Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, реферат
Рыночная, а со временем "социальная рыночная экономика" Соединенных Штатов, несомненно, имеет свои особенности. Ани патриархальные, ни феодальные, ни кастой, ни любые другие узы не сдерживало развитие рыночных отношений на американском континенте. Наиболее ловкие и отчаянные европейские переселенцы привнесли сюда предпринимательскую хватку и инициативу. Отсутствие устоявшихся традиций и наслоений социального характера способствовали становлению "рыночной системе" в классическом виде. Главные ее признаки - частная собственность, предпринимательство в различных его формах, различные виды конкуренции, разнообразие и багатобарвнисть рынков. По мере становления "дикого капитализма" он облагороджуеться правовыми основами хозяйственной деятельности, растет экономическая и политическая роль государства, вырабатываются и утверждаются демократические основы общества, а вместе с ними и соответствующие социальные и юридические институты. Многочисленные выходцы из разных стран и континентов со своей неповторимой и разнообразной культурой, традициями, цветом кожи, языке и говор, вероисповеданию и религиозными взглядами через "американский плавильных котел" образуют принципиально новое сообщество - американский народ. Рассмотрение этого чрезвычайно сложного процесса - дело многочисленных специалистов и специалистов - етнологив, антропологов, психологов.
Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. Еще один немецкий феномен – это Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA). Состоящие в ней предприятия и организации платят 0,5% своих годовых доходов в исследовательский фонд, средства которого расходуются на отраслевые НИОКР.
7) Эффективные трудовые отношения.
Стабилизирующим
фактором для немецкой экономики
являются стабильные и устойчивые отношения
между менеджерами и
8) Формализованный производственный менеджмент.
Немецкие менеджеры
придают важное значение детальному
описанию трудовых функций и процедур.
Относительно высокой является степень
формализации в виде инструкции, правил,
обязанностей и т.п. Менеджеры склонны
меньше импровизировать, а больше действовать
в соответствии с правилами и
инструкциями. Причем эта особенность
– точное определение роли и правил
– особенно культивируется в государственных
учреждениях и крупных
ЯПОНСКАЯ
МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА
За последние два десятилетия Япония заняла
лиди¬рующее положение на мировом рынке.
Одной из главных причин стремительного
успеха Японии является применяемая ею
модель менеджмента, ориентированная
на человеческий фактор.
«Японцы считают, что человеческие ресурсы
– основной фактор менеджмента. Японская
система хозяйствования опирается на
исторически сложившиеся традиции груп¬повой
сплоченности и прирожденную устремленность
японцев к созданию высококачественной
продукции», - пишет В. Вахрушев [4. C.14] .
Традиция групповой сплоченности связана
с заняти¬ем японцев рисосеянием, требующим
огромных затрат труда и обильного полива
посевов, что было не под силу одной семье.
Для создания искусственных водоемов
лю¬дям приходилось объединяться в группы,
артели.
Сущностью японского менеджмента является
управле¬ние людьми. При этом японцы рассматривают
не одного человека (личность), как, скажем,
американцы, а группу людей. Кроме того,
в Японии сложилась традиция подчинения
старшему по возрасту, позиция которого
одобряется группой.
Известно, что поведение человека определяется
его потребностями. При этом японцы выше
других ставят социальные потребности
(принадлежность к социальной группе,
место работника в группе, внимание и уважение
окружающих). Поэтому и вознаграждение
за труд (сти¬мулы) они воспринимают через
призму социальных по¬требностей, хотя
в последнее время японский менедж¬мент
впитал в себя отдельные мотивационные
концеп¬ции американского менеджмента,
ориентированного на психологию индивида
[19; 25].
Японцы преклоняются перед трудом. Их
часто называют «работоголиками». В иерархии
ценностей япон¬ского народа труд стоит
на первом месте. Японцы испы¬тывают удовлетворение
от хорошо выполненной работы.
Японская модель менеджмента ориентирована
на «со¬циального человека», концепция
которого была выдвину¬та возникшей в
США «школой человеческих отноше¬ний»,
пришедшей на смену тейлоризму, который
во гла¬ву угла ставил материальные запросы
и стимулы «экономического человека».
