Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:54, курсовая работа
Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута»:
1. Установление госзаказами.
2. Формирование структуры органов управления.
3. Утверждение административных норм и нормативов.
4. Правовое регулирование.
5. Издание приказов, указаний и распоряжений.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Теоретические аспекты методов управления персоналом
1.1. Структура и функции системы управления персоналом…………………..6
1.2. Административные методы управления персоналом…………………….10
1.3. Экономические и социально-психологические методы правления персоналом……………………………………………………………………….14
Глава 2. Анализ системы управления персоналом, используемых на предприятии.
2.1. Общая характеристика гостиницы «Русь»………………..……………….19
2.2. Анализ административных методов управления персоналом на примере гостиницы «Русь»………………………………………………………………..19
2.3. Анализ экономических и социально-психологических методов управления персоналом на примере гостиницы «Русь»………………………23
2.4. Мероприятия по совершенствованию методов управления персоналом в исследуемой организации на примере гостиницы «Русь»……………………26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………..………………………33
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Социологические методы исследования,
являясь научным
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование
составляет новое направление в
работе с персоналом по формированию
эффективного психологического состояния
коллектива организации. Оно исходит
из необходимости концепции
ГЛАВА 2.
АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ПРЕДПРИЯТИИ.
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСТИНИЦЫ «РУСЬ».
Сложно найти в России гостиницу со столь богатой историей.
Ведь первых гостей «Русь» приняла более полутора веков назад, когда на главной площади Серпухова, примыкающей к тракту, ведущему из Москвы в южные губернии, открылся постоялый двор.
Много известных людей были его гостями в т. ч. Екатерина II, которая регулярно совершала выезды по Московскому тракту в южные регионы.
К услугам гостей здесь открыты 50 комфортабельных номеров, названия которых вновь возвращают нас в историю: Княжеский, Боярский, Купеческий, Гусарский, Кадетский. Они делятся на номера эконом, бизнес и премиум-класса. Все комнаты обставлены современной классической мебелью с телевизором, телефоном, Интернетом.
Кроме этого гостям предложены библиотека, зал для переговоров на 20 мест, организованны услуги хранения багажа, room-сервиса, встречи гостей на вокзале, организации экскурсий, помощь гида-переводчика, массажиста, прачечной.
Жемчужиной гостиницы является ресторан и пивоварня.
И все это - в историческом центре древнего Серпухова, на площади, основанной в 1335 году, которую до сих пор украшает парк с фонтаном и великолепными вековыми деревьями.
2.2. АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «РУСЬ».
Объективной основой использования
этих методов управления выступают
организационные отношения, составляющие
часть механизма управления. Деятельность
по управлению гостиничным предприятием
невозможна без разумного применения
административных методов (которые
нередко называют организационно-
Необходимость использования централизованного воздействия на гостиницу «Русь» посредством административных методов вытекает из объективной потребности в реализации общенародных интересов и правильного их сочетания с интересами отдельного коллектива, каждого работника, собственника.
Организационно-
1. правовое регулирование трудовых отношений;
2. укрепление законности;
3. защита прав и законных
интересов предприятия и его
работников в соответствии с
КЗоТ и другими
В гостинице «Русь» применяются
три формы проявления организационно-
1. обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);
2. согласительные (консультация, компромисс);
3. рекомендации, пожелания
(совет, разъяснение,
Как правило, это прямые задания
и распоряжения вышестоящих органов
управления (волевое воздействие
руководителя на подчиненных), которые
направлены на соблюдение законов и
постановлений, приказов и распоряжений
руководителей в целях
В общем виде система организационно-
Организационное воздействие на структуру управления гостиничным предприятием осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1. вынужденное и внешне
навязанное. Оно сопровождается
неприятным чувством
2. пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождением от принятия самостоятельных решений;
3. осознанное, внутренне обоснованное.
В целом организационно-
В сущности, вся система
пронизана организационно-
В гостинице «Русь» эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
2.3. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
Экономическим методам управления в сфере гостиничного бизнеса отводится центральное место, и гостиница «Русь» не исключение. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме - овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.
Потребность в экономических методах управления в сфере услуг закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях разгосударствления предприятий гостиничного хозяйства и развития частного предпринимательства с помощью директивного воздействия не всегда возможно и разумно решать сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения в услугах. Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение в сфере гостиничного бизнеса. Это необходимо для обеспечения нормальных условий функционирования в новых условиях хозяйствования, и на рассматриваемом предприятии делаются шаги к осуществлению этого положения. Одновременно сокращается число звеньев управления в службе сервиса, которая становится хозяйственно самостоятельной. В силу своей специфики - повседневного удовлетворения индивидуальных нужд населения - сфера гостиничного хозяйства нуждается в неизмеримо меньшей централизации, чем какая-либо иная сфера труда.
Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования на изучаемом предприятии, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации для решения различных экономических и социальных задач. Т.е. после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) гостиничной организации. В некоторых случаях эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер; так происходит и в гостинице «Русь». Таким образом, основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
Чтобы воздействие на коллектив
было наиболее результативным, необходимо
не только знать моральные и
Социально-психологические методы руководства требуют, чтобы во главе коллектива были люди достаточно гибкие, умеющие использовать разнообразные аспекты управления. В качестве основных форм такого воздействия в гостинице «Русь» используются:
1. планирование социального развития трудовых коллективов;
2. убеждение как метод
воспитания и формирования
3. экономическое соревнование;
4. критику и самокритику;
5. постоянно действующие
производственные совещания,
6. различного рода ритуалы и обряды.
Подводя итог, можно заметить,
что социально-психологические
В сфере услуг все большее распространение получают социально-психологические методы управления, и гостиница «Русь» - не исключение. Они основаны на использовании моральной заинтересованности человека в получении общественного признания его трудового вклада. Это признание человек получает, прежде всего, в коллективе. Поэтому задача управления состоит в создании такой деловой атмосферы, в которой наиболее полно могли бы реализоваться способности каждого работника.
Особенность социально-психологических
методов состоит в чрезвычайном
разнообразии их конкретных форм, проявляющихся
через формирование коллектива, создание
здорового психологического микроклимата,
совершенствование