Американская модель социальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:32, реферат

Описание работы

Рыночная, а со временем "социальная рыночная экономика" Соединенных Штатов, несомненно, имеет свои особенности. Ани патриархальные, ни феодальные, ни кастой, ни любые другие узы не сдерживало развитие рыночных отношений на американском континенте. Наиболее ловкие и отчаянные европейские переселенцы привнесли сюда предпринимательскую хватку и инициативу. Отсутствие устоявшихся традиций и наслоений социального характера способствовали становлению "рыночной системе" в классическом виде. Главные ее признаки - частная собственность, предпринимательство в различных его формах, различные виды конкуренции, разнообразие и багатобарвнисть рынков. По мере становления "дикого капитализма" он облагороджуеться правовыми основами хозяйственной деятельности, растет экономическая и политическая роль государства, вырабатываются и утверждаются демократические основы общества, а вместе с ними и соответствующие социальные и юридические институты. Многочисленные выходцы из разных стран и континентов со своей неповторимой и разнообразной культурой, традициями, цветом кожи, языке и говор, вероисповеданию и религиозными взглядами через "американский плавильных котел" образуют принципиально новое сообщество - американский народ. Рассмотрение этого чрезвычайно сложного процесса - дело многочисленных специалистов и специалистов - етнологив, антропологов, психологов.

Работа содержит 1 файл

Американская модель социальной экономики.docx

— 42.71 Кб (Скачать)

Немецкие компании активно сотрудничают с университетами и НИИ и организациями (общество имени Макса Планка, общество имени  Фрауенгофера), которые пользуются поддержкой со стороны государства в лице федерального министерства образования и научных исследований. Еще один немецкий феномен – это Ассоциация производителей в машиностроении (VDMA). Состоящие в ней предприятия и организации платят 0,5% своих годовых доходов в исследовательский фонд, средства которого расходуются на отраслевые НИОКР.

7) Эффективные  трудовые отношения.

Стабилизирующим фактором для немецкой экономики  являются стабильные и устойчивые отношения  между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для  послевоенной Германии не свойственны  те классовые антагонизмы, которые  имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.

8) Формализованный  производственный менеджмент.

Немецкие менеджеры  придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень  формализации в виде инструкции, правил, обязанностей и т.п. Менеджеры склонны  меньше импровизировать, а больше действовать  в соответствии с правилами и  инструкциями. Причем эта особенность  – точное определение роли и правил – особенно культивируется в государственных  учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие управляющие много внимания уделяют планированию. Если ситуация осложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.