«Социальный человек» имеет специфическую
систе¬му стимулов и мотивов. К стимулам
относится заработ¬ная плата, условия
труда, стиль руководства, межлично¬стные
отношения между работниками. Мотивами
к труду являются трудовые успехи работника,
признание его за¬слуг, служебный рост,
профессиональное совершенство, степень
делегируемой ответственности, творческий
под¬ход [21; 25].
И.С. Цимицов отмечает, что «сильнейшим
средством мотивации в Японии являет¬ся
«корпоративный дух» фирмы, под которым
понимает¬ся слияние с фирмой и преданность
ее идеалам. В осно¬ве «корпоративного
духа» фирмы лежит психология группы,
ставящей интересы группы выше личных
интересов отдельных работников» [37. C.37].
Каждая японская фирма состоит из множества
групп. В каждой группе есть старшие и
младшие, ведущие и ве¬домые. Старшие и
младшие в группе различаются по возрасту,
стажу работы и опыту. Младшие в группе
безоговорочно воспринимают авторитет
старших, оказы¬вают им знаки внимания
и уважения. Они подчиняются старшим. Группы
ориентированы на цели и задачи фир¬мы.
Работая на цели фирмы, каждый японец понимает,
что он работает на группу и на себя. Каждый
работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь
с кем-либо, японец представляется: «Я
из компании «Сони», «Хон¬да» и др. Этим
японцы отличаются от американцев, ко¬торые
такую форму представления используют
только при разговорах по телефону, а во
всех остальных случаях они, прежде всего,
называют свое имя.
Японцы, высоко ценящие групповые отношения,
особенно внимательно отслеживают свое
положение в группе. Они чутко реагируют
на изменение места каж¬дого человека
в группе и стараются не переступать очер¬ченные
для каждого из них границы.
Для крупных японских фирм характерна
система «пожизненного найма», которая
охватывает до 30% об¬щего числа наемных
работников. Сущность этой систе¬мы сводится
к следующему: каждый год в начале апре¬ля
(после окончания учебного года) фирмы
заполняют имеющиеся вакансии выпускниками
школ и универси¬тетов, которые после
адаптации и обучения приступают к непосредственному
выполнению своих обязанностей. Фирмы
гарантируют своим работникам занятость
не только до их выхода на пенсию в 55 лет
(а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае
спада производства и возникновения других
непредвиденных обстоятельств [39].
При «пожизненном найме» у работника появляются
чувства стабильности своего положения
в жизни, уверенности в зав¬трашнем дне.
К нанявшей их фирме работники прони¬каются
чувствами благодарности, преданности
и привя¬занности. На протяжении всего
времени работы на фирме работники чувствуют
себя ее должниками. В связи с этим японскую
систему «пожизненного найма» следует
рассматривать как мощное средство мотивационного
воздействия.
Китайский социализм: альтернатива или синтез? (Александр Салицкий) |
К преимуществам
Китая, которые были учтены руководством
страны и воплощены в жизнь, можно отнести
умение планировать на долгосрочную и
даже, думаю, на историческую перспективу.
Традиция планирования в Китае – это не
только способ социалистического хозяйствования,
но и национальная исторически закрепившаяся
форма экономической деятельности, в первую
очередь крестьянства. Она помогла избежать
очень многих болезней, характерных для
других стран.
Планирование, прогнозирование,
расчет – всего этого остро
не хватает в современном мире.
