Анализ и формирование конкурентных преимуществ предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности фирмы. Конкуренция – одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы конкурентных преимуществ предприятия 5
Понятие и сущность конкурентных преимуществ 5
Теория конкурентного преимущества Майкла Портера 7
Методы анализа и способы формирования конкурентных 12
преимуществ
2.1 Анализ конкурентных преимуществ предприятия 12
2.2 Формирование конкурентных преимуществ предприятия 15
3. Конкурентные преимущества предприятия и их значение 19
3.1 Создание конкурентных преимуществ 20
3.2 Значение и необходимые основные деловые способности 20
персонала как конкурентного преимущества
3.3 Значение имиджа 22
Заключение 23
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     • данное конкурентное преимущество основано на использовании новшеств — продуктовых, технологических, организационных;

     • оно связано со значительным риском, но обеспечивает в случае успеха более высокую прибыль, возможно — сверхприбыль за счет установления монопольных цен;

     • его проще завоевать, чем сохранить;

     • при использовании новшеств сложно осуществлять планирование, так как  в этом случае невозможно воспользоваться прошлым опытом, экстраполировать в будущее, установленные в прошлом тенденции.

    • конкурентный преимущество стратегия

     Инновационные фирмы должны иметь высококвалифицированный  персонал, достаточные финансовые ресурсы  для создания и выведения новинок на рынок. Такая стратегия присуща либо крупным фирмам, либо, наоборот, небольшим венчурным предприятиям. Следует отметить, что преимущество раннего выхода на рынок может быть связано не только с новой продукцией или технологией, но и с методами сбыта, маркетинга.

     Методы  маркетинговых исследований используются для оценки идеи новинки, затем при  создании опытных образцов продукции  проводится тестирование рынка, а развертыванию  коммерческого производства новой  продукции предшествует пробный  маркетинг, т. е. методы маркетинга трижды используются в процессе создания и выведения на рынок новой продукции. Это позволяет уменьшить коммерческий риск новинки и подготовить рынок к ее появлению.

 

    3. Конкурентные преимущества предприятия и их значение 

     Стратегия - это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях.

     Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обуславливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действия.

     Впервые организованный бизнес столкнулся с  проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса. Именно в таких условиях становятся отчетливо видны все слабые стороны одних предприятий и сильные стороны других. И именно в такие периоды, как никогда становится, очевидно, куда были впустую истрачены огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Тогда до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ - преимуществ не над конкурентами, а преимуществ по отношению к потребителю.

     Однако  совершенно не следует то, что именно в развитии конкурентных преимуществ  и необходимо видеть сущность стратегического  планирования и управления организационным  бизнесом. Просто цели выживания предприятия  в конкурентной среде становятся доминирующими над другими целями, определяющими перспективную линию их поведения.

     Конкурентная  позиция - позиция, которую та или  иная компания занимает в отрасли  в соответствии с результатами своей  деятельности или в соответствии со своими преимуществами или недостатками. Конкурентные преимущества формируются под влиянием множества факторов, которые фирма достигает, формулируя рыночную стратегию.

     3.1 Создание конкурентных преимуществ

     Выбор сегментов целевого рынка определяет области конкуренции компании за предпочтения потребителей. Основная задача руководства фирмы на рынках конкурирующих продавцов - создание устойчивых конкурентных преимуществ, помогающих завоевать симпатии покупателей.

     Устойчивые  конкурентные преимущества удовлетворяют  пяти критериям:

     - предоставляют выгоды для потребителей. Покупатели рассматривают отличие как предлагающее им существенную выгоду или блага.

     - уникальны. Предоставляемые выгоды  или блага невозможно получить  у других поставщиков.

     - Устойчивы. Преимущество должно  быть невоспроизводимо конкурентами. Необходимо установить барьеры на входе: препятствия в приобретении необходимых знаний и опыта, достижение экономии.

     - прибыльны для фирмы. Компания  предлагает товар или услуги, структура цены, затраты которых  позволяют получать прибыль.

     - качественны.

     Качество - общепринятый экономический термин, выражающий предполагаемое удовлетворение потребностей в результате использования  или владения товарами или услугами. 

     3.2 Значение  и необходимые основные деловые способности персонала как конкурентного преимущества 

     Персонал  компании - важнейший источник конкурентных преимуществ, особенно на рынках, ориентированных  на услуги. Воспроизвести услуги высокого качества практически невозможно, поскольку  они определяются культурой фирмы, а также умением ее руководителей наделить должными полномочиями и заинтересовать сотрудников "передовой линии". К основным качествам сотрудников, которые создают ценности посредством оказания услуг, относятся следующие:

     - профессионализм. Приобретение требуемых  навыков и знаний предполагает постоянное повышение квалификации персонала;

     - вежливость. Потребители ожидают  обходительного обращения и участия;

     - честность и порядочность. Сотрудники  должны вызывать к себе доверие  потребителей;

     - надежность. Потребители предпочитают добросовестное обслуживание;

     - уверенность. Потребители желали  бы иметь дело с сотрудниками, уверенными в том, что они  справятся с большинством возникающих  проблем;

     - оперативность. Сотрудники должны  быстро реагировать на просьбы  и проблемы потребителей;

     - инициативность. Работники должны  быть способны взять инициативу  в свои руки, чтобы решить проблемы  потребителей, и не обращаться  по каждому "пустяку" к  высшему руководству;

     - коммуникабельность. Сотрудники фирмы  должны понимать проблемы потребителей  и эффективно предоставлять им всю необходимую информацию.

     Без необходимых навыков и умений настойчивость компании в реализации стратегии означает растрату ресурсов. Основные деловые способности организации, ее основные компетенции - это уникальные навыки сотрудников, которые позволяют приобрести устойчивые конкурентные преимущества.

     Задача  высшего руководства компании - определение  рыночных возможностей, которые, прежде всего, зависят от деловых компетенций  фирмы и представлений о развитии рынков, от того, какие способности обеспечат ей лидирующее положение на рынке.

     Как только способности компании определены, их последующее развитие требует  полной отдачи всех членов организации  и инвестиций. Подобно товарам, способности  и возможности не являются чем-то застывшим, а должны постоянно совершенствоваться и адаптироваться к изменяющимся условиям.

     3.3 Значение имиджа

 

     Имидж фирмы или ее марки должен быть основным источником отличительного преимущества. Однако, как только товару присваивается  известное имя его производителя или марка, они не только выберут именно его, но и будут готовы заплатить более высокую цену. Сложившийся имидж товара вызывает у потребителей чувство уверенности в нем.

     В качестве основных подходов к созданию ценности путем улучшения имиджа рекомендуются следующие:

    • - реальность.
    • - реклама и средства массовой информации

     Рейтинг критериев конкурентоспособности:

    • конкурентоспособность турпродукта;
    • эффективность маркетинговой деятельности;
    • имидж турфирмы;
    • эффективность менеджмента;
    • Месторасположение офиса.

 

     Заключение

 

     Подводя черту мы в первую очередь должны сказать о том, что анализ конкурентных преимуществ предприятия является трудоемким процессом, который имеет  различные методы: SWOT-анализ, SNW-анализ, а также факторный анализ.

     Формирование  конкурентных преимуществ сильно зависит от специфики деятельности предприятия, специфики рынка, на котором он осуществляет свою деятельность, а также выбранной им бизнесс-стратегии.

       Следует отметить, что для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая организация должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами.

     Знание  возможностей компании и источников конкурентного влияния позволит выявить направления, где компания может пойти на открытую конфронтацию с конкурентами, а где – избежать её.

     Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и  потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для  этого необходимо повышать научный  уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества.

 

     Список литературы

 
  1. Беляев  В.И. Маркетинг: основы теории и практики. – М.: КНОРУС, 2005. – 672 с.
  2. Бурцева Т.А., Сизов В.Ц., Цень О.А. Управление маркетингом. – М.: Экономитъ, 2005. – 271 с.
  3. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2007. – 432 с.
  4. Маркова В.Д. Маркетинг менеджмент. – М. Омега-Л, 2007. – 204 с.
  5. Океанова З.К. Маркетинг. – М.: Проспект, 2007. – 424 с.
  6. Панкрухин А.П. Маркетинг. – М.: Омега-Л, 2007. – 656 с.
  7. Парахина В.Н., Максименко С.В., Панасеенко С.В., Стратегический менеджмент. – М.: КНОРУС, 2007. – 496 с.
  8. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
  9. Портер М.Э. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2005. – 608 с.
  10. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием). – М.: Экзамен, 2006. – 637 с.
  11. Резник Г.А., Спирина С.Г., Введение в специальность “Маркетинг”. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.
  12. Синяева М.А. Маркетинг в малом бизнесе. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.
  13. Титов В.И. Экономика предприятия. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с.
  14. Фахтудинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: Дело, 2005. – 448 с.
  15. Фахтудинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с.
  16. Цахаев Р.А., Муртизалиева Т.В. Алиев С.А., Основы маркетинга. - М.: Экзамен, 2005. – 448 с.

Информация о работе Анализ и формирование конкурентных преимуществ предприятия