Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа
Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;
- выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;
- определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов
на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5
1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5
1.2 Источники и виды финансовых ресурсов на макроуровне ….……… 9
1.3 Система национальных счетов …………………………….………….. 12
2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне …………...…….. 18
2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России .... 18
2.2 Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне .. 25
Заключение ………………………………………………………….…………... 29
Список использованной литературы …………………………………………. 32
Приложение
По данным таблицы 3 структура ВВП по доходам существенных изменений не претерпела, основным структурным компонентом ВВП России по доходам в рассматриваемом периоде являются доходы по оплате труда наемных работников. В ходе анализа показателей структурной динамики установлено, что удельный вес данного показателя в структуре ВВП по доходам в 2005-2009 гг. рос плавно и на конец отчетного периода составил 51,24 %.
Доля налогов на производство и импорт и валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в составе ВВП по доходам в 2009 г. составила соответственно 17,25 и 31,51 %. Снижение доли указанных показателей за рассматриваемый период соответственно на 3,01 и 4,71 процентных пункта соответственно обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике. Динамика структуры ВВП России по образованию доходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика структуры ВВП России по образованию доходов
за 2005-2009 гг.
Данные ВВП России по использованию (расходам) за 2005-2009 гг. обобщены и систематизированы в таблице 4.
Таблица 4 – ВВП России по расходам за 2005-2009 гг.
Наименование показателя | Отчетный период | Изменения базовые | |||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | абсолютные, млн. руб. | относительные, % | |
Валовой располагаемый доход, млн. руб. | 21 041 153,1 | 26 079 727,6 | 32 375 566,4 | 40 151 718,5 | 37 787 275,2 | 16 746 122,1 | 179,59 |
Расходы на конечное потребление, млн. руб. | 14 438 149,2 | 17 809 740,7 | 21 968 579,5 | 27 422 667,1 | 29 190 814,8 | 14 752 665,6 | 202,18 |
в том числе: | |||||||
домашних хозяйств, млн. руб. | 10 652 857,8 | 12 974 743,4 | 16 031 739,8 | 20 011 231,4 | 21 086 172,2 | 10 433 314,4 | 197,94 |
государственного управления, млн. руб. | 3 645 918,5 | 4 680 409,7 | 5 750 964,1 | 7 194 723,2 | 7 871 284,1 | 4 225 365,6 | 215,89 |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, млн. руб. | 139 372,9 | 154 587,6 | 185 875,6 | 216 712,5 | 233 358,5 | 93 985,6 | 167,43 |
Валовое сбережение, млн. руб. | 6 603 003,9 | 8 269 986,9 | 10 406 986,9 | 12 729 051,4 | 8 596 460,4 | 1 993 456,5 | 130,19 |
По данным таблицы 4 валовой располагаемый доход за рассматриваемый период вырос в сравнении с базовым периодом на 16 746 122,1 млн. руб. или на 179,59 % и составил в 2009 г. 37 787 275,2 млн. руб. Абсолютное повышение расходов произошло по всем направлениям. Наибольший темп роста отмечен по расходам домашних хозяйств (197,94 %) и конечным расходам органов государственного управления (215,89 %).
Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 2 364 443,3 млн. руб. или 6,26 % в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса.
Расходы на конечное потребление по всем направлениям указанных расходов в 2007-2009 гг. увеличивались стабильно и динамично, и составили по итогам 2009 г. 29 190 814,8 млн. руб., что на 14 752 665,6 млн. руб. больше, чем в 2007 г. Расходы на конечное потребление в рассматриваемом периоде распределялись в основном по статьям конечные потребительские расходы домашних хозяйств и конечные расходы органов государственного управления и составили в 2009 г. 21 086 172,2 и 7 871 284,1 млн. руб. соответственно.
Валовое сбережение в 2005-2009 гг. в целом также увеличилось на 1 993 456,5 млн. руб. и составило в 2009 г. 8 596 460,4 млн. руб. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 4 132 591,0 млн. руб. в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике в связи с мировым финансовым кризисом. Данные ВВП России по распределению расходов за 2005-2009 гг. представлены графически на рисунке 3.
