Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:05, реферат
Термин «портфолио», возникший в сфере финансов, означает «оптимальный с точки зрения сочетания риска и доходности набор инвестиций». Применительно к предприятию портфолио-анализ представляет собой распределение его деятельности по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Это инструмент, с помощью которого руководство предприятия выявляет потенциальные возможности на рынке и формирует новые стратегии.
Портфельный анализ — это инструмент, с помощью которого предпри
Стратегия диверсификации — распространение хозяйственной деятельности на новые сферы. Диверсификация целесообразна, если предприятие имеет потенциальные возможности проникновения в новые высокопривлекательные отрасли. Диверсификация может осуществляться разными способами:
производство новой продукции на существующих производственных линиях (концентрическая диверсификация),
процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до и после производственного процесса (вертикальная диверсификация).
В тех случаях, когда диверсификация является целесообразной для предприятия стратегией, осуществлять ее можно двумя путями:
внутренний рост — проведение диверсификации деятельности самого предприятия,
внешний рост — слияние, поглощение, создание интегрированных структур
Основанием для выбора одной из стратегий является снижение уровня издержек, рост объемов продаж либо сочетание этих показателей.
Общий
потенциал рынка — это максимальный
объем продаж, которого могут достичь
все компании отрасли в течение определенного
периода времени при данном уровне маркетинговых
усилий и условий внешней среды Он может
быть определен следующей формулой:
Q = nqp
где О — общий потенциал рынка, n — число покупателей конкретного товара при заданных условиях, q — среднее число покупок в год, p — цена средней единицы покупки.
Для того чтобы процесс обновления товарного ассортимента был эффективным, предприятию необходимо решить следующие вопросы какой товар производить? какую принять стратегию сбыта? необходимо ли провести дополнительные маркетинговые исследования?
При формировании товарного ассортимента следует ориентироваться на внутренние возможности предприятия по ресурсам и мощностям, а также на доходность каждой единицы товаров. Однако окончательное решение должно приниматься с учетом доходности ассортимента в целом, поскольку исключение одного из товаров (даже малорентабельного) может существенно снизить объемы продаж по другим товарам. Процесс формирования товарного ассортимента проходит несколько этапов (рис. 2.6)
Установление
рейтинга каждого нового товара на
рынке требует оценки ключевых характеристик
его потребительских свойств, а также
их соотношений.
Рис 2
6 Этапы формирования
товарного ассортимента
В основе подхода к портфельному анализу фирмы Arthur D. Little (модель ADL) лежит концепция жизненного цикла отрасли или бизнес единицы, в соответствии с которой каждая бизнес-единица проходит в своем развитии четыре стадии, рождение, развитие, зрелость и спад. Другим параметром является конкурентная позиция бизнеса: от ведущей до слабой (всего в модели АОЬ их рассматривается пять). Характеристика основных конкурентных позиций приводится в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Характеристика конкурентных позиций бизнес-единиц | ||
Конкурентная позиция бизнеса | Основные характеристики | |
1 | 2 | |
Ведущая | Монополия или надежно защищенное технологическое лидерство Есть выбор стратегических вариантов | |
Сильная | Относительная доля рынка в 1,5 раза выше доли главного конкурента Стратегия выбирается вне зависимости от конкурентов | |
Благоприятная | Есть рыночная
ниша на рынке с небольшим числом
конкурентов с одинаковыми | |
Прочная | Специализация в определенном виде продукта Шансов упрочить позиции мало | |
Слабая | Бизнес имеет слишком малый масштаб Слабая резервная система для развития |
Сочетание четырех стадий жизненного цикла отрасли и пяти конкурентных позиций дает в итоге матрицу ADL (табл. 2.5), в которой приводится набор стратегических решений.
