Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа
В условиях научно-технической революции и перехода к преимущественно интенсивному экономическому росту резко возрастает значение инновационной деятельности и инноваций в реальном секторе экономики. От инновационной активности зависит экономическое положение и конкурентоспособность предприятий, возможность укрепления и обновления их материальной базы и положения на рынке, обеспечение эффективного расширенного воспроизводства, доходность предприятий и решение обострившихся социально-экономических проблем.
Введение………………………………………………………………...стр.3-4
Глава 1. Оценка современного состояния инновационных
процессов в США
1.1 Венчурное финансирование..............................................................стр.5-9
1.2 Инновационная деятельность в США..............................................стр.10-11
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор
социально-экономического развития США
2.1 Оценка современного инвестиционного климата..........................стр.12-16
2.2 Законодательные условия инвестирования....................................стр.17-22
Глава 3. Сравнительная характеристика российской и американской системы финансирования инноваций
3.1 Законодательные условия инвестирования в России.....................стр.23-25
3.2 Инновационное финансирование в России.....................................стр.26-29
3.3 Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020г.......стр.30-36
Заключение...............................................................................................стр.37-38
Список использованной литературы.....................................................стр.39-40
В
отличие от США венчурный бизнес
в Европе в большей степени
ориентирован на реальную поддержку и
развитие предприятий на стадии расширения.
-9-
1.2 Инновационная
деятельность в США
За последние годы существенные изменения претерпевают НИОКР США. На первый план выдвигаются задачи по усилению связи науки и техники, повышению степени приложимости фундаментальных научных знаний. Значительно увеличиваются федеральные инвестиции в высокоокупаемые прикладные исследования и разработки с упором на такие технологии, которые способны породить новые производства и перестроить прежние. Укрепляется сотрудничество государства и частного бизнеса. Разнообразнее становятся стимулы для активного привлечения частных инвестиций в науку, включая использование налогового кредита на НИОКР, налоговую скидку на прирост стоимости капитала, предприятия и т.д.
Многие федеральные научные исследования и опытно-конструкторские разработки проводятся в США негосударственными организациями благодаря контрактам и грантам. Промышленные фирмы осуществляют большой объем работы (часть которой приходится на прикладные исследования) по контрактам под государственным надзором. В области фундаментальных исследований, которые обычно финансируются федеральным правительством через выделение грантов, доминируют университеты. Широкое использование контрактов и грантов является ключевым аспектом в системе НИОКР США. Через них федеральное правительство обеспечивает работой лучшие научно-исследовательские организации и талантливых ученых, ставя перед ними научно-исследовательские и опытно-конструкторские задачи. Это делает систему США более гибкой по сравнению со многими национальными аналогичными системами, которые в основном охватывают государственные лаборатории и институты.
В
науку и технику вовлекаются
фактически все штаты. При этом более
-10-
90% федеральных исследований курируются Министерством обороны, Министерством здравоохранения и медицинского обслуживания, Министерством энергетики, Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА), Национальным научным фондом и Министерством сельского хозяйства. Свой вклад в финансирование вносят также Министерство торговли, Министерство внутренних дел. Министерство транспорта и Управление по охране окружающей среды.
В
США большая часть НИОКР
Как
известно, американские университеты
- это своеобразные интеллектуальные
центры, в которых фундаментальные
и прикладные исследования тесно связаны
с подготовкой специалистов. Объемы государственной
поддержки проводимой здесь научно-исследовательской
работы (вне зависимости от того, является
ли заведение частным или государственным)
значительно выше, чем в других странах,
а степень "рационального использования"
результатов интеллектуальной деятельности
сотрудников самая высокая в мире. Университетские
научно-исследовательские проекты получают
финансовую поддержку от федерального
правительства в форме грантов, контрактов,
соглашений.
-11-
Глава 2. Инновационное финансирование как фактор социально-экономического развития США
2.1 Оценка
современного инвестиционного
В США активное участие государства в инвестировании в НИОКР основано на триединстве следующих постулатов:
- научные знания есть ключ в будущее;
- технологии
являются двигателем социально-
- ответственность
правительства заключается в
поощрении науки и технологий.