ЯПОНСКАЯ  МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА 
За последние два десятилетия Япония заняла лиди¬рующее положение на мировом рынке. Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор.  
«Японцы считают, что человеческие ресурсы – основной фактор менеджмента. Японская система хозяйствования опирается на исторически сложившиеся традиции груп¬повой сплоченности и прирожденную устремленность японцев к созданию высококачественной продукции», - пишет В. Вахрушев [4. C.14] . 
Традиция групповой сплоченности связана с заняти¬ем японцев рисосеянием, требующим огромных затрат труда и обильного полива посевов, что было не под силу одной семье. Для создания искусственных водоемов лю¬дям приходилось объединяться в группы, артели. 
Сущностью японского менеджмента является управле¬ние людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как, скажем, американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.  
Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (сти¬мулы) они воспринимают через призму социальных по¬требностей, хотя в последнее время японский менедж¬мент впитал в себя отдельные мотивационные концеп¬ции американского менеджмента, ориентированного на психологию индивида [19; 25].  
Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «работоголиками». В иерархии ценностей япон¬ского народа труд стоит на первом месте. Японцы испы¬тывают удовлетворение от хорошо выполненной работы.  
Японская модель менеджмента ориентирована на «со¬циального человека», концепция которого была выдвину¬та возникшей в США «школой человеческих отноше¬ний», пришедшей на смену тейлоризму, который во гла¬ву угла ставил материальные запросы и стимулы «экономического человека». 
«Социальный человек» имеет специфическую систе¬му стимулов и мотивов. К стимулам относится заработ¬ная плата, условия труда, стиль руководства, межлично¬стные отношения между работниками. Мотивами к труду являются трудовые успехи работника, признание его за¬слуг, служебный рост, профессиональное совершенство, степень делегируемой ответственности, творческий под¬ход [21; 25].  
И.С. Цимицов отмечает, что «сильнейшим средством мотивации в Японии являет¬ся «корпоративный дух» фирмы, под которым понимает¬ся слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В осно¬ве «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников» [37. C.37]. 
Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ве¬домые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказы¬вают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фир¬мы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хон¬да» и др. Этим японцы отличаются от американцев, ко¬торые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они, прежде всего, называют свое имя. 
Японцы, высоко ценящие групповые отношения, особенно внимательно отслеживают свое положение в группе. Они чутко реагируют на изменение места каж¬дого человека в группе и стараются не переступать очер¬ченные для каждого из них границы. 
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30% об¬щего числа наемных работников. Сущность этой систе¬мы сводится к следующему: каждый год в начале апре¬ля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и универси¬тетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств [39]. 
При «пожизненном найме» у работника появляются чувства стабильности своего положения в жизни, уверенности в зав¬трашнем дне. К нанявшей их фирме работники прони¬каются чувствами благодарности, преданности и привя¬занности. На протяжении всего времени работы на фирме работники чувствуют себя ее должниками. В связи с этим японскую систему «пожизненного найма» следует рассматривать как мощное средство мотивационного воздействия.
 

Китайский социализм: альтернатива или синтез? (Александр  Салицкий)
 
К преимуществам Китая, которые были учтены руководством страны и воплощены в жизнь, можно отнести умение планировать на долгосрочную и даже, думаю, на историческую перспективу. Традиция планирования в Китае – это не только способ социалистического хозяйствования, но и национальная исторически закрепившаяся форма экономической деятельности, в первую очередь крестьянства. Она помогла избежать очень многих болезней, характерных для других стран.

Планирование, прогнозирование, расчет – всего этого остро  не хватает в современном мире. Но в Китае они укоренились, что  делает китайский социализм альтернативой  царящим в мире хаосу и беспорядку. Поэтому концепцию научного развития, лежащую в основе нынешнего курса  КПК, можно рассматривать не как  лозунг, а как требование эпохи.

Для российского  сознания, в отличие от мировосприятия китайцев, характерно черно-белое видение  мира. Нам зачем-то надо противопоставлять  государство и частника, план и  рынок. В Китае отбросили подобного  рода ложные противопоставления. Сильное  государство и развитый рынок  могут спокойно сосуществовать, сильные  национальные корпорации целенаправленно  выращивают и достраивают.

Один из основных пороков марксизма – тенденция  рассматривать как непременно антагонистические  противоречия между трудом и капиталом, между наемным работником и предпринимателем. В действительности эти отношения  включают как противоречия, так и  существенный элемент партнерства. Когда внимание акцентируется на партнерстве, а противоречия стараются  смягчить, причем на государственном  уровне, несовпадение интересов перестает  быть разрушительным для общества. Тогда удается совместить капитализм с социализмом, тогда не возникает  ложной оппозиции рынка и государства. Китайским реформаторам удалось  смягчить противоречия, которые действительно  нарушали нормальную жизнь.

С приходом нового руководства на XVI съезде КПК (2002 г.) в Китае стали острее ставить  и лучше решать вопросы, связанные  с социальным неравенством. Уже четыре года подряд в стране сокращается  разрыв в доходах между наиболее состоятельными и бедными слоями населения. Это важное завоевание и  важное направление работы на будущее: ведь помимо прочего, более равномерное  распределение доходов ведет  к увеличению емкости внутреннего  рынка. Собственно, такая задача и  была поставлена на XVII съезде, сейчас она несколько обострилась, поскольку в условиях глобального финансово-экономического кризиса появились проблемы со сбытом продукции на внешнем рынке. Внутренний рынок должен начать играть все более важную роль в развитии страны, но ключ к его расширению как раз в более равномерном распределении доходов. Если удастся этого добиться, то и поставленные XVII съездом социальные цели будут достигнуты.

