Анализ конкурентоспобности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 21:30, контрольная работа

Описание работы

Рыночная деятельность фирмы немыслима без участия в конкурентной борьбе. Конкуренция является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей прибыли. Она побуждает товаропроизводителя совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

Содержание

Введение.

Понятие конкурентоспособности предприятия.
Показатели конкурентоспособности продукции.
Анализ конкурентоспособности продукции.


Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 29.66 Кб (Скачать)

        ВАРИАНТ 1

        Анализ  конкурентоспобности продукции. 

             Введение.

  1. Понятие конкурентоспособности предприятия.
  2. Показатели конкурентоспособности продукции.
  3. Анализ конкурентоспособности продукции.
 

          Заключение.

         Список литературы. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     -2 -

     Введение 

     Рыночная  деятельность фирмы немыслима без  участия в конкурентной борьбе. Конкуренция  является механизмом соперничества, состязательности участников рынка за право поиска своего покупателя, за возможность  продажи товара на наиболее выгодных условиях, захвата определенной доли рынка и получении соответствующей  прибыли. Она побуждает товаропроизводителя  совершенствовать и обновлять свою продукцию, повышать ее качество, то есть делать ее конкурентоспособной.

     Конкурентоспособность – это свойство продукции (товара) выступать на рынке наравне с  присутствующими там аналогичными товарами. Она имеет три степени  оценки: высокую, среднюю, низкую.

     Для конкурентоспособности потребительских  товаров характерен рыночный успех  на конкретном рынке в условиях конкурентной борьбы за определенный период времени. Это означает, что по своим совокупным характеристикам такие товары способны выдерживать конкуренцию аналогов:

     - функциональную (наиболее приемлемым способом  удовлетворять потребность пользователей  и формировать у них новые  потребности);

     - предметную (быть лучшими среди хороших,  выделяться важными параметрами  потребительских свойств);

     - видовую  (иметь лучший дизайн).

     Главными  составляющими конкурентоспособности  продукции (товара) служат следующие  характеристики: технические (классификационные,

- 3 -

нормативные, конструктивные, эргономические, экологические, эстетические), экономические (стоимость, расходы  по доставке и вводу в эксплуатацию, энерго- и ресурсоемкость) и организационные (система скидок, гарантий, уровень  сервиса).

     В самом  общем виде конкурентоспособность  может быть представлена в следующем  виде:

     - технический  уровень товара;

     - уровень  маркетинга и рекламно-информационного  обеспечения;

     - соответствие  требованиям потребителя, техническим  условиям и стандартам:

     - организация  сервиса, авторского надзора,  гарантийного обеспечения, обучение  персонала приобретающей стороны;

     - срок  поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий;

     - цена, условия платежей;

     - актуальность (своевременность) появления данного  товара на конкурентном рынке.

     Конкурентоспособность продукции (товара) может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т.е. рынка, на котором независимые  фирмы-продавцы свободно соперничают  за право продавать свой товар  независимому покупателю.

     Среди обилия коммерческих структур в каждом сегменте рынка, потребитель сегодня  ищет, как правило, не столько фирму  с минимальными ценами, сколько надежную, зарекомендовавшую себя с хорошей  стороны 

- 4 -

организацию, способную  предложить качественный товар на выгодных условиях. В связи с этим исключительно  важным становится поддержание доброго  имени компании, что достигается, в первую очередь, созданием и  развитием конкурентных преимуществ  над соперниками на рынке по различным  областям деятельности.

     Чтобы выжить в динамически развивающемся  рынке, необходимо развиваться и  самой фирме. То, что хорошо сегодня, не обязательно будет достаточно завтра, видение перспектив и направлений  развития, умение предугадать шаги конкурентов и правильно выбрать  направления своих превентивных и ответных шагов, вот, далеко не полный перечень моментов требующих постоянного  внимания грамотного руководителя.

     Само  понятие конкуренция означает динамичный и непрерывно возобновляемый процесс  соперничества. Поэтому актуальность темы управление конкурентоспособностью продукции трудно переоценить. 

     1 Понятие конкурентоспособности  продукции 

     Конкуренция - это процесс управления субъектом  своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и  субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.

     Как было доказано многими экономистами, конкуренция является движущей силой  развития общества, главным инструментом экономии

- 5 -

ресурсов (например, в Японии ресурсы используются в  целом в три раза эффективнее, чем в России), повышения качества товаров и уровня жизни населения. Поэтому конкуренция - очень сложное  понятие. Особенно важно изучить  ее механизм в условиях российской экономики, только начинающей осваивать  этот механизм .

     Сущность  конкурентоспособности организации  – совокупность трудового и научно-производственного  потенциала организации, способного создавать  и производить продукцию определённого  уровня конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию представлена как взаимообусловленное  единство двух составляющих: конкурентоспособности  продукции и ресурсного потенциала организации.

     Управление  конкурентоспособностью организации  представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей по повышению конкурентоспособности  организации.

     Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности  в существующих определениях требуют  уточнения понятия конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность товара – это совокупность потребительских  и экономических характеристик  товара, обеспечивающих прибыльность производства и удовлетворение конкретной потребности покупателя в конкурентных условиях .

     Конкурентоспособность отдельного товара рассматривается  с точки зрения потребителя и  производителя. Покупателя на конкурентном рынке 

- 6 -

интересует совокупность потребительских и стоимостных  характеристик товара только с точки  зрения эффективности потребления, а производителя, кроме того, –  эффективность производства. На основании  указанного обстоятельства и с целью  объективной оценки вводится двойное  понятие о конкурентоспособности  товара:

  • конкурентоспособность товара по потреблению – это совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов;
  • конкурентоспособность товара по потреблению и производству – это совокупность потребительских и экономических характеристик товара в сферах потребления и производства относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

     Для определения цены потребления в  зависимости от потребительских  характеристик вводится понятие  конкурентоспособности товара по ценообразованию.

     Конкурентоспособность товара по ценообразованию – это  совокупность потребительских характеристик  товара в сфере потребления относительно аналогичных характеристик товаров-конкурентов.

     С целью  всесторонней, комплексной и количественной оценки уровня и динамики повышения  конкурентоспособности организации  требуется уточнить понятия конкурентоспособности  продукции.

     Конкурентоспособность продукции по потреблению – это  средневзвешенный показатель конкурентоспособности  выпускаемых товаров, оцененных  по потребительским и стоимостным  параметрам относительно товаров –  конкурентов.

     - 7 -

     Конкурентоспособность продукции по потреблению и производству – это средневзвешенный показатель конкурентоспособности выпускаемых  товаров, оцененных по потребительским  и экономическим параметрам относительно товаров – конкурентов.

     Интегральный  показатель конкурентоспособности  товара определяется на базе групповых  параметров или показателей и  характеризует конкурентоспособность  изделия по определённой совокупности технико-экономических параметров относительно аналогичных параметров конкурирующих товаров.

     С целью  более объективной оценки конкурентоспособности  товара и продукции предлагается производить её средневзвешенными  интегральными показателями конкурентоспособности:

     - средневзвешенный  интегральный показатель конкурентоспособности  товара - это интегральные показатели  конкурентности товара по определённой  совокупности параметров, взвешенные  относительно нескольких конкурирующих  товаров;

     - средневзвешенный  интегральный показатель конкурентоспособности  продукции - это средневзвешенные  интегральные показатели конкурентности  товаров по определённой совокупности  параметров, взвешенные относительно  выпускаемых товаров предприятия.

     К факторам конкурентоспособности можно отнести: качество товара и его соответствие спросу; экологическую чистоту; себестоимость  и цену; дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения товара и обслуживания потребителей. Качество товара зависит  от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие 

- 8 -

потребительские функции  товара, его свойства, удовлетворяющие  какие-либо потребности потенциальных  покупателей.

     При изучении конкурентоспособности продукции  необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проводится сравнение. Понятие "атрибут" включает характеристики продукта и выгоды потребителей. При  традиционной оценке конкурентоспособности  обычно считают, что связь между  результирующим показателем конкурентоспособности  и факторными является функциональной.

     Факторы, определяющие предпочтение, необходимо выявлять в каждом случае. Они определяются в зависимости от особенностей продукции.

     Различают жесткие потребительские параметры, которые соответствуют строго регламентируемым стандартами конструктивным и технологическим  признакам, его потребительским  свойствам и функциям, а также  мягкие потребительские параметры, отражающие эстетические психологические  свойства товара.

     Обычно  на рынке представлено большое количество различных видов товаров. Комплекс товаров одного и того же потребительского назначения, но с разными потребительскими параметрами, например мощностью, производительностью, уровнем потребляемой энергии, внешним  оформлением и т.д., образует параметрический ряд. Его размах (число подобных товаров) обусловлен многими причинами, в частности конкуренцией. Место каждого такого товара в параметрическом ряду характеризуется параметрическим индексом. Он представляет собой  

- 9 -

процентное отношение  фактического потребительского параметра  к эталонной величине, определяемой экспертным путем и опросами.

     Совокупность  множества относительных параметров, характеристик и показателей, участвующих  в определении единичных, групповых  и интегральных показателей конкурентоспособности  продукции, объективно отражает конкурентность работы организации. Стратегия конкурентоспособности  продукции и организации осуществляется позиции интегральной оценки результативности системы. Отсюда возникает необходимость  содержательного и количественного  технико-экономического обоснования  параметров, характеристик и показателей, которые присутствуют в интегральных показателях конкурентоспособности  продукции по потреблению и производству.

     По  своей сути конкурентоспособность  продукции — это ее оценка потребителем. Свойство это зависит не только от самого продукта, но в значительной мере от продуктов-конкурентов, на фоне которых потребитель и дает свою оценку конкурентоспособности именно данного образца, а точность этой оценки подтверждает фактом траты денег  на покупку. 

Информация о работе Анализ конкурентоспобности продукции