Политика приоритетного инновационного финансирования, осуществляемая США, имеет форму широкого партнерства между федеральным правительством, корпоративным и академическим секторами в сфере развития науки и технологий, а также формирования технологической инфраструктуры. Эта политика обеспечивает:
1) в области моторостроения — развитие технологий, обеспечивающих мощный прорыв в автомобилестроении и топливной инженерии;
2) в
области строительства —
3) в области передовых технологий (АТР) — стимулирование высокорисковых, но перспективных технологий, которые будут способствовать созданию принципиально новых продуктов и услуг, а также продвижению их на мировые рынки;
-12-
гражданским секторами в целях обеспечения лучшего и более дешевого доступа к широкому кругу технологий, обеспечивающих национальную безопасность;
5) в
области использования
Такая политика «двойных технологий»,
являясь частью государственной программы
технологической безопасности США, существенно
стимулирует процесс сближения гражданской
и военной промышленности посредством
устранения организационных и технологических
барьеров между этими секторами экономики.
Представляется, что эффективная стратегия
технологической безопасности заключается
не столько в стимулировании НИОКР военного
назначения, сколько в поощрении спроса
на них со стороны корпоративного сектора.
Крупные финансово-промышленные группы,
выходящие на массовые рынки гражданской
продукции, должны быть заинтересованы
во встречных инвестициях в «двойные технологии»,
предлагаемые оборонной промышленностью.
В соответствии с избранными приоритетами инновационного развития определены следующие стратегические направления государственной политики Соединенных Штатов Америки в области повышения конкурентоспособности американской экономики, науки и технологий на мировом рынке в XXI веке:
-13-
на долгосрочной основе. Поддержка государством исследований и разработок, обеспечивающих конкурентоспособные позиции в важнейших областях экономики, должна способствовать увеличению возможностей корпоративного сектора проводить эффективные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Федеральные инвестиции в НИОКР рассматриваются как инвестиции, обеспечивающие серьезные экономические и социальные результаты.
2) Формирование
и активизация деятельности
-14-
благоприятного
инновационного и предпринимательского
климата является поощрение финансирования
НИОКР частным сектором.
Национальная
ассоциация губернаторов США выделяет
следующие направления
- обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств;
- оказание технического содействия;
- совершенствование регулирования в области рынка ценных бумаг;
- упрощение
процедур регистрации и
- реформирование
схем регулирования
- создание интеллектуального капитала в университетах штатов;
- формирование
промышленных инновационных
- создание
благоприятной налоговой среды;
- совершенствование
системы обучения
- информационное обучение предпринимателей;
- обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.
-15-
федеральных научных лабораторий.
-16-
2.2 Законодательные
условия инвестирования
В соответствии с законодательством США выработаны нормативные документы, регламентирующие цепочку процедур от правил подачи заявок на НИОКР, определения их стоимости (прямые и косвенные затраты) до лицензирования результатов и распределения доходов. При этом политика в области НИОКР строится исходя из принципов и приоритетов, заложенных в уставных документах университетов. Базисным элементом политики является право собственности последних на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в процессе выполнения НИОКР, и это право закреплено федеральным законодательством. Уже на этапе подписания контракта с персоналом оговаривается, что сотрудники, принимающие участие в проектах, финансируемых из федерального бюджета, должны предоставлять университету все, по их мнению, патентоспособные результаты и выполнять необходимые процедуры, связанные с патентованием и возможным лицензированием. Название изобретения также является собственностью университета. Соблюдение этих норм контролируется Попечительским советом. В свою очередь, университет берет на себя обязательства, связанные с патентованием и лицензированием (если экспертиза подтвердит целесообразность) и выплатой определенной доли лицензионных платежей (если таковые будут поступать).
Основным достоянием университетов является интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой служит стимулом и дополнительным источником доходов. Для осуществления на практике политики в вопросах интеллектуальной собственности созданы офисы по лицензированию и трансферу технологий.
Информация о работе Американская система финансирования инноваций