………………………………………………………37
Лежащее в основе партисипативной организации участие работников всех уровней в управлении предполагает участие в:
- принятии решений;
- установлении целей;
- решении проблем.
Быстрые и динамичные изменения, за последнее время произошедшие во внешнем окружении деловых организаций, способствовали развитию особого типа организационных структур, получивших название предпринимательских. Предпринимательские структуры не следует отождествлять с малым бизнесом, инвестиционными проектами и просто способом быстрого обогащения. Предпринимательские организации ориентированы на рост и больше рассчитывают на имеющиеся возможности, чем на контролируемые ресурсы. Реализация возможностей и использование для этого ресурсов чаще осуществляется на краткосрочной, эпизодической и поэтапной основе. Структура управления предпринимательской организацией характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением.
Организация, ориентированная на рынок или "движимая рынком" организация, может быть описана следующим образом. По характеру взаимодействия с внешней средой (т.е. рынком), это органический тип организации. По характеру взаимодействия частей внутри организации, это либо развитая дивизиональная, либо реальная матричная структура. По характеру взаимодействия индивида с организацией; это индивидуалистский тип.
От организации, ориентирующейся на рынок, требуется соблюдение трех главных качеств: гибкости, адаптивности и инновационности. В движении в этом направлении деловых организаций проявляются следующие тенденции. В организации усиливается группирование работ по рынкам. Больше усилий прилагается для приспособления продукта к потребителю. При этом имеет место частое изменение продукта. Ускоряются потоки информации. Структура организации начинает все больше носить сетевой характер. Система управления становится главным ресурсом предприятия. Все в организации направлено на сближение тех, кто принимает решения, с теми кто продукты решений покупает – потребителями. Это в свою очередь требует уменьшения числа уровней управления в организации и передачи ответственности на нижние этажи иерархии, расположенные ближе к потребителю и берущие на себя риск. Важное значение приобретает групповая работа, ролевое поведение и взаимодействие, основанное на доверии.
Развитие
указанных тенденций меняет структуру
рыночно ориентированной
Организация проектируется
Образуется таким образом сетевая схема структуры.
Необходимость
усиления стратегической направленности
научно-исследовательской, маркетинговой
и других важнейших видов деятельности
привела к возникновению
Сущность техноцентричных форм организационных структур заключается в следующем. В настоящее время все большее внимание уделяется электронным средствам. Устанавливаются корпоративные информационные сети; сотрудники побуждаются к использованию возможностей как этих сетей, так и общей базы данных. Изменился и порядок принятия решений. Вместо того, чтобы определить структуру, а затем – адекватные ей технологии, современные компании сначала выбирают способствующие выполнению задач электронные средства и на их основе формируют структуры. "Переменные электронного конструирования" включают в себя компьютерные сети и телекоммуникационные системы, искусственный интеллект, виртуальную реальность, факсисильную связь и могут использоваться вместо обычных переменных или расширить их, а также применяться в процессе разработки структур. Новые информационные технологии позволяют реструктурировать процесс труда, заменить "виртуальными" компонентами или "виртуальными" работниками некоторые внутренние виды деятельности, которые физически и юридически отделяются от организации, но участвуют в рабочем процессе посредством электронных систем.16
В развивающихся формах структуры организаций становятся более органическими и адаптивными. Изменения организационных структур компаний выражаются в децентрализации процессов принятия решений, движении к плоской структуре, возрастании степени неопределенности. Интернационализация деятельности приводит к размыванию границ организации. Возникла необходимость подготовки "гибких менеджеров". Индивидуальное развитие работников и организационное развитие во многом определяется корпоративной культурой, стимулирующей открытость, доверие, участие, инициативу и непрерывное обучение.
Виртуальные организации предлагают рынку реальные товары и услуги, но в сравнении с традиционными компаниями обладают существенно меньшим (если вообще их имеют) числом материальных характеристик. Обычно они представляют собой объединения независимых агентов, совместно представляющих товары или услуги. Агенты в большинстве своем работают на дому, поскольку в присутствии их в офисе нет никакой необходимости, и координируют свою деятельность посредством интенсивных телефонных и электронных коммуникаций, с помощью компьютерных систем.
При разработке организационной структуры студенты могут воспользоваться принципами, сформулированными А. Файолем.17
1.
Единство управления. Независимо
от структуры организации,
2.
Скалярный метод передачи
3.
Единство подчинения. У любого
служащего (работника) может
4.
Число лиц, находящихся в
5. Коммуникации, система связи. Как формальные, так и неформальные линии связи должны быть установлены и постоянно поддерживаться.
6.
Принцип ориентирования. Организации
должны строиться в
7.
Принцип избирательности.
8. Дифференциация работы. Различные виды работы имеют разные характеристики, что необходимо предусмотреть при создании организации.
9. Разбивка сложного элемента на простые составляющие, специализация и стандартизация. Эти методы должны найти свое применение в организации, так как позволяют снизить затраты.
10.
Контроль за осуществлением
11.
Планирование должно всегда
12. Гибкость. Структура организации должна позволять вносить в нее коррективы в связи с изменением методов, задач, целей, масштаба коммерческой деятельности, с появлением новых технологий и ресурсов.
13.
Доступность всех уровней
Можно воспользоваться и такими принципами:
-
первичности функций или
- точных границ между линейным и функциональным руководством;
- расплывчатости границ между ними в автономных группах, ориентированных на рынок;
- соблюдения норм управляемости;
-
минимальностей ступеней
-
сочетания централизации и
децентрализации выполнения
Огромное значение имеет правильное установление пределов распространения полномочий.
Следует
учитывать, что в случае необоснованно
увеличенных масштабов
С
другой стороны, в случае необоснованно
сокращенных масштабов
Организационная структура управления документально фиксируется в схеме структуры управления, в штатных расписаниях, положениях о структурных подразделений, а также в должностных инструкциях для исполнителей.
В схемах структуры управления отражаются состав структурных подразделений, подчиненность, внутренняя структура каждого подразделения.
Положение
о самостоятельном структурном
подразделении предприятия
1. Общую часть (роль, подчиненность);
2. Цели и задачи;
3. Функции;
4. Внутреннюю структуру;
5. Взаимоотношения;
6. Права;
7. Ответственность;
8. Критерии оценки работы;
9.
Порядок реорганизации и
Должностные инструкции содержат следующие разделы для каждого исполнителя:
1. Должностные обязанности (виды работ);
2. Должен знать (законы, постановления, ГОСТы);
3. Квалификационные требования, отражающие уровень общей и специальной подготовки и практический стаж;
4. Права и ответственность.
В
штатных расписаниях
Глава 2. Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО
«Энерготекс»
Структура управления ЗАО
«Энерготекс» очень сложна, это
связано прежде всего с
Таблица 1. Численность АУП и фонд оплаты труда
Категория служащих | Штатная численность, чел. | Средний ФОТ без надбавок, тыс.р. | Средний ФОТ с персональными надбавками, тыс.р. |
АУП | 159 | 438 | 452 |
Информация о работе Анализ организационно-управленческой структуры ЗАО «Энерготекс»