В китайской  экономике и ее внешней экспансии  есть благоприятная для внешнего мира сторона: партнеры из этой страны – долгосрочные игроки, игроки с  относительно понятными и просчитываемыми  на перспективу намерениями. Традиционное стремление не «потерять лицо», забота о своей репутации делает китайских  партнеров более предсказуемыми.

Китайская экономическая  политика включает еще один важный элемент: в ней заложен мощный потенциал противостояния экономическому хаосу, стремление привести в порядок то плохо организованное пространство, в котором очень крупные движения спекулятивного капитала обрушивают экономику целых стран путем чудовищных взлетов и падений биржевых индексов и цен. Все это не согласуется с китайским миропониманием и не соответствует представлениям о должном ведении дел современного китайского хозяйственника. У него есть привычка планировать, как у крестьянина, который планирует посев и думает об урожае, хочет знать, по каким ценам он купит и продаст. Он заинтересован в макроэкономической стабильности, в стабильности внешних условий. Взаимодействие Китая с мировой экономикой может привнести в нее элемент упорядочения, а это было бы крайне полезно. Стабилизация экономики, в том числе через расширение отношений с Китаем, выгодна всем, кто стремится хозяйствовать рационально и не склонен ловить рыбку в мутной воде.

Повторю, что  китайская модель по своей генетике – сборная, синтетическая. Китай  перенял опыт других стран и в  целом успешно приложил его к  своим условиям. В фундаменте китайской  модели можно найти и «кости»  Советского Союза, и достижения новых  индустриальных стран, и «нового  курса» США, который очень внимательно  изучался в Китае. Там присутствуют элементы социального государства  Германии и Франции, некоторые черты  скандинавской модели социального  капитализма.

Мы живем во взаимосвязанном мире, в котором  много стандартного, но было бы неверно  видеть его будущее как унылое однотипное, лишенное национальной специфики  пространство. Будущее китайской  экономической модели я вижу в  новом синтезе, во взаимодействии с  другими существующими на планете  удачными способами хозяйственной  деятельности. Быстро меняется не только Китай, но и другие страны. Поэтому  синтетические формы могут оказаться  достаточно продуктивными. Так было всегда: какая-то нация достигает  экономического величия, после чего ее наработки расходятся по всему  миру, приобретают те или иные национально  окрашенные черты. Наверное, и китайская  модель со временем начнет усваиваться  другими странами, породит новые  синтетические формы.

Любопытно, что  по мере экономического роста Китая  каждый его регион приобрел дополнительную специфику. Регионы страны весьма неоднородны  даже в социально-политическом отношении. Есть провинции и города, где для  большинства населения характерна ярко выраженная ориентация на сильную  роль государства в экономике, там  привыкли работать на предприятиях государственного сектора. Есть регионы, где население  предпочитает хозяйствовать небольшими группами или семьями. Разные уклады удается соединять в одной  стране и оставлять достаточную  свободу для хозяйственных проявлений рационально мыслящего народа. Словом, особенность китайской модели, может  быть, состоит как раз в том, что авторы этой модели не стали  возводить в абсолют национальную специфику страны. С тех пор  как Китай начал всерьез открываться  миру, каналы общения с ним неуклонно  расширялись, шло постоянное экспериментирование. Результаты экспериментов изучались  и анализировались, что позволило  создать модель, черты которой  многие зарубежные наблюдатели находят  и в истории своих стран, и  в современности.

Китай – гигантская страна с удивительным разнообразием  географических и социально-экономических  условий. Он неизбежно должен был  дать планете пример некой новой  универсальности. Другим странам трудно целиком перенести эту модель на свою почву, но многое, конечно, можно  и нужно заимствовать. Китайский  социализм – это альтернатива слепому копированию чужих моделей  и пример творческого синтеза  достижений человечества.

Информация о работе Американская модель социальной экономики