Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:12, курсовая работа
Целью курсовой работы ставится анализ и оценка динамики финансовых ресурсов на макроуровне.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы функционирования финансовых ресурсов на макроуровне;
- выполнить анализ динамики и структуры финансовых ресурсов в экономике России;
- определить перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы функционирования финансовых ресурсов
на макроуровне ……………………………...…………………………………… 5
1.1 Понятие финансовых ресурсов на макроуровне …………………….. 5
1.2 Источники и виды финансовых ресурсов на макроуровне ….……… 9
1.3 Система национальных счетов …………………………….………….. 12
2 Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне …………...…….. 18
2.1Динамика и структура финансовых ресурсов в экономике России .... 18
2.2 Перспективы оптимизации финансовых ресурсов на макроуровне .. 25
Заключение ………………………………………………………….…………... 29
Список использованной литературы …………………………………………. 32
Приложение
1.2
Источники и виды
финансовых ресурсов
на макроуровне
Субъекты финансовых ресурсов: макроуровень (государство), микроуровень (хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства).
Объекты финансовых ресурсов – финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды:
- макроуровень: централизованные финансовые ресурсы (доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов);
- микроуровень: децентрализованные финансовые ресурсы (для хозяйствующих субъектов – прибыль, амортизационные фонды и т.д.; для домашних хозяйств – фонд для отдыха, питания, оплаты коммунальных платежей).
Состав финансовых ресурсов на макро- и микроэкономическом обобщен и систематизирован в таблице 1.
Таблица 1 – Состав финансовых ресурсов
Вид финансовых ресурсов | Состав финансовых ресурсов | ||
уровень | подуровень | форма финансовых ресурсов | |
собственные финансовые ресурсы | макро- | государство | доход от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества; от продажи этого имущества; доходы от деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий |
микро- | хозяйствующий субъект | уставный капитал, прибыль, амортизация | |
домашнее хозяйство | заработная плата, доходы от продажи личного имущества | ||
финансовые ресурсы, мобилизованные на рынке | макро- | государство | эмиссия ценных бумаг и бумажных денег, государственный кредит |
микро- | хозяйствующий субъект | продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит | |
домашнее хозяйство | |||
полученные в порядке перераспределения финансовые ресурсы | макро- | государство | налоги, сборы, платежи |
микро- | хозяйствующий субъект | проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; страховые возмещения и т.д. | |
домашнее хозяйство |
Структура финансовых ресурсов на макроэкономическом уровне определяется источниками их формирования. Источниками финансовых ресурсов на макроуровне служат:
- ВВП (первая группа финансовых источников);
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
- национальное богатство;
- привлеченные (заемные) ресурсы.
На общегосударственном уровне основными источниками формирования финансовых ресурсов являются:
-
национальный доход –
На
основе распределения и
Также
основными источниками
В редких случаях от иностранных государств поступает их национальное богатство в виде репарационных платежей, дарений, контрибуций, реституций, возвращения украденных и вывезенных ценностей и др.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы формируются за счет части национального богатства, путем разработки месторождений, продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей и вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов и излишков материальных ценностей.
Возможно также формирование финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств других государств (внешних государственных кредитов и заимствований).
Кроме указанных важными источниками формирования централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в централизованные фонды государственного социального страхования, имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Незначительная часть централизованных финансовых ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник финансовых ресурсов увеличивается.
Использование финансовых ресурсов на государственном уровне осуществляется в фондовой форме – бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды целевого назначения (пенсионный фонд, фонд социального страхования, дорожные фонды, фонд занятости населения).
Величина
и структура источников формирования
финансовых ресурсов в масштабах
страны определяют возможности: расширенного
воспроизводства народного
Таким образом, можно сделать вывод, что на общегосударственном уровне основными источниками поступления, определяющими структуру финансовых ресурсов, являются национальный доход и доходы от внешнеэкономической деятельности при условии достаточно эффективной ее организации.
Частично финансовые ресурсы могут формироваться за счет национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот.
Возможно
также формирование финансовых ресурсов
за счет заемных и привлеченных средств
других государств.