Рисунок
3 – ВВП России по расходам за 2005-2009
гг.
Данные о структуре ВВП России по расходам за 2005-2009 гг. обобщены и систематизированы в таблице 5.
Таблица 5 – Структура ВВП России по расходам за 2005-2009 гг.
Наименование показателя | Отчетный период | Изменения базовые | |||||
2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | абсолютные, млн. руб. | относительные, % | |
Валовой располагаемый доход, % | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 | --- | --- |
Расходы на конечное потребление, % | 68,62 | 68,29 | 67,85 | 68,30 | 77,25 | 8,63 | --- |
в том числе: | |||||||
домашних хозяйств, % | 50,63 | 49,75 | 49,52 | 49,84 | 55,80 | 5,17 | --- |
государственного управления, % | 17,33 | 17,95 | 17,76 | 17,92 | 20,83 | 3,50 | --- |
некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, % | 0,66 | 0,59 | 0,57 | 0,54 | 0,62 | -0,04 | --- |
Валовое сбережение, % | 31,38 | 31,71 | 32,14 | 31,70 | 22,75 | -8,63 | --- |
По данным таблицы 5 в 2005-2009 гг. в ВВП России по расходам произошли определенные структурные изменения. Несмотря на абсолютный прирост валового сбережения, доля их сократилась на 8,63 процентных пункта и составила в 2009 г. 22,75 %. В то же время доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств и государственного управления выросли на 5,17 и 3,50 процентных пунктов соответственно и составили по итогам 2009 г. 55,80 и 20,83 %. Преобладание расходов на конечное потребление над валовым сбережением указывает на социальный характер распределения средств. Такая структурная динамика обусловлена реализацией комплекса правительственных мероприятий направленных на преодоление кризиса и смягчение его последствий.
Динамика
структуры ВВП России по расходам за 2005-2009
гг. представлены графически на рисунке
4.
Рисунок 4 – Динамика структуры ВВП России по расходам
за 2005-2009 гг.
2.2
Перспективы оптимизации
финансовых ресурсов
на макроуровне
Необходимость разработки и обоснования мероприятий по совершенствованию формирования и распределения финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне на современном этапе экономического развития обусловлена, прежде всего, проявлениями нестабильности и кризисными явлениями. На разных этапах развития экономики уровень централизации финансовых ресурсов был различным и зависел от многих факторов. Переход к рыночным отношениям требует, с одной стороны, расширения самостоятельности хозяйствующих субъектов и соответствующего роста финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении; с другой стороны, коренная перестройка экономики требует существенной централизации финансовых ресурсов и направления их на приоритетные отрасли, требующие существенной государственной финансовой поддержки. Сбалансированными между хозяйствующими субъектами и государством можно считать такие финансовые отношения, которые обеспечат бесперебойное финансирование процесса расширенного воспроизводства хозяйствующих субъектов и на этой основе рост доходов бюджета. В настоящее время, напротив, приоритетным является обеспечение бюджета за счет роста налоговой нагрузки на сферу материального производства, отсюда у предприятий не хватает доходов даже для простого воспроизводства, а, следовательно, и для выплат заработной платы. Эффективность хозяйствования будет падать до тех пор, пока интересы государства и хозяйствующих субъектов не станут сбалансированными. Баланс интересов может наступить при установлении налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов в размере, составляющем не более 22 % в структуре валового внутреннего продукта.
При рассмотрении состава и объема финансовых ресурсов возникает вопрос об учете ресурсов, которые аккумулируют банковские и страховые органы. Рассматривая финансовые ресурсы, целесообразно включать в них, во-первых, кредитные ресурсы как государственный денежный резерв, закрепленный за банками в виде уставного, резервного и других фондов, позволяющих получать доходы и прибыль от банковской деятельности и в форме налогов и других платежей в бюджет, принимать участие в формировании доходной части бюджета. Во-вторых, сюда же входят суммы превышения доходов бюджета над расходами, которые следует рассматривать как элемент финансовых ресурсов банка, и за их пользование банк должен выплачивать дивиденды государству; в-третьих, банком используются денежные резервы предприятий, организаций, физических лиц в процессе кругооборота основных и оборотных фондов, включая свободную прибыль, амортизацию и другие свободные ресурсы; в-четвертых, банками используются денежные сбережения населения, выступающие как часть фонда индивидуального потребления.