Таблица 2.5
Позиция бизнеса/Стадия жизненного цикла | Прибыль | Денежный поток | Инвестиции | Стратегии |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ведущая/ Рождение | Неустойчивая | Отрицательный (заем) | С опережением требований рынка | Новый бизнес |
Ведущая/Рост | Положительная динамика | Не обязательно положительный | Продолжение инвестирования | Лидерство в ценах Удержание доли рынка |
Ведущая/Зрелость | Положительная динамика | Положительный | Реинвестирование по мере необходимости обновления активов | Удержание доли
рынка
Удержание конкурентного положения |
Ведущая/Спад | Положительная динамика | Положительный | По мере необходимости
поддержания |
Удержание конкурентного положения |
Сильная/ Рождение | Может отсутствовать | Отрицательный (заем) | В соответствии с требованиями рынка | Усилить конкурентные
преимущества
Усилить Быстрый рост доли рынка |
Сильная/Рост | Неустойчивая | Вероятен отрицательный поток | С целью увеличения темпов роста | Лидерство в ценах Быстрый рост доли рынка |
Сильная/Зрелость | Положительная динамика | Положительный | Реинвестирование по мере необходимости | Удержание конкурентных позиций Быстрый рост доли рынка |
Сильная/Спад | Положительная динамика | Положительный | Минимальные | Удержание конкурентных
позиции
Удержание ниши |
Благоприятная/ Рождение | Может отсутствовать | Отрицательный
(заем)
(заем) |
Избирательные | Выборочное завоевание или рост доли рынка |
Благоприятная/ Рост | Минимальная | Отрицательный (заем) | Избирательные | Лидерство в ценах на важнейшем рынке Дифференциация продукции |
Благоприятная/ Зрелость | Умеренная динамика | Положительный | Минимальные или избирательное реинвестирование | Рост доли рынка с увеличением производства Поиск и защита |
Благоприятная/Спад | Умеренная динамика | Ликвидный | Минимальные | Эксплуатация рыночной
ниши
Уход с рынка |
Прочная/ Рождение | Отсутствует | Отрицательный | Избирательные | Подтвердить жизнеспособность |
Прочная/ Рост | Отсутствует | Отрицательный или ликвидный | Избирательные | Подтвердить жизнеспособность |
Прочная/ Зрелость | Минимальная | Ликвидный | Минимальные | Удержание ниши
Уход из отрасли |
Прочная/ Спад | Минимальная | Ликвидный | Деинвестирование | Уход с рынка
Отказ производства |
Слабая/Рождение | Отсутствует | Отрицательный (заем) | Избирательные | Достижение уровня конкурентов |
Слабая/Рост | Отсутствует | Отрицательный или ликвидный | Избирательные отказ от инвестиций | Обновление продукта Уход с рынка |
Слабая/Зрелость | Отсутствует | Отрицательный или ликвидный | Избирательные отказ от инвестиций | Обновление продукта Уход с рынка |
Слабая/Спад | Отсутствует | Ликвидный | Отказ от инвестиций | Выход из отрасли |
Практики отмечают, что данный метод анализа рынка наиболее приемлем в высокотехнологичных отраслях, где жизненный цикл товаров достаточно короток и следует часто пересматривать рыночные стратегии, делая попытки продлить жизненный цикл отрасли. В такого рода отраслях следует контролировать возможность появления ситуаций, когда уже зрелые рынки могут превратиться в растущие.
В
практике рыночных стран нашел широкое
распространение метод
1.
Капиталоемкость — предприятия,
2.
Относительное качество
3.
Производительность труда —
4. Конкурентная позиция бизнеса — более высокая доля рынка относительно новых конкурентов обеспечивает более высокую доходность бизнеса.
5.
Низкие затраты на единицу
продукции — возможность
6. Вертикальная интеграция — в условиях стабильного рынка вертикальная интеграция положительно влияет на хозяйственную деятельность предприятия.
7.
Инновации — увеличение
Поскольку в реальной хозяйственной практике все перечисленные факторы не только оказывают влияние на доходность, но также оказывают взаимное влияние друг на друга, необходимо построить многофакторные модели, отражающие зависимости, а также их использовать для поиска резервов доходности бизнеса.
Модель может дать полезную информацию о том, какие из перечисленных выше факторов наиболее значимы на современном этапе деятельности предприятия.
Одним
из методов стратегического
Рис 29 Графики GAP-анализа
Основные этапы GAP-анализа:
определение
основного стратегического
выявление реальных возможностей предприятия во временной динамике,
определение конкретных показателей стратегического планирования, обеспечивающих рост доли рынка,
установление
«разрыва» между показателями стратегического
плана и реальными
разработка
мероприятий по устранению «разрыва»
Информация о работе Анализ и выработка стратегий с помощью портфельных матриц