Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:00, контрольная работа
Лидерство – это искусство влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь нужных целей. Люди следуют за лидером потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление деятельности.
Объект исследования – теория лидерства. Предметом настоящего исследования является сравнительный анализ теорий лидерства. Цель- комплексный анализ и сравнение существующих теорий лидерства.
Введение.
Глава 1.Общая характеристика понятие лидерства.
Определение понятие «Лидерство»
1.2 Социально – психологическая категория – Лидерство.
Глава 2. Характеристика теорий о лидерстве.
2.1. Теория лидерских качеств.
2.2. Поведенческие и психологические теории лидерства.
2.3. Личностно- ситуационные теории лидерства.
2.4. Функциональные, синтетические теории лидерства.
Заключение.
Список использованной
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящейся к какой – либо общей для группы цели.
Глава 2. Характеристика теории лидерства.
2.1. Теория лидерских качеств.
Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Считалось, что лидеры имели какой - то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от нелидиров. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Так, Р. Стогдилл в 1948 пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: интеллектуальные способности; господство; уверенность к себе; активность и энергичность; знание дела. Однако эти пять качеств не объясняли появление лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
В настоящее время под этим понимается совокупность концепций, основанных на представлении о лидерстве как о функции индивидуально- психологических особенностей лидера. Наиболее последовательное отражение эта позиция нашла в теории «черт лидерства» (Е. Богардус). Сторонники этой теории считают предпосылкой признания человека лидером обладание им специфическими « лидерскими» чертами и способностями. Исследования в русле « теории черт» проводились и в лабораторных, и в реальных группах, среди взрослых, подростков и детей, различной как по структур, так и по содержанию и целям, и фокусировались на выявлении качеств, специфичных для лидеров.
Данная теория объясняет происхождение лидера не благодаря «априорным качествам», а благодаря полученному им жизненному опыту. Согласно этой теории человек в процессе своего развития и научения приобретает необходимый набор качеств лидера – уверенность в себе, инициативность, целеустремленность, высокий интеллект, обширные знания,.. Сторонники этой теории считают, что достаточно воспитать все эти качества в человеке, и он станет настоящем лидером.
Достаточно современной группой концепций и лидерства, примыкающей к теории черт, являются концепции лидерства. Они восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В. М. Басс, Б. Шамир, М. Артур. Концепции лидерства исходят из того, что последователь соответствует личности лидера, способного оказывать влияние на трансформацию его ценностей. Проявлениями такого последователя выступают вера в лидера, почитание руководящей личности, а также побуждение к действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие руководителя осуществляется через механизм подражания, принятия членами группы его ценностей и поведения за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные». Решающим в харизме лидера является его способность влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности.
Теория лидерских качеств обладает рядом недостатков.
Необходимо признать позитивный вклад « теории лидерских качеств» в том, что она попыталась описать качества, присущие харизматическому лидеру и тем самым помогла более детально разобраться в этом феномене.
2.2. Поведенческие и психологические теории лидерства.
Если теории личностных качеств
лидера делали акцент на необходимости
распознавания и подбора
Одной из первых поведенческой теорией стала теория стилей Левина, которая выделяла авторитарный, демократической и пассивный. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Хотя выводы Левина основывались на данных полевых исследований, его классификация не получила широкого распространения, поскольку стили лидерства не увязывались с природой задания, которое выполняла группа, и слабо учитывались отношения между ее членами.
Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали систему лидерства, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично по теориям «Х» и «У» МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности – сосредоточение на работе ( теория «Х»), до другой – сосредоточенности на человеке (теория «У»). На основании своих исследований Лайкерт сделал очень смелый вывод о том, что стиль руководства неизменно будет ориентированным либо на работу, либо на человека, что в будущем неоднократно опровергалось другими исследователями.
В 1964 году Блейк и Мутон разработали так называемую «управленческую решетку», в рамках которой в зависимости от показателей двух независимых измерений (ориентация на производство и ориентация на персонал) можно описать пять основных лидерских стилей.
Главной особенностью поведенческих теорий является то, что руководитель может выбрать определенный лидерский стиль, т.е. обучиться ему.
Не менее важны в поведенческой теории и психологической концепции, которые связаны с мотивацией. Так, рассмотрим мотивационные теории лидерства.
Согласно В. Стоуну, мотив- это своеобразная выученная «навязчивая идея», основанная на внутренней потребности компетентно обращаться с окружающей средой. Независимо от первоначальной потребности (власть, престиж, самовыражение), мотивация зависит от осознаваемых человеком возможностей.
Чаще всего, индивид выставляет свою кандидатуру, когда он осознает, что у него есть вероятность победить, достаточно навыков и серьезная поддержка. Как заметил Д. Шредингер, «амбиции часто развиваются в специфической ситуации как ответная реакция на возможности, открывающиеся политику». «Теория амбиций» предполагает рациональную оценку ситуации. Дж. Штерн предложил следующую формулу мотивации: мотивации= f ( мотив х ожидание х стимул).