Безусловно, образование финансовых ресурсов более тесно связано с созданием ВВП и его первичным распределением. Ресурсы банковских учреждений формируются путем перераспределения первичных финансовых ресурсов и некоторых других денежных средств. Вполне возможен повторный счет некоторых элементов финансовых ресурсов. Однако в мировой практике составления платежных балансов финансовый капитал государства и банковские кредиты, частный капитал, внешние займы, трансферты тесно увязаны в единый консолидированный платежный баланс государства. Сложившаяся система национальных счетов существенно отличается от действующей системы счетов в международной практике. Без их унификации и адаптации нельзя сделать вывод о финансовом потенциале государства и возможностях получения кредитов от международных экономических организаций.
Сегодня практически нет методики расчета финансовых ресурсов. Необходимость такой методики связана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированности материальных и финансовых ресурсов. Преуменьшение состава финансовых ресурсов сужает возможности воздействия финансов на результаты производства. Произвольное расширение состава финансовых ресурсов ведет к излишнему увеличению инвестиционных программ, что может привести к структурной несбалансированности.
Также для повышения качества планирования и финансирования государственных расходов, укрепления доходной базы бюджета, а также создания механизма действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства, предстоит усовершенствовать налоговую систему и повысить эффективность ее функционирования. Одновременно важно осуществить комплекс мер, улучшающих финансовые отношения нашей страны с другими государствами.
Таким образом, в целом за 2005-2009 гг. динамику ВВП России по доходам следует признать благоприятной. Валовой внутренний продукт России по доходам в рыночных ценах в рассматриваемом периоде увеличился за рассматриваемый период на 17 705 972,1 млн. руб., или на 181 %. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса. Резкое ухудшение внешнеэкономической ситуации в 2008-2009 гг. привело к значительному сокращению инвестиционной активности, спаду в промышленности и снижению потребительского спроса и др.
Основным структурным компонентом ВВП России по доходам в рассматриваемом периоде являются доходы по оплате труда наемных работников (51,24 %). В целом структура хозяйственных средств на конец 2009 г. в сравнении с базовым периодом изменилась несущественно, и произошедшие изменения можно оценить положительно, хотя следует обратить внимание на снижение удельного веса налогов на производство и импорт и валовой прибыли экономики и валовых смешанных доходов в составе ВВП по доходам.
Валовой располагаемый доход (ВВП России по расходам) за 2005-2009 гг. вырос на 16 746 122,1 млн. руб. или на 179,59 % и составил в отчетном году 37 787 275,2 млн. руб. Снижение данного показателя в 2009 г. в сравнении с 2008 г. на 2 364 443,3 млн. руб. или 6,26 % в основном обусловлено проявлениями нестабильности в российской экономике, связанными с влиянием мирового финансового кризиса.
Наибольший темп роста отмечен по расходам домашних хозяйств (197,94%) и конечным расходам органов государственного управления (215,89%). В динамике за 2005-2009 гг. снижения уровня расходов по данным направлениям не отмечалось.
Основу ВВП России по расходам в 2005-2009 г. составляли расходы на конечное потребление домашних хозяйств (55,80 %) и государственное управление (20,83 %). Преобладание расходов на конечное потребление над валовым сбережением указывает на социальный характер распределения средств.
Необходимость разработки и обоснования мероприятий по совершенствованию формирования и распределения финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне на современном этапе экономического развития обусловлена, прежде всего, проявлениями нестабильности и кризисными явлениями.
Перспективным
направлением оптимизации финансовых
ресурсов на макроуровне является унификация
и адаптация сложившейся системы национальных
счетов, совершенствование налоговой
системы, повышение эффективности ее функционирования,
а также совершенствование межгосударственных
отношений в сфере международной торговли.
Информация о работе Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне