Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:35, доклад
Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и
истории менеджмента как науки вообще.
Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по
праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления
появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел
широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал
использоваться как учебная дисциплина.
новаторских предложений и кружки качества.
Поддержание чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого
качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве.
Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок,
который может служить гарантией качества продукции и способен повысить
производительность благодаря чистоте и порядку.
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих
отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества
служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и
управляющими.
Одной из отличительных особенностей японского управления является
управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими
служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно.
Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую
технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной
платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и
другие. Но существует и большая разница между американским и японским
управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих
служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую
мораль
и ведет к высокой
стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам
фирмы.
Существуют также особенности японской системы управления качеством,
отличающая ее от западной системы:
управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении
качеством.
подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
деятельность кружков качества.
инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга
предприятию и проверка деятельности руководства.)
использование статистических методов.
общенациональные
программы по контролю качества.
Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.
Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он
часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа
осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он
должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и
сохранить любовь и преданность своего персонала.
В целом японская система управления опирается на коллективное решение
проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности,
отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.
Российские
традиции управления
Рассматривая российские
результате отсутствия частной собственности в советский период российской
истории (1917-1991 г.г.), когда наука управления получила основной всплеск
развития по всему миру, мы будем рассматривать только традиции
государственного управления в России.
Основные традиции русского менеджмента с Петровских времен и до наших дней,
на мой взгляд остались неизменными. Прежде всего, стоит отметить большую
роль государства в экономическом развитии страны. Это обуславливается тем,
что ещё со времен создания Петром Первым государственных мануфактур весьма
значительная часть крупного производства принадлежала государству.
Вследствие
этого возникала жесткая
неразрывно связанная с государством; протекционистская политика многих
правителей России снижала конкуренцию на внутреннем рынке, что тоже не
способствовало развитию новых идей в управлении.
Октябрьская Революция 1917 года только обострила все эти условия развития
национальной школы управления. Экономический кризис и разруха, царившие в
молодой Советской республике, требовали от руководства страны, в которой не
осталось больше частной собственности, по военному четких мер по
реорганизации всех видов производства. Вкупе с однопартийной системой все
это
сделало систему
строго иерархичной. Экстренные темпы развития промышленности требовали
экстренных дисциплинарных мер, что привело к жесточайшей индивидуальной
ответственности руководителей за возглавляемое дело. По военному четкое
распределение обязанностей; узкая специализация государственных органов
управления промышленностью.
Новая экономическая политика
государства несколько «
гайки», но крупная собственность так и осталась в руках государства, этот
период «послабления» был короток и мало что изменил в традициях
управления.
Последующие периоды
войны и ликвидации военной разрухи вернули все в прежнее, весьма жесткое,
русло.
Естественно, что всякое
некоторое «ослабление гаек» в период правления Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева,
сопровождавшееся не меньшим спросом с партийных и хозяйственных
руководителей всех уровней, приводит отрыву высших слоев управления от
действительности. Нереальные планы производства, спускаемые сверху вызывают
волну приписок и искажения результатов хозяйственной деятельности.
Неимоверно разросшийся управленческий аппарат в этих условиях полностью
теряет смысл, занимаясь созданием ненужных бумаг и обработкой отчетов,
основанных на недостоверных и сознательно искаженных данных. Все это в
условиях полного зажима гласности и демократии приводит страну в
глубочайшему экономическому кризису.
Распад Советского Союза
правительством России. Основным девизом первого этапа возрождения экономики
становится такое знакомое: «… весь мир … мы разрушим…».
Для развития экономики
предыдущий исторический опыт: жесткий контроль государства за экономикой,
протекционизм
правительства по отношению
к отечественной
ориентация в руководстве на Лидера – сильную личность и т.п.
В целом складывается такой облик русского менеджмента:
Индивидуальная
ответственность и
распределение обязанностей;
Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над
личностью;
Жесткая
структура управления, медленная
обратная связь.