Анализ качества продукции на конкурентоспособность предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 08:19, курсовая работа

Описание работы

Директор Сочинского центра стандартизации, метрологии и сертификации Валентин Владимирович Месников говорит, что качество сегодня – главный критерий оценки продукции, работ, услуг оно определяет уровень жизни каждого человека и общества в целом. Оно как бы индикатор высокого стандарта или уровня совершенства, и не случайно, производитель рекламируя свою продукцию говорит о её качестве.

Содержание

Введение.

Класс и понятие качества.
Система показателей качества.
Конкурентоспособность продукции, сущность и методы ее определения.
Факторы, влияющие на качество продукции.
“Семь инструментов” управления качеством.
Технология качества.
Россия – сырьевой партнер для зарубежных стран.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

качество.doc

— 321.50 Кб (Скачать)

      Согласно  ГОСТ 15467 – 91  под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенствование оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

      В современных условиях возникает  необходимость в смене ориентации и критериев оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции.

      Различают два понятия: “конкурентоспособность предприятия”   и “конкурентоспособность товара”.

      Под конкурентоспособностью предприятия  понимают способность предприятия  производить конкурентоспособную  продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный потенциал.

      Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и  стоимостных характеристик, которая  обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличает от аналогичных товаров – конкурентов.

      Абсолютно конкурентными являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке. 
 
 

4. Факторы влияющие  на качество продукции.

      На  каждом предприятии на качество продукции  влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

      К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

      Технические факторы самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

      Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

      Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

      Социально – экономические факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

      Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

      Все эти факторы  связаны между  собой и влияют на качество продукции. 

      5. Семь инструментов качества.

      Один  из базовых принципов управления качеством состоит в принятии решений на основе фактов. Наиболее полно это решается методом моделирования процессов, как производственных, так и управленческих инструментами математической статистики. Однако, современные статистические методы довольно сложны для восприятия и широкого практического использования без углубленной математической подготовки всех участников процесса. К 1979 году Союз японских ученых и инженеров (JUSE) собрал воедино семь достаточно простых в использовании наглядных методов анализа процессов. При всей своей простоте они сохраняют связь со статистикой и дают профессионалам возможность пользоваться их результатами, а при необходимости - совершенствовать их.

Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Ишикавы)

Диаграмма типа 5М рассматривает такие компоненты качества, как “человек”, “машина”, “материал”, “метод”, “контроль”, а в диаграмме типа 6М к ним добавляется компонент “среда”. Применительно к решаемой задаче квалиметрического анализа, для компоненты “человек” необходимо определить факторы, связанные с удобством и безопасностью выполнения операций; для компоненты “машина” - взаимоотношения элементов конструкции анализируемого изделия между собой, связанные с выполнением данной операции; для компоненты “метод” - факторы, связанные с производительностью и точностью выполняемой операции; для компоненты “материал” - факторы, связанные с отсутствием изменений свойств материалов изделия в процессе выполнения данной операции; для компоненты “контроль” - факторы, связанные с достоверным распознаванием ошибки процесса выполнения операции; для компоненты “среда” - факторы, свяанные с воздействием среды на изделие и изделия на среду.

 Пример диаграммы  Ишикавы

Контрольные листки

Контрольные листки могут применяться как при контроле по качественным, так и при контроле по количественным признакам.

  
 
 

  

Гистограммы

Гистограммы – один из вариантов столбчатой диаграммы, отображающий зависимость  частоты попадания параметров качества изделия или процесса в определенный интервал значений от этих значений.

Гистограмма строится следующим образом:

Определяем  наибольшее значение показателя качества.

Определяем  наименьшее значение показателя качества.

Определяем  диапазон гистограммы как разницу  между наибольшим и наименьшим значением.

Определяем  число интервалов гистограммы. Часто  можно пользоваться приближенной формулой:

(число  интервалов) = Ц (число значений  показателей качества)

Например, если число показателей = 50, число  интервалов гистограммы = 7.

Определяем  длину интервала гистограммы = (диапазон гистограммы) / (число интервалов).

Разбиваем диапазон гистограммы на интервалы.

Подсчитываем  число попаданий результатов  в каждый интервал.

Определяем  частоту попаданий в интервал = (число попаданий)/(общее число показателей качества)

Строим  столбчатую диаграмму 

Диаграммы разброса

Диаграммы разброса представляют из себя графики  вида, изображенного ниже, которые  позволяют выявить корреляцию между  двумя различными факторами.

