Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:35, доклад
Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и
истории менеджмента как науки вообще.
Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по
праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления
появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел
широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал
использоваться как учебная дисциплина.
Американский менеджмент.
Говоря об американском менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь не коснуться и
истории менеджмента как науки вообще.
Менеджмент появился в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна по
праву считается родиной менеджмента. Первый научный курс управления
появился 1881 году. Он был разработан Джозефом Вартоном и вначале не нашел
широкого практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал
использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем
докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые
поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида
управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие
«научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора
«Принципы научного управления».
Дальнейшее развитие наук в целом значительно влияло и на менеджмент. Так
развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация
управления способствовали активному внедрению в управление системного
подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы.
Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между
различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую
популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие
правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным
направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и
технологии производства и уверенном в примате четкой организации
деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление
«организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим
особенностям предприятия.
Что же является наиболее характерным признаком американского менеджмента в
сегодняшнее время? Прежде всего интернационализация менеджмента,
обусловленное самой историей образования Соединенных Штатов, объединение
теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное
творчество в этой области познания.
Современный деловой мир США сейчас вступает уже в третью фазу формирования
менеджмента, базирующуюся на системе информационного обеспечения и
переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов
различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных
проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения
факторов
централизации и
централизованная
структура с четкими
функциями
предоставляет менеджеру
ответственность. Децентрализованная организационная структура управления
способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя
ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в
производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию
фирмы.
Несколько
десятилетий назад такая
была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в
США.
В настоящее время именно существующие
организационные формы
составляют трудности этой
организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование
управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень
принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к
процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти
преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий
вырастает
численность управленческого
считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные
преимущества больших компаний.
Исследую опыт управления, американские социологи заключают, что
экономическое и социальное развитие общества многим обязано менеджменту,
так
же как и капиталу. «Менеджмент
и капитал – вот две
которые необходимы для экономического развития Америки.
В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует
отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из
составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную
ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления
производством
и персоналом.
Японский менеджмент.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические
особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан
с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в
корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными
ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство –
человеческие ресурсы».
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть
характерных
признаков японского
Гарантия занятости и создание обстановки доверительности. Такие гарантии
ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров.
Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство
корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с
руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную
возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для
укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует
улучшению
взаимоотношений между
рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для
улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность
количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и
сознательного направления вектора их активности на цели более значимые,
чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает
система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для
европейского образа мысли.
Гласность и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие
начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности
фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает
взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и
совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации,
дают существенные результаты. Японская система управления старается также
создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных
ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для
потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и
взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и
поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.
Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому
использованию для повышения экономической эффективности производства и
качественных
характеристик продукции
фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при
которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за
исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только
виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и
принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители
ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую
выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы
увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.
Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие
компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости
контроля качества. При управлении производственным процессом их главная
забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя
заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в
работе
порученного ему участка
Постоянное присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится
с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения,
японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных
помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие
нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии
для содействия дополнительным нововведениям широко используется система