Но в Китае они укоренились, что
делает китайский социализм Для российского сознания, в отличие от мировосприятия китайцев, характерно черно-белое видение мира. Нам зачем-то надо противопоставлять государство и частника, план и рынок. В Китае отбросили подобного рода ложные противопоставления. Сильное государство и развитый рынок могут спокойно сосуществовать, сильные национальные корпорации целенаправленно выращивают и достраивают. Один из основных пороков марксизма – тенденция рассматривать как непременно антагонистические противоречия между трудом и капиталом, между наемным работником и предпринимателем. В действительности эти отношения включают как противоречия, так и существенный элемент партнерства. Когда внимание акцентируется на партнерстве, а противоречия стараются смягчить, причем на государственном уровне, несовпадение интересов перестает быть разрушительным для общества. Тогда удается совместить капитализм с социализмом, тогда не возникает ложной оппозиции рынка и государства. Китайским реформаторам удалось смягчить противоречия, которые действительно нарушали нормальную жизнь. С приходом нового руководства на XVI съезде КПК (2002 г.) в Китае стали острее ставить и лучше решать вопросы, связанные с социальным неравенством. Уже четыре года подряд в стране сокращается разрыв в доходах между наиболее состоятельными и бедными слоями населения. Это важное завоевание и важное направление работы на будущее: ведь помимо прочего, более равномерное распределение доходов ведет к увеличению емкости внутреннего рынка. Собственно, такая задача и была поставлена на XVII съезде, сейчас она несколько обострилась, поскольку в условиях глобального финансово-экономического кризиса появились проблемы со сбытом продукции на внешнем рынке. Внутренний рынок должен начать играть все более важную роль в развитии страны, но ключ к его расширению как раз в более равномерном распределении доходов. Если удастся этого добиться, то и поставленные XVII съездом социальные цели будут достигнуты. В китайской
экономике и ее внешней экспансии
есть благоприятная для внешнего
мира сторона: партнеры из этой страны
– долгосрочные игроки, игроки с
относительно понятными и просчитываемыми
на перспективу намерениями. Традиционное
стремление не «потерять лицо», забота
о своей репутации делает китайских
партнеров более Китайская экономическая политика включает еще один важный элемент: в ней заложен мощный потенциал противостояния экономическому хаосу, стремление привести в порядок то плохо организованное пространство, в котором очень крупные движения спекулятивного капитала обрушивают экономику целых стран путем чудовищных взлетов и падений биржевых индексов и цен. Все это не согласуется с китайским миропониманием и не соответствует представлениям о должном ведении дел современного китайского хозяйственника. У него есть привычка планировать, как у крестьянина, который планирует посев и думает об урожае, хочет знать, по каким ценам он купит и продаст. Он заинтересован в макроэкономической стабильности, в стабильности внешних условий. Взаимодействие Китая с мировой экономикой может привнести в нее элемент упорядочения, а это было бы крайне полезно. Стабилизация экономики, в том числе через расширение отношений с Китаем, выгодна всем, кто стремится хозяйствовать рационально и не склонен ловить рыбку в мутной воде. Повторю, что китайская модель по своей генетике – сборная, синтетическая. Китай перенял опыт других стран и в целом успешно приложил его к своим условиям. В фундаменте китайской модели можно найти и «кости» Советского Союза, и достижения новых индустриальных стран, и «нового курса» США, который очень внимательно изучался в Китае. Там присутствуют элементы социального государства Германии и Франции, некоторые черты скандинавской модели социального капитализма. Мы живем во
взаимосвязанном мире, в котором
много стандартного, но было бы неверно
видеть его будущее как унылое
однотипное, лишенное национальной специфики
пространство. Будущее китайской
экономической модели я вижу в
новом синтезе, во взаимодействии с
другими существующими на планете
удачными способами хозяйственной
деятельности. Быстро меняется не только
Китай, но и другие страны. Поэтому
синтетические формы могут Любопытно, что
по мере экономического роста Китая
каждый его регион приобрел дополнительную
специфику. Регионы страны весьма неоднородны
даже в социально-политическом отношении.
Есть провинции и города, где для
большинства населения Китай – гигантская
страна с удивительным разнообразием
географических и социально-экономических
условий. Он неизбежно должен был
дать планете пример некой новой
универсальности. Другим странам трудно
целиком перенести эту модель
на свою почву, но многое, конечно, можно
и нужно заимствовать. Китайский
социализм – это альтернатива
слепому копированию чужих |
Информация о работе Американская модель социальной экономики