  

Диаграмма разброса: Взаимосвязи показателей качества практически нет.

 

Диаграмма разброса: Имеется прямая взаимосвязь  между показателями качества

 

Диаграмма разброса: Имеется обратная взаимосвязь  между показателями качества

Анализ  Парето

Анализ  Парето получил свое название по имени итальянского экономиста Вилфредо Парето, который показал, большая часть капитала (80%) находится в руках незначительного количества людей (20%). Парето разработал логарифмические математические модели, описывающие это неоднородное распределение, а математик М.Оа. Лоренц представил графические иллюстрации.

Правило Парето - “универсальный” принцип, который применим во множестве ситуаций, и без сомнения - в решении проблем качества. Джозеф Джуран отметил “универсальное” применение принципа Парето к любой группе причин, вызывающих то или иное последствие, причем большая часть последствий вызвана малым количеством причин. Анализ Парето ранжирует отдельные области по значимости или важности и призывает выявить и в первую очередь устранить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем (несоответствий).

Анализ  Парето как правило иллюстрируется диаграммой Парето (рис. ниже), на которой по оси абсцисс отложены причины возникновения проблем качества в порядке убывания вызванных ими проблем, а по оси ординат – в количественном выражении сами проблемы, причем как в численном, так и в накопленном (кумулятивном) процентном выражении.

На диаграмме  отчетливо видна область принятия первоочередных мер, очерчивающая те причины, которые вызывают наибольшее количество ошибок. Таким образом, в первую очередь, предупредительные мероприятия должны быть направлены на решение проблем именно этих проблем.

Диаграмма Парето

Стратификация

В основном, стратификация - процесс сортировки данных согласно некоторым критериям или переменным, результаты которого часто показываются в виде диаграмм и графиков

Мы можем  классифицировать массив данных в различные  группы (или категории) с общими характеристиками, называемыми переменной стратификации. Важно установить, которые переменные будут использоваться для сортировки.

Стратификация - основа для других инструментов, таких  как анализ Парето или диаграммы рассеивания. Такое сочетание инструментов делает их более мощными.

На рисунке  приведен пример анализа источника  возникновения дефектов. Все дефекты (100%) были классифицированы на четыре категории – по поставщикам, по операторам, по смене и по оборудованию. Из анализа представленных донных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит в данном случае “поставщик 1”.

 

Стратификация данных.

Контрольные карты

Контрольные карты – специальный вид диаграммы, впервые предложенный В. Шухартом в 1925 г. Контрольные карты имеют вид, представленный на рис. 4.12. Они отображают характер изменения показателя качества во времени.  

   

Общий вид контрольной карты 

Контрольные карты по количественным признакам 

Контрольные карты по количественным признакам - это как правило сдвоенные карты, одна из которых изображает изменение среднего значения процесса, а 2-я - разброса процесса. Разброс может вычисляться или на основе размаха процесса R (разницы между наибольшим и наименьшим значением), или на основе среднеквадратического отклонения процесса S.

В настоящее  время обычно используются x- S карты, x - R карты используются реже.

Контрольные карты по качественным признакам 

Карта для доли дефектных изделий (p - карта)

В p - карте  подсчитывается доля дефектных изделий  в выборке. Она применяется, когда объем выборки - переменный.

Карта для числа дефектных изделий (np - карта)

В np - карте  подсчитывается число дефектных  изделий в выборке. Она применяется, когда объем выборки - постоянный.

Карта для числа дефектов в выборке (с - карта)

В с - карте  подсчитывается число дефектов в  выборке.

Карта для числа дефектов на одно изделие (u - карта)

В u - карте  подсчитывается число дефектов на одно изделие в выборке.

 Бланк  контрольной карты 

 
 

Использованию перечисленных выше групп статистических методов посвящена обширная специальная литература (Более подробную информацию Вы можете получить из книги "Менеджмент систем качества", Учебное пособие/ М.Г. Круглов, С.К. Сергеев, В.А. Такташов, В.Г. Фирстов, Г.М. Шишков. М.: ИПК Издательство стандартов, 1997). Безусловно, при создании систем качества эти методы следует внедрять от простых - к сложным. 

Информация о работе Анализ качества продукции на конкурентоспособность предприятия