Это означает, что амбиции кандидата представляют собой функцию от трех переменных. Во-первых, от его личных мотивов (власть, успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий относительно занятия должности. В-третьих, от «Ценности приза».
Для лидерства важен мотив
плюс возможность его реализации,
т.к. мотив без такой возможности
равен движению без направления.
Известный сторонник
Цепочка контролируемого лидером состояния ведомых такова: желания и потребности== надежды и ожидания== требования== политические действия.
Что касается самого лидера, то А. Маслоу различал у него два типа властных потребностей:
Большинство исследователей придерживаются мнения, что основным властным мотивом является стремление удовлетворить одну потребность- в доминировании. Д. Берне считает, что главный элемент политических амбиций- потребность в уважении. Все «великие люди» демонстрировали наличие этой потребности. Наглядным примером является лидер с ущербной самооценкой ( В. Вильсон, по З. Фрейду). По мнению Д. Бернса, стремление к уважению- это не патология, а лишь повышенная потребность в само актуализации. Само актуализаторы- это и есть потенциальные лидеры.
2.3. Личностно- ситуационные теории лидерства.(Л.с.т.л)
Л.с.т.л.-это группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства. В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качества лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например: проблемой, которую решает группа).
Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида. Х. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».
Отдельным направлением в данном подходе стали трансактные теории лидерства- теории «ситуационные» факторы в предсказание эффективности лидерства. Влияние личности лидера и стиля его поведения на производительность ставится в зависимость от природы ситуации.
Согласно ситуационной модели эффективности лидера Ф. Фидлера эффективность функционирования группы зависит от двух взаимосвязанных факторов: личности лидера и того, насколько ситуация позволяет лидеру осуществлять контроль и оказывать влияние на групповые процессы и их результаты. Кроме того, лидерство - это динамический процесс по мере изменения ситуационного контроля меняется и стиль лидерства.
Теория «путь - цель» утверждает, что действия индивида основываются на ожидании того, что прилагаемые усилия приведут к желаемому результату. По Хаусу и Митчеллу, основные функции лидера- обеспечивать условия, при которых цели достижимы, и помогать группе их добиваться, указывая к ним путь. Мотивация и удовлетворенность подчиненных усиливается в той степени, в какой они видят в лидере необходимый фактор достижения к цели.
Эффективность стиля лидера зависит от характеристик подчиненных и специфики задач. Лидер должен обеспечивать то, чего не хватает в данной ситуации. Чем ниже компетенция подчиненных, тем больше потребность в директивном стиле руководства и структурированности задач. Чем компетентнее сотрудники, тем хуже воспринимается чрезмерный контроль.
Чем меньше структурированность задачи, тем больше нужда в указаниях лидера относительно пути к цели.
Критика данной теории состоит в том, что она лучше описывает достижения удовлетворенности работой, а не производительности.
Модель нормативных решений. В. Врум и У. Йеттон предложили, что эффективность действий лидера определяется знанием того, когда и в какой степени допускать подчиненных к участию в принятии решений. Выделяется пять уровней участия- от автократического (лидер единолично принимает решения, используя доступную информацию) через консультативный к совместному ( все участвуют в обсуждениях). Степень участия последователей в принятии решений определяется ситуационными факторами - от количества доступной информации до вероятности конфликта между подчиненными.
Существует такие теории как Теория жизненного цикла ( П. Херси и К. Бланшар), которая связывает поведения лидера со зрелостью группы, Многофакторная модель, которая описывает 14 вариантов поведения лидера, включая поддерживающий, делегирующий часть полномочий, поощряющий, развивающий, направляющий и другие стили поведения. Ситуационные теории (Б. Басе, К. Баланшар, В. Шмидт, Р. Лайкерт, Дж. Хаит) увязывают типы лидерства с ситуационными факторами, предлагая варианты лидерского поведения, находящиеся между другими полярными стилями управления.
2.4.Функциональные, синтетические теории лидерства.
В настоящее время широкое распространение в контексте исследований лидерства получила эмоционального интеллекта, разработанной группой американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с Д. Гоулманом.
Согласно данной концепции, именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта отличает лидеров от других людей, чья деятельность требует развитых когнитивных способностей в сочетании с организаторскими способностями, например, от руководителя академического исследовательского проекта. Под эмоциональным интеллектом понимается интегральная личностная структура, включающая четыре составляющих: самосознание, самоконтроль, социальную чуткость и управленческие навыки.
Под самосознанием Д. Гоулман понимает способность к рефлексии и адекватной оценке индивидом «… характера собственных эмоций, а также осознание своих сильных и слабых сторон, ценностей и мотивов. При этом … люди с сильным самосознанием являются реалистами: они не угнетают себя самокритикой, но не питают несбыточных надежд. Как правило, они честны с собой. Более того, они честны с другими в отношении себя – настолько, что даже могут посмеяться над собственными недостатками». Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается»… способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость.
Информация о работе Анализ и сравнительная характеристика поведенческих теорий лидерства