1.3
Система национальных
счетов и ее показатели
Система национальных счетов (СНС) – система взаимоувязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов более чем в 150 странах мира с рыночной экономикой. СНС возникла около 50 лет тому назад в наиболее развитых в экономическом отношении странах в связи с потребностью в информации, необходимой для анализа состояния экономики, формирования экономической политики и принятия мер по регулированию рыночной экономики.
СНС концептуально гармонизирована с платежным балансом и рядом других разделов макроэкономической статистики. Ее данные широко используются как на национальном уровне, и в первую очередь органами государственного управления при разработке экономической политики, так и международными организациями, в том числе ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком и др.
Методологической основой СНС России является «Система национальных счетов, 1993», разработанная под эгидой Межсекретариатской рабочей группы по национальным счетам, созданной Евростатом, Международным валютным фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком.
Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной увязке этих показателей между собой. Каждой стадии воспроизводства (стадии производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования на конечное потребление и накопление и др.) соответствует специальный счет или группа счетов.
Счета СНС являются счетами потоков, то есть в них отражается движение потоков товаров, услуг и доходов через все стадии - от производства до использования, а также изменение нефинансовых активов и финансовых активов и обязательств.
Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих наличие активов и обязательств на ту или иную дату (как правило, на начало и конец года), изменение национального богатства в отчетном периоде, и таблиц «Затраты-выпуск», в которых производство и использование товаров и услуг показывается в отраслевом разрезе.
Система национальных счетов России в настоящее время включает в себя следующие счета:
- счет товаров и услуг;
- счет производства;
- счет образования доходов;
- счет распределения первичных доходов;
- счет вторичного распределения доходов;
- счет использования располагаемого дохода;
- счет операций с капиталом.
Важнейшим показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий конечный результат производственной деятельности экономических единиц-резидентов, который измеряется стоимостью товаров и услуг, произведенных этими единицами для конечного использования.
В статистике ряда зарубежных стран используется и более ранний макроэкономический показатель — валовой национальный продукт (ВНП).
Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:
- ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку. Это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;
- ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в обеих сферах национальной экономики независимо от местонахождения национальных предприятий.
Таким образом, ВНП отличается от ВВП на сумму так называемых факторных доходов от использования ресурсов данной страны за рубежом (переведенная в страну прибыль от вложенного за рубежом капитала, имеющейся там собственности, заработная плата граждан, работающих за рубежом) за минусом аналогичных вывезенных из страны доходов иностранцев.
Главное требование при расчете показателей ВВП и ВНП – это чтобы все товары и услуги, произведенные за год, учитывались только один раз, т.е. чтобы при расчете учитывалась только конечная продукция и не учитывались промежуточные продукты, которые могут покупаться и перепродаваться много раз.
Конечная продукция – это товары и услуги, которые покупаются потребителями для конечного использования, а не для перепродажи. Промежуточная продукция – это товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку или перепродаются несколько раз, прежде чем попасть к конечному потребителю.
Если суммировать произведенные в стране товары и услуги во всех отраслях экономики, то неизбежен многократный повторный счет, существенно искажающий реальный объем произведенного валового продукта. Следовательно, для исключения многократного повторного счета ВВП и ВНП должны выступать как стоимость конечных товаров и услуг и включать только стоимость, создаваемую (добавляемую) на каждой промежуточной стадии обработки.
ВВП может быть рассчитан тремя методами, соответствующими различным стадиям воспроизводства – производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.
ВВП при расчете производственным методом представляет собой сумму валовой добавленной стоимости всех отраслей или институциональных секторов в основных ценах и чистых налогов на продукты.
ВВП, рассчитанный методом использования доходов, характеризует сумму расходов всех институциональных секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистый экспорт.
ВВП, рассчитанный методом формирования по источникам доходов, складывается из оплаты труда наемных работников (резидентов и нерезидентов), валовой прибыли всех отраслей или институциональных секторов и чистых налогов на производство и импорт. Этот метод не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов можно оценить на основе статистической информации, полученной от респондентов, часть из них исчисляется балансовым методом.
Информация о работе Анализ и динамика финансовых ресурсов на макроуровне