Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;

- выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;

- определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов

на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5

1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5

1.2 Источники и виды финансовых ресурсов на макроуровне ….……… 9

1.3 Система национальных счетов …………………………….………….. 12

2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне …………...…….. 18

2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России .... 18

2.2 Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне .. 25

Заключение ………………………………………………………….…………... 29

Список использованной литературы …………………………………………. 32

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 104.17 Кб (Скачать)

     По  данным таблицы 3 структура ВВП по доходам существенных изменений не претерпела, основным структурным компонентом ВВП России по доходам в рассматриваемом периоде являются доходы по оплате труда наемных работников. В ходе анализа показателей структурной динамики установлено, что удельный вес данного показателя в структуре ВВП по доходам в 2005-2009 гг. рос плавно и на конец отчетного периода составил 51,24 %.

     Доля  налогов на производство и импорт и валовой прибыли экономики  и валовых смешанных доходов  в составе ВВП по доходам в 2009 г. составила соответственно 17,25 и 31,51 %. Снижение доли указанных показателей за рассматриваемый период соответственно на 3,01 и 4,71 процентных пункта соответственно обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике. Динамика структуры ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 2.

     Рисунок 2 – Динамика структуры ВВП России по образованию доходов

     за 2005-2009 гг.

     Данные  ВВП России по использованию (расходам) за 2005-2009 гг. обобщены и систематизированы в таблице 4.

Таблица 4 – ВВП России по расходам за 2005-2009 гг.

     
Наименование  показателя Отчетный  период Изменения базовые
2005 г.  2006 г.  2007 г. 2008 г.  2009 г. абсолютные, млн. руб. относительные, %
Валовой располагаемый доход, млн. руб. 21 041 153,1 26 079 727,6 32 375 566,4 40 151 718,5 37 787 275,2 16 746 122,1 179,59
Расходы на конечное потребление, млн. руб. 14 438 149,2 17 809 740,7 21 968 579,5 27 422 667,1 29 190 814,8 14 752 665,6 202,18
в том  числе:              
домашних  хозяйств, млн. руб. 10 652 857,8 12 974 743,4 16 031 739,8 20 011 231,4 21 086 172,2 10 433 314,4 197,94
государственного  управления, млн. руб. 3 645 918,5 4 680 409,7 5 750 964,1 7 194 723,2 7 871 284,1 4 225 365,6 215,89
некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние хозяйства, млн. руб. 139 372,9 154 587,6 185 875,6 216 712,5 233 358,5 93 985,6 167,43
Валовое сбережение, млн. руб. 6 603 003,9 8 269 986,9 10 406 986,9 12 729 051,4 8 596 460,4 1 993 456,5 130,19
 

     По  данным таблицы 4 валовой располагаемый доход за рассматриваемый период вырос в сравнении с базовым периодом на 16 746 122,1 млн. руб. или на 179,59 % и составил в 2009 г. 37 787 275,2 млн. руб. Абсолютное повышение расходов произошло по всем направлениям. Наибольший темп роста отмечен по расходам домашних хозяйств (197,94 %) и конечным расходам органов государственного управления (215,89 %).

     Снижение  данного показателя в 2009 г. в сравнении  с 2008 г. на 2 364 443,3 млн. руб. или 6,26 % в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса.

     Расходы на конечное потребление по всем направлениям указанных расходов в 2007-2009 гг. увеличивались стабильно и динамично, и составили по итогам 2009 г. 29 190 814,8 млн. руб., что на 14 752 665,6 млн. руб. больше, чем в 2007 г.  Расходы на конечное потребление в рассматриваемом периоде распределялись в основном по статьям конечные потребительские расходы домашних хозяйств и конечные расходы органов государственного управления и составили в 2009 г. 21 086 172,2 и 7 871 284,1 млн. руб. соответственно.

     Валовое сбережение в 2005-2009 гг. в целом также  увеличилось на 1 993 456,5 млн. руб. и составило в 2009 г. 8 596 460,4 млн. руб. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 4 132 591,0 млн. руб. в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике в связи с мировым финансовым кризисом. Данные ВВП России по распределению расходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 3.

     Рисунок 3 – ВВП России по расходам за 2005-2009 гг. 

     Данные  о структуре ВВП России по расходам за 2005-2009 гг. обобщены и систематизированы в таблице 5.

Таблица 5 – Структура ВВП России по расходам за 2005-2009 гг.

     
Наименование  показателя Отчетный  период Изменения базовые
2005 г.  2006 г.  2007 г. 2008 г.  2009 г. абсолютные, млн. руб. относительные, %
Валовой располагаемый доход, % 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 --- ---
Расходы на конечное потребление, % 68,62 68,29 67,85 68,30 77,25 8,63 ---
в том  числе:              
домашних  хозяйств, % 50,63 49,75 49,52 49,84 55,80 5,17 ---
государственного  управления, % 17,33 17,95 17,76 17,92 20,83 3,50 ---
некоммерческих  организаций, обслуживающих домашние хозяйства, % 0,66 0,59 0,57 0,54 0,62 -0,04 ---
Валовое сбережение, % 31,38 31,71 32,14 31,70 22,75 -8,63 ---

     По  данным таблицы 5 в 2005-2009 гг. в ВВП России по расходам произошли определенные структурные изменения. Несмотря на абсолютный прирост валового сбережения, доля их сократилась на 8,63 процентных пункта и составила в 2009 г. 22,75 %. В то же время доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств и государственного управления выросли на 5,17 и 3,50 процентных пунктов соответственно и составили по итогам 2009 г. 55,80 и 20,83 %. Преобладание расходов на конечное потребление над валовым сбережением указывает на социальный характер распределения средств. Такая структурная динамика обусловлена реализацией комплекса правительственных мероприятий направленных на преодоление кризиса и смягчение его последствий. 

     Динамика структуры ВВП России по расходам за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 4.   

     Рисунок 4 – Динамика структуры ВВП России по расходам

     за 2005-2009 гг.

     2.2 Перспективы оптимизации  финансовых ресурсов  на макроуровне  

     Необходимость разработки и обоснования мероприятий  по совершенствованию формирования и распределения финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне на современном этапе экономического развития обусловлена, прежде всего, проявлениями нестабильности и кризисными явлениями. На разных этапах развития экономики уровень централизации финансовых ресурсов был различным и зависел от многих факторов. Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего роста финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики требует существенной централизации финансовых ресурсов и направления их на приоритетные отрасли, требующие существенной государственной финансовой поддержки. Сбалансированными между хозяйствующими субъектами и государством можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечат бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе рост доходов бюджета. В настоящее время, напротив, приоритетным является обеспечение бюджета за счет роста налоговой нагрузки на сферу материального производства, отсюда у предприятий не хватает доходов даже для простого воспроизводства, а, следовательно, и для выплат заработной платы. Эффективность хозяйствования будет падать до тех пор, пока интересы государства и хозяйствующих субъектов не станут сбалансированными. Баланс интересов может наступить при установлении налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов в размере, составляющем не более 22 % в структуре валового внутреннего продукта.

     При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов возникает вопрос об учете ресурсов, которые аккумулируют банковские и страховые органы. Рассматривая финансовые ресурсы, целесообразно включать в них, во-первых, кредитные ресурсы как государственный денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей в бюджет, принимать участие в формировании доходной части бюджета. Во-вторых, сюда же входят суммы превышения доходов бюджета над расходами, которые следует рассматривать как элемент финансовых ресурсов банка, и за их пользование банк должен выплачивать дивиденды государству; в-третьих, банком используются денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц в процессе кругооборота основных и оборотных фондов, включая свободную прибыль, амортизацию и другие свободные ресурсы; в-четвертых, банками используются денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.

     Безусловно, образование финансовых ресурсов более  тесно связано с созданием ВВП и его первичным распределением. Ресурсы банковских учреждений формируются путем перераспределения первичных финансовых ресурсов и некоторых других денежных средств. Вполне возможен повторный счет некоторых элементов финансовых ресурсов. Однако в мировой практике составления платежных балансов финансовый капитал государства и банковские кредиты, частный капитал, внешние займы, трансферты тесно увязаны в единый консолидированный платежный баланс государства. Сложившаяся система национальных счетов существенно отличается от действующей системы счетов в международной практике. Без их унификации и адаптации нельзя сделать вывод о финансовом потенциале государства и возможностях получения кредитов от международных экономических организаций.

     Сегодня практически нет методики расчета  финансовых ресурсов. Необходимость такой методики связана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированности материальных и финансовых ресурсов. Преуменьшение состава финансовых ресурсов сужает возможности воздействия финансов на результаты производства. Произвольное расширение состава финансовых ресурсов ведет к излишнему увеличению инвестиционных программ, что может привести к структурной несбалансированности.

     Также для повышения качества планирования и финансирования государственных расходов, укрепления доходной базы бюджета, а также создания механизма действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства, предстоит усовершенствовать налоговую систему и повысить эффективность ее функционирования. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами.

     Таким образом, в целом за 2005-2009 гг. динамику ВВП России по доходам следует признать благоприятной. Валовой внутренний продукт России по доходам в рыночных ценах в рассматриваемом периоде увеличился за рассматриваемый период на 17 705 972,1 млн. руб., или на 181 %. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса. Резкое ухудшение внешнеэкономической ситуации в 2008-2009 гг. привело к значительному сокращению инвестиционной активности, спаду в промышленности и снижению потребительского спроса и др.

     Основным  структурным компонентом ВВП России по доходам в рассматриваемом периоде являются доходы по оплате труда наемных работников (51,24 %). В целом структура хозяйственных средств на конец 2009 г. в сравнении с базовым периодом изменилась несущественно, и произошедшие изменения можно оценить положительно, хотя следует обратить внимание на снижение удельного веса налогов на производство и импорт и валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в составе ВВП по доходам.

     Валовой располагаемый доход (ВВП России по расходам) за 2005-2009 гг. вырос на 16 746 122,1 млн. руб. или на 179,59 % и составил в отчетном году 37 787 275,2 млн. руб. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 2 364 443,3 млн. руб. или 6,26 % в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса.

     Наибольший  темп роста отмечен по расходам домашних хозяйств (197,94%) и конечным расходам органов государственного управления (215,89%). В динамике за 2005-2009 гг. снижения уровня расходов по данным направлениям не отмечалось.

     Основу  ВВП России по расходам в 2005-2009 г. составляли расходы на конечное потребление  домашних хозяйств (55,80 %) и государственное  управление (20,83 %). Преобладание расходов на конечное потребление над валовым сбережением указывает на социальный характер распределения средств.

     Необходимость разработки и обоснования мероприятий  по совершенствованию формирования и распределения финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне на современном этапе экономического развития обусловлена, прежде всего, проявлениями нестабильности и кризисными явлениями.

     Перспективным направлением оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне является унификация и адаптация сложившейся системы национальных счетов, совершенствование налоговой системы, повышение эффективности ее функционирования, а также совершенствование межгосударственных отношений в сфере международной торговли.  
 
 

Информация